Урок физики на тему «Механическое давление». 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Традиционный.

Цели урока: дать определение механическому движению. Познакомиться с понятиями перемещения, траектории, пути.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать понятия “механическое движение”, “перемещение”, “траектория”, “путь”.
  • познакомиться с относительностью механического движения..
  • продолжить формирование умения использования приставок кило-, милли-, санти-, деци- и т.п.
  • формирование понятия об относительности механического движения.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных качеств, культуры общения
  • формирование интереса к изучаемому предмету
  • стимулирование  любознательности, активности на уроке
  • развитие работоспособности

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса
  • развитие интеллектуальных способностей
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале
  • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Средства обучения:

  • Учебник “Физика 7” А.В. Перышкин параграф 13.
  • Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин.
  • Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).
  • Тележка, деревянный брусок.
  • Презентация.
  • Компьютер.
  • Иллюстрации по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Что такое “Механическое движение”?
  3. Определение понятия “механическое движение”.
  4. Относительность механического движения.
  5. Перемещение, траектория, путь.
  6. Определение понятия “перемещение”.
  7. Траектория. Примеры траекторий различных тел.
  8. Путь. Единицы измерения пути.
  9. Работа в малых группах по определению численного значения перемещения и пути.
  10. Закрепление изученного материала.
  11. Подведение итогов.
  12. Домашнее задание.

Этапы урока

Работа учителя. Работа учащихся. Записи в тетради. Используемые слайды, пособия. Время.
1 Организационный момент. Приветствие.   Слайд 1 1
2.1 Учитель предлагает ученикам несколько примеров:

-по дороге едет машина

-течет вода в реке

-Земля вращается вокруг Солнца

-колышется от ветра ветка дерева

-падает капля дождя

Что общего во всех этих примерах?

После обсуждения ученики обычно приходят к выводу. Что во всех этих случаях говориться о движении.   Слайд 2 1
Что же такое механическое движение? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Итак, тема урока: МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Записывают в тетрадь тему урока. Механическое движение. Слайд 3 1
Что такое механическое движение? Как мы узнаем, что тело движется? Обычно ученики останавливаются на том, что движение – это движение.   5
На демонстрационном столе стоит тележка и деревянный брусок.

Рассмотрим пример: на столе стоит тележка. Движется ли она?

Нет.  
Учитель предлагает ученикам закрыть глаза. Он не трогает тележку. Когда ученики открывают глаза, она стоит на прежнем месте.

Вопрос: двигалась ли тележка? Почему.

Ответ: Нет, тележка не двигалась. Ее положение не изменилось.  
Учитель предлагает ученикам снова закрыть глаза и передвигает тележку. Когда ученики открывают глаза – она стоит на новом месте.

Вопрос: двигалась ли тележка? Почему.

Ответ: тележка двигалась, потому что изменилось ее положение.  
Вопрос: почему мы можем утверждать, что изменилось положение тележки? Ответ: она стояла близко к деревянному бруску, а теперь далеко от него.  
Вопрос: итак, как же мы узнаем, что тело движется? Ответ: оно меняет свое положение относительно других тел.  
Вопрос: где движется тело? Ответ: в пространстве.  
Вопрос: мгновенно ли изменяется положение тела? Ответ: нет, с течением времени.  
Учитель предлагает ученикам самим дать определение механического движения. Обычно, после нескольких попыток, ученики правильно формулируют определение механического движения.

Механическое движение – это изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени.

  3
Учитель предлагает записать определение в тетрадь. Записывают определение в тетрадь. Механическое движение – это изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени.
Если положение тел относительно друг
друга не меняется с течением времени,
то говорят, что эти тела находятся
в покое относительно друг друга.
   
2.2 Учитель обращает внимание детей на фразу “относительно других тел”.

Вопрос: может ли одно и тоже тело одновременно покоиться и двигаться.

После обсуждения, ребята приходят к выводу, что одно и то же тело может покоиться относительно одних тел и двигаться относительно других тел.   Слайд 4 4
Учитель кладет брусок на тележку и перемещает ее по поверхности стола. Вопрос: относительно каких тел тележка покоится? Движется? Ответ: тележка покоится относительно бруска и движется относительно поверхности стола, учеников, стен, доски и т.д.  
Учитель демонстрирует на экране слайд 4 и просит учеников описать движения на слайде. Какие тела покоятся, какие движутся. Относительно каких тел? Красная машина движется относительно других машин и деревьев

Зеленая машина движется относительно красной машины и деревьев, но покоится относительно желтой машины.

Деревья покоятся относительно друг друга, но движутся относительно всех машин.

 
Учитель демонстрирует на экране слайд 5 и просит учеников описать движения на слайде. Какие тела покоятся, какие движутся. Относительно каких тел? Летящие самолеты покоятся относительно друг друга и движутся относительно поверхности Земли и относительно облаков. Птицы, летящие клином, так же покоятся относительно друг друга.   Слайд 5
Учитель просит учеников привести свои примеры относительности движения тел. Ученики приводят примеры.

Возможные варианты: водитель машины покоится относительно машины и движется относительно придорожных фонарей; ученики в классе покоятся по отношению друг к другу и движутся по отношению к Солнцу.

 
3.1 Учитель демонстрирует на экране слайд 6. Пусть некое тело, совершая механическое движение переходит из точки А в точку В. Говорят, что тело переместилось из точки А в точку В. Направленный отрезок АВ называется перемещением тела.   Перемещение – направленный отрезок, соединяющий начальное положение тела и конечное положение тела. Слайд 6 4
3.2 Учитель просит подойти ученика (желательно с последней парты).

Учитель просит учеников примерно определить, на какое расстояние переместился ученик. Такое же расстояние ему пришлось пройти?

Ученик встает, обходит ряд парт, обходит стол учителя и подходит к учителю.

Ученику пришлось пройти расстояние больше того, на которое он переместился. Он шел не по прямой, ему пришлось обходить парты.

 
Каждое тело при движении описывает некоторую линию.

Вопрос: Какую линию описывает Земля, двигаясь вокруг Солнца? Падающая капля дождя в безветренную погоду? Брошенный вперед мяч?

Ответ: Земля движется по окружности. Капля дождя падает по прямой линии. Мяч летит по дуге.   Слайды

7 - 14

3
Линия, которую описывает тело при движении, называется траекторией. Траектория движения тел может быть прямой, ломаной, кривой линией.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть фотографии и картинки на слайдах 7 – 14. Что изображено на них?

На фотографиях и слайдах показаны траектории движения различных тел: следы на снегу – кривые линии; След змеи на песке – волнистая линия;

Падающие капли дождя – прямые линии; траектория астероида на небе – дуга;, траектория Земли, движущейся вокруг Солнца – окружность; Траектории самолетов – кривые линии; Траектория человека на эскалаторе или в лифте – прямые линии; Траектория молекулы – ломаная линия; траектория экспедиции Магеллана – кривая линия.

 
Учитель демонстрирует слайд 15.

Вопросы: Какую траекторию относительно поверхности Земли описывают точка 1.

Какую траекторию описывает точка 2 относительно точки 1?

Какую траекторию описывает точка 3 относительно поверхности Земли? Относительно точки 1?

Какую траекторию описывает точка 4 относительно точки 1? Относительно поверхности Земли?

Ответы: Траектория точки 1 относительно поверхности Земли – прямая линия.

Траектория точки 2 относительно точки 1 – окружность.

Траектория точки 3 относительно поверхности Земли – прямая линия. Относительно точки 1 точка 3 не движется, следовательно, ее траектория – точка.

Траектория точки 4 относительно точки 1 – окружность. Относительно поверхности Земли – винтовая линия.

  Слайд 15  
Учитель предлагает ученикам записать в тетрадь определение траектории. Записывают определение. Траектория – это воображаемая линия, вдоль которой движется тело. Слайд 16 2
3.3 Длина траектории, то есть расстояние, которое прошло тело, называется путем. Записывают определение. Путь – длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. 2
Путь – физическая величина, его можно измерить. Единица измерения в СИ – 1 метр. Однако если пройденное расстояние слишком велико или мало можно использовать дольные и кратные величины.

Учитель просит учеников привести примеры движения, в которых путь удобнее измерять в мм, см, дм, км.

Возможные варианты ответов:

В см – путь улитки за минуту.

В км – путь едущей машины за несколько часов.

    2
Задание 1.

25 мм = ? м

4 см = ? м

36 дм = ? м

5 км = ? м

Задание 2.

235 м = ? км

0,06 м = ? мм

0,4 м = ? см

5 м = ? дм

После самостоятельного выполнения задания, один из учеников читает ответы, остальные следят за правильностью, при необходимости исправляют ошибки.

При выполнении данного задания и далее ученики, правильно выполнившие задание получают 1 балл (баллы они фиксируют на полях в тетради).

Выполняют задание в тетради.

Задание 1.

25 мм = 0,025 м

4 см = 0,04 м

36 дм = 3,6 м

5 км = 5000 м

Задание 2.

235 м = 0,235 км

0,06 м = 60 мм

0,4 м = 40 см

5 м = 50 дм

Задание 1.

25 мм = 0,025 м

4 см = 0,04 м

36 дм = 3,6 м

5 км = 5000 м

Задание 2.

235 м = 0,235 км

0,06 м = 60 мм

0,4 м = 40 см

5 м = 50 дм

Слайд

17 - 19

3
4 Ученики делятся на группы (по два человека или по четыре). Каждая группа получает лист с изображенной на нем картой центра Санкт-Петербурга (с указанием масштаба: 2 см – 100 м) и задание. Приложение 1.

Задание 1. Выберите кратчайший маршрут от станции метро “Владимирская” до Шереметьевского дворца. Начертите траекторию и измерьте путь, учитывая масштаб карты. Измерьте, расстояние, на которое совершается перемещение. Сравните его с длиной пути.

Задание 2. Выберите кратчайший маршрут от “Пяти углов” до станции метро “Маяковская”. Начертите траекторию и измерьте путь, учитывая масштаб карты. Измерьте, расстояние, на которое совершается перемещение. Сравните его с длиной пути.

Задание 3. Выберите кратчайший маршрут от Музея Арктики и Антарктики до Аничкова моста. Начертите траекторию и измерьте путь, учитывая масштаб карты. Измерьте, расстояние, на которое совершается перемещение. Сравните его с длиной пути.

Каждая группа выполняет свое задание.

Когда задания выполнены, представители групп отчитываются в выполнении задания, показывая маршрут экране, куда проецируется карта.

Пройденное расстояние во всех случаях больше расстояния, на которое переместилось тело, так как траектория – не прямая линия.

(Задание 1: перемещение на 900 м, путь – 1100 м.

Задание 2: перемещение на 950 м, путь – 1200 м.

Задание 3: перемещение на 1100 м, путь – 1500 м.)

Решение задачи, расчеты. Слайд 20 10
5 Вопрос: С какими новыми понятиями мы познакомились сегодня? Дайте им определение. Ответ: механическое движение –

Перемещение –

Траектория –

Путь -

  Слайд 21 2
Вопрос: Можно ли однозначно определить движется или покоится тело? Ответ: нет, надо указать, относительно каких тел оно движется или покоится.  
Вопрос: Всегда ли реально пройденное расстояние равно расстоянию между начальным и конечным положением тела? Ответ: нет, траектория не всегда прямая линия.  
6 Итоги урока: учащиеся, набравшие за урок 5 и более баллов, получают положительные оценки.     1
7 Домашнее задание: А.В. Перышкин, учебник “Физика 7”: параграф 13.

А.В. Перышкин, сборник задач по физике для 7-9 классов: глава 6.

    Слайд 22 1

Приложение

Используемая литература.

  1. Перышкин А.В.учебник “Физика 8”
  2. Перышкин А.В. “Сборник задач по физике 7 – 9 классы”, Москва, “Экзамен”, 2006 г.
  3. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов “Сборник вопросов и задач по физике 5 – 9 классы”, Санкт-Петербург, “Валерии СПД”, 2001 г.
  4. http://kak-i-pochemu.ru