Проектная деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность выбранной темы:

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. В современных условиях актуальность возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях с людьми. Поскольку основные структуры личности закладываются именно в дошкольный возраст, воспитанию необходимых личностных качеств у детей, возлагается особая ответственность на семью и дошкольное учреждение. В связи с этим возникает вопрос: « Как мы, взрослые, можем воспитать в ребенке все необходимые качества, если зачастую сами не умеем правильно вести себя в той или иной ситуации или по отношению  друг другу?». Не секрет, что во всех дошкольных учреждениях возникают конфликтные ситуации. Они могут происходить между родителями и воспитателями, между самими родителями или коллегами по работе. И как видно из практики дети всегда становятся невольными свидетелями взрослых конфликтов.

 Классификация конфликтов, возникающих в детском саду:

  • Воспитатель – воспитатель. Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношению с родителями, детьми, заведующей, ощущение собственной нереализованности.
  • Воспитатель – родитель. Причины: разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе.
  • Родитель – заведующий. Причины: завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединяются одним важным и значимым критерием – это его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Что бы достичь высокого качества образования наших воспитанников, и полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, необходимо создать для ребенка единое образовательное пространство. Это возможно только при условии разработки новой системы и совместной работы ДОУ и семьи.

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности педагогов и родителей для создания психологических условий в социально-коммуникативном развитии ребенка.

Участники проекта: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги, администрация, родители.

Срок проекта:1 год (сентябрь-август)

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества – участники занимают равные позиции;
  • конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
  • доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
  • диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Модель социально-коммуникативного развития в ДОУ:

Психологическое сопровождение педагогов состоит из разделов проектной работы:

Каждый раздел проектной работы можно назвать как «Проекты в проекте», у которых есть свои задачи и формы взаимодействия между участниками.

1-й раздел «Структура педагогических способностей»

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышленников. Поэтому, над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Задачи раздела:

  • Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности.
  • Знакомство с причиной возникновения конфликтов, умение ее определить; правильное формулирование и разрешение конфликтной ситуации.
  • Повышение коммуникативной компетентности педагогов: помощь в правильном выборе коммуникативной позиции в общении с ребенком и его родителями; умение чувствовать ритмику разговора, владение приемами «Я-сообщения», «Вы-подхода», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
  • Развитие умений и навыков гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

Формы взаимодействия: анкетирование и тесты, семинар-практикум, мини-лекции, педагогические игры, презентации.

2-й раздел «Мотивация к педагогической деятельности»

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другие. Однако работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагогом, но и в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и их родителями, то есть создать мотивацию к  деятельности педагогов.

Задачи раздела:

  • Определение уровня социально-психологического климата в коллективе.
  • Понимание и принятие важности взаимодействия в команде как залога успешности в профессиональной деятельности.
  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Формирование навыков позитивного, созидательного общения воспитателей.

Формы взаимодействия: анкетирование, тесты, дискуссии, информационно-практические занятия, познавательно–деловые игры.

3-й раздел «Профилактика профессиональной деформации педагога»

Что же такое профессиональная деформация, и как она влияет на эффективность работы?
В узком смысле – это психологические изменения личности, которые негативно влияют на профессиональную деятельность. Труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большой мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, игнорирование индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению образовательным процессам, становлению профессионального коллектива.

Поэтому актуальными задачами этого раздела проектной  работы являются:

  • Определение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  • Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления.
  • Нахождение адекватных форм общения с детьми; умение самостоятельно справляться с ситуацией эмоционального дискомфорта и научить этому детей.
  • Способствование освоению эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Для стимулирования роста творческого потенциала педагогов проводятся мероприятия, ориентированные на педагогов: анкетирование, консультации, занятия-тренинги, дискуссии, психологические игры и упражнения.

«Психологическое сопровождение родителей»

«Дошкольное детство» – это период, когда осуществляется развитие личности ребенка, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Формирование активной жизненной позиции родителей является актуальной проблемой для педагогов детского сада. Проблемная ситуация лежит в сфере взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников.

Чтобы выстроить систему работы с родителями мы взяли авторскую модель конструктивных  позиций по отношению к ДОУ: «Родитель – Воспитанник» и «Родитель – Партнер ДОУ».

Позиция: «Родитель – Воспитанник»

Характеристика отношений: Выстраиваются на педагогических принципах, предлагают информационную, эмоциональную зависимость от ДОУ, его потребность и готовность занять в определенных вопросах подчиненную позицию.

Задачи:

  • Формирование родительских установок и позиций, способствующих образованию и развитию ребенка.
  • Формирование родительской компетентности в вопросах организации воспитательной деятельности, создание развивающей среды для ребенка вне ДОУ.

Позиция: «Родитель – Партнер ДОУ»

Характеристика отношений: Выстраиваются на понимании и принятии общих задач и предмета взаимодействия, предполагают паритетные права и сотрудничество в решении всех значимых вопросов.

Задачи:

  • Построение систематической работы с родителями, опирающейся на эффективные родительские позиции, способствующие образованию и развитию ребенка.
  • Выработка общей позиции по отношению к проблемам ДОУ.
  • Создание материальных и психологических условий для успешного развития ребенка.

Формы взаимодействия с родителями: анкетирование, родительские собрания, мастер-классы, креативные задания, консультации, круглый стол, занятия.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодолевать психологические барьеры во взаимодействии с другими людьми, моделировать процесс эффективного общения;
  • Улучшение психологического климата в коллективе; создание педагогической деятельности в команде.
  • Коррекция личностных недостатков, мешающих развитию коммуникабельности и построению позитивного общения с участниками образовательного процесса;
  • Овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;
  • Взаимодействие персонала ДОУ с родителями воспитанников в партнерской позиции;
  • Создание материальных и психологических условий для успешного социально-коммуникативного развития ребенка.

Календарь реализации проекта

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Сентябрь Анкетирование педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей». Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями. Педагог-психолог, воспитатели
Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи». Создание позитивного микросоциума. Развивать коммуникативные способности детей, умение чувствовать и понимать другого; способствовать сплочению детского коллектива, развитию взаимопониманию между детьми и родителями, а также педагогами. Педагог-психолог, социальный педагог,  воспитатели
Октябрь «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В.Ф.Ряховскому). Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности. Педагог-психолог, воспитатели
Семинар-практикум «Повышение коммуникативной компетентности педагогов». Повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями. Педагог-психолог, воспитатели
Консультация для родителей «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения». Познакомить с причиной возникновения конфликтов, умение ее определить; правильное формулирование и разрешение конфликтной ситуации. Педагог-психолог, социальный педагог, родители
Ноябрь «Определение стиля в общении с родителями» (опросник В.Г.Маралова, В.А.Ситарова). Выявление доминирующего стиля в общении с родителями. Педагог-психолог, воспитатели
Консультация для педагогов и родителей «Учимся переводить агрессию в позитив». Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния. Педагог-психолог, педагоги
Педсовет "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия" Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.  Администрация, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели
Декабрь Анкетирование родителей «Взаимодействие родителей и педагогов». Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива. Социальный педагог, родители
Информационно-практическое занятие «Общение с родителями» Совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей. Педагог-психолог, воспитатели
Занятие для родителей «Общение». Развивать коммуникативные навыки родителей; формировать умение слушать и слышать собеседника; развивать чувства коллективизма, понимания и взаимоподдержки друг друга. Социальный педагог,  педагог-психолог, родители
Январь Оценка психологического климата по методике Е.И Рогова. Определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Педагог-психолог, воспитатели
Информационно-практическое занятие «Общение с коллегами» Формировать навыки позитивного, созидательного общения воспитателей. Педагог-психолог, воспитатели
Практикум  «Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия». Выработка общей позиции по отношению к проблемам в ДОУ; обучение коммуникативным навыкам общения, понимания взаимодействия. Социальный педагог, педагог-психолог, родители, воспитатели
Февраль Анкетирование «Микроклимат в педагогическом коллективе». Оценить микроклимат в коллективе ДОУ. Педагог-психолог, воспитатели
Дискуссия «Командообразование как залог успешности в работе».
Педагогическая игра «Успешная команда».
Понимание и принятие важности взаимодействия в команде как залога успешности в профессиональной деятельности. Педагог-психолог, педагоги, администрация
Креативное задание: «Общение детей со сверстниками». Стимулировать участие родителей в мероприятиях ДОУ; желание поделиться опытом, как научить ребенка доброжелательно общаться со сверстниками, как научить выполнять правила игры, уступать и делиться с друзьями. Социальный педагог, педагог-психолог, родители, воспитатели
Март Тест «Важней всего погода в ДОУ»,  (Аралова М.А.). Определить как тот или иной воспитатель чувствует себя в кругу коллег, как он оценивает отношения с ними. Педагог-психолог, педагоги
Информационно-практическое занятие «Повышаем самооценку». Формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально. Педагог-психолог, воспитатели
 «Мастер-класс» по теме «Общение детей со сверстниками». Демонстрация родителей своих достижений  в области воспитания детей. Способствовать единой стратегии воспитания детей. Социальный педагог, педагог-психолог, родители, воспитатели
Апрель Опросник «Диагностика профессионального выгорания» (В.В. Бойко). Определение уровня эмоционального выгорания педагогов. Педагог-психолог, педагоги
Занятие-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления; развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; снятие эмоционального напряжения. Педагог-психолог, педагоги
Собрание «Душевный разговор» на тему «Конфликтные дети». Нахождение общих подходов к детям с родителями одинаковой проблемой, выработке единой стратегии воспитания, анализа и коррекции поведения конфликтных детей. Социальный педагог, педагог-психолог, родители
Май Методика оценки эмоционального интеллекта, опросник ЕQ (Холл Н.). Выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Педагог-психолог, воспитатели
Занятие-тренинг «Эмоционально-экспрессивное поведение педагога в ДОУ». Развитие и формирование эмоционально-экспрессивного поведения у воспитателей; развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования и вербализации переживаемых состояний. Педагог-психолог, воспитатели
Консультация «Милые бранятся, или правила семейной ссоры». Дать родителям рекомендации для сохранения счастливой семьи. Педагог-психолог, родители
Июнь Анкетирование родителей «Родитель – ребенок – детский сад). Выработка единой стратегии воспитания детей; стимулировать участие родителей в мероприятиях ДОУ. Социальный педагог, родители, воспитатели
Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей». Найти адекватные формы общения с детьми; научиться самостоятельно справляться с ситуацией эмоционального дискомфорта и научить этому детей. Педагог-психолог, воспитатели
Тренинг «Замороженные чувства» Способствование освоению эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции. Педагог-психолог, воспитатели
Июль Тесты: «Кто Вы на работе?», «Круг, треугольник, квадрат» (Аралова М.А.). Определить тип характера и психологические особенности сотрудников, оценить их способности и творческий потенциал для эффективного осуществления воспитательной работы и успешного взаимодействия педагогов и родителей. Педагог-психолог, администрация, педагоги
Тренинг «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности». Формирование умения анализировать воздействие на человека позитивных и негативных чувств, присваивать различные роли, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль; стимулирование готовности к общению. Педагог-психолог, педагоги
Консультация «Шесть рецептов избавления от гнева» Развивать умение родителей владеть собой, что является гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения. Педагог-психолог, родители
Август Анкетирование педагогов «Обратная связь». Анализ эффективности работы по проекту с последующей её коррекцией. Педагог-психолог, педагоги
Информационно-практическое занятие «Презентация». Выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. Педагог-психолог, воспитатели
Познавательно-деловая игра «Палитра эмоций». Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона; развитие умения распознавать эмоциональные состояния; формирование профессиональных качеств педагогов ДОУ. Педагог-психолог, педагоги, администрация

Приложение 1