Урок математики на тему «Сантиметр». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: знакомство с единицей длины – сантиметром  в ходе практической работы и наблюдений.

Задачи:

  • научить использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения – сантиметр;
  • развивать  вычислительные навыки и логическое мышление;
  • воспитывать чувство товарищества при выполнении заданий в группе;
  • учить оценивать свою работу и работу одноклассников.

Планируемые результаты:

Предметные:

             Метапредметные:                             Личностные:
  • в результате практических действий использовать линейку для измерения длины отрезков;
  • в результате практических действий осваивать единицу измерения – сантиметр, выражать длину отрезка в сантиметрах;
  • выполнять задание в Рабочей тетради;
  • осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
  • воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
  • оценивать свою деятельность на уроке на основе образца и составленных критериев;
  • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы;
  • работать в паре и оценивать товарища;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • слушать учителя и выполнять его требования;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания.
  • Проявлять интерес к математике;
  • Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение деятельности. Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!
– И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тучка и солнышко. Если  у вас сейчас хорошее настроение поднимите вверх солнышко, если вас что-то беспокоит, вы волнуетесь, то поднимите тучку. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. Спасибо большое. 
– Мне стало так тепло от ваших солнышек и мне кажется, что мы перенеслись в жаркую Африку, а здесь нас уже встречают наши друзья. Узнаёте их?
 

 

 

 

 

 

Удав, Попугай и Слонёнок

2.Актуализация знаний.
Мотивация.
– Они приготовили для вас сложные, но интересные задания. У мартышки на орехах были записаны числа, но некоторые из них стёрлись, давайте поможем ей.
– Назовите число, которое стоим между числами 2 и 4?
– Назовите число последующее 4?.
– Назовите число,  предыдущее 8?  10.
– Назовите число на 1 более 8?
– Назовите двузначное число, которое здесь пропущено?
– Что у нас получилось? Молодцы, вы очень хорошо поработали!!!
– Ребята, кто знает из какого мультфильма наши герои? Как он называется? Давайте сейчас с вами вспомним фрагмент этого мультфильма.
 

3
5
7
9
10
Числовой ряд

–38 попугаев.  Просмотр м/ф

 

 

3.Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Что делали зверята в мультфильме?
–Чему равна длина удава?
– Почему у них получались разные результаты измерения? т.е они использовали разные мерки.
– Ребята, так почему же наш удав такой грустный?
– Ребята, так давайте поможем ему узнать свой рост, может это у нас лучше получиться? Сейчас вы будете исследователями. Вы знаете, кто такие исследователи?
– Вы уже сидите по группам, и я вам напомню правила работы в группе.
Каждая группа в коробочке будет лежать цветная мерка при помощи которой вы будете измерять удава. Чтобы измерить длину удава вам нужно его выпрямить и посчитать, сколько раз в нем поместится ваша мерочка. Начинаем мерить от головы до хвоста. Когда вы измерите длину, возьмите в коробочке веер и покажите число, сколько раз поместилась ваша мерка в удаве и поднимите вверх. Так я увижу, чья группа готова. Достаньте из коробочки игрушку и мерку.
Практическая работа по группам.
1 группа – измеряет розовой меркой.
2 группа – измеряет жёлтой меркой.
3 группа – измеряет зелёной меркой.
4 группа – измеряет оранжевой  меркой.
Проверка. Ребята, попрошу выйти от каждого представителя группы взять с собой мерку и ваш веер. Покажите всем ваши мерки. Сколько уложилось розовых мерок? Жёлтых? Зелёных? Оранжевых?
– Почему и у нас с вами тоже получились разные ответы? Как вы думаете, в чём наша ошибка?
–Как можно исправить нашу ошибку?

 

–измеряли длину удава

38п, 5м  и 2с
– шаги у них разного размера

 

– Он не может понять, какой же у него рост.
–люди, которые что-то исследуют, выясняют.

 

 

 

 

 

 

 

–Для измерения длины нужно пользоваться одной меркой
–мы пользовались разными мерками

– взять одинаковую мерку

4. «Открытие нового знания». Решение учебной задачи – Правильно, чтобы не было путаницы, люди выбрали единую мерку. Что же это за мерка, хотите узнать?
– Чему должны будем научиться?
– Какие вы молодцы, но я вижу, что вы немного устали и предлагаю вам отдохнуть вместе с нашими героями. Они тоже очень любят музыку и танцы.  Физкультминутка.
– Ребята, давайте вернёмся к нашему первому заданию. Что у нас получилось?
– Где ещё мы могли увидеть такой числовой ряд? На каком инструменте?
– Посмотрите на линейку. На ней есть большие и маленькие деления. Расстояние между двумя большими делениями на линейке называют словом  см.  Давайте хором прочитаем это слово.  А сокращённо записывают так СМ
– Ребята, посмотрите,  на линейке начинается отсчёт с какого числа?
Расстояние от 0 до 1  – расстояние в 1 см
– Что мы сейчас с вами узнали?
– что же это за единая мерка
– пользоваться этой меркой
– числовой ряд
– на линейке
Сантиметр

 
– с 0

5. Первичное закрепление – Ребята, поднимите руку, кто из вас уже умеет пользоваться линейкой и измерять длину отрезков?
– Давайте выясним правила измерения длин отрезка с помощью линейки?
Игра называется, закончи фразы
1. Чтобы измерить длину отрезка нужно взять ….(линейку).
2. От какого числа вы бы начали измерять длину?  0
3. Другой конец покажет на число – это и есть длина отрезка. Какай длины наш отрезок?
– Ребята, посмотрите, наши друзья тоже учились измерять длину отрезков с помощью линейки. Кто из них правильно выполнил задание?  Почему ошибся?
– Молодцы, ребята, наши глазки устали, давайте немного отдохнём. Физкультминутка для глаз.
 
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение – Ребята, а теперь давайте попробуем самостоятельно измерить длину отрезков. У вас на столе лежат листочки. Перед вами четыре отрезка разного цвета. Измерьте их длину в сантиметрах и в окошко запишите число. Вспомните, как правильно надо приложить линейку к отрезку.
– Ребята, а теперь давайте проверим свою работу. Перед вами эталон для проверки, если у вас есть ошибки, то зачеркните. Самопроверка по эталону. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы, ребята.
– Ребята, какого цвета самый короткий отрезок?
– Какие отрезки получились одинаковой длины?
– Ребята, а почему когда мы измеряли отрезки, у нас у всех получились одинаковые результаты? Как называется такая мерка?
– Ребята, что мы сейчас научились делать?
 

Зелёный 2 см
Чёрный и красный по 6 см
Потому что мы пользовались одинаковой меркой
Измерять длину отрезка с помощью линейки и выражать её в см.

7. Итог урока. Рефлексия – Ребята, наш урок заканчивается и нам пора возвращаться домой из жаркой Африки. Давайте вспомним, кто был у вас в гостях? – Ребята, а как мы развеселить нашего удава?
– Достаньте из коробочки удава и измерьте его длину. Вспомните, с какого числа вы начнёте измерять? Какой рост у удава?
– Ребята, посмотрите,  наш удав стал веселым, и теперь он знает свой рост!
– Какой бы вы совет могли дать зверятам из мультфильма 38 попугаев? Как нужно правильно прикладывать линейку?
– Продолжите фразы:
  • Я узнал…
  • Я научился…

– Ребята, а теперь оцените свою работу на уроке, если вы работали хорошо,  запомнили правила определения длины отрезков поднимите вверх солнышко. Если вы чего-то не поняли или  не стесняйтесь, поднимите тучку.
– Вы очень хорошо поработали на уроке. Я и герои нашего мультфильма благодарим вас за работу. Молодцы!!!


– Мы можем измерить его длину

– При измерении длины нужно пользоваться одинаковой меркой

Приложение 1