Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования МБОУ СОШ № 5 г. Белореченска

Разделы: Внеклассная работа


Приложение 1. Слайд 2. “Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важная,
нежели передача самого предмета”

К. Д. Ушинский

Слайд 3. Целью современного образования является обновление содержания образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Известно два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности. Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

Для ребенка творчество является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира, комфортной средой, созданной им самим, сообразной его потребностям и стремлениям [1].

Слайд 4. В условиях дополнительного образования школьников важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», так как при разнообразии содержания образования целесообразно искать такие способы организации творческой деятельности, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося. Сфера дополнительного образования может обеспечить эффективные условия для формирования творческой личности. Наибольшей эффективности достигает максимально организованная и целенаправленная деятельность.

Слайд 5. По своей специфике образовательный процесс в системе дополнительного образования детей имеет развивающий характер, и направлен, прежде всего, на совершенствование природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

Принципиальным является то, что система дополнительного образования в школе, предполагает самостоятельный выбор деятельности каждым учеником.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий, выбирает интересующее его направление деятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ученика.

Слайд 6. Целенаправленное развитие способностей детей, предполагает использование в практике дополнительного образования современных педагогических технологий. В своей деятельности мы придерживаемся следующих принципов: «все дети талантливы», «успех рождает успех», «нет детей неспособных к обучению».

Слайд 7. В дополнительном образовании широко используются технологии: личностно-ориентированного обучения, (слайд 8) педагогика сотрудничества, (слайд 9) технология коллективной творческой деятельности, (слайд 10) игровые технологии, (слайд 11) проектная и (слайд 12) исследовательская деятельность. Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.

Слайд 13. Работая над проектом, ученики имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных. Задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Слайд 14.  В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми (слайд 15) в различных сферах деятельности.

Слайд 16. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и профессиональной карьере» Цель проекта и ожидаемые результаты представлены на слайдах (Слайды 17, 18). Слайд 19. Работа инновационной площадки ведётся по шести направлениям. В каждом направлении деятельности реализуется свой проект. Слайд 20. Я представлю результаты деятельности по направлению «Творческая группа «Радуга», проект «Разноцветная планета».
В рамках реализации данного проекта действуют: вокальная и театральная студии, танцевальный коллектив, творческая лаборатория, проводятся тематические вечера, творческие встречи, концерты, фестивали детского художественного творчества, предметная неделя основ православной культуры, неделя искусства. Благодаря взаимодействию учителей гуманитарно-эстетического цикла и школьного ученического совета (ШУС), все мероприятия проходят на традиционно высоком уровне. Алгоритм подготовки мероприятий следующий. Согласно школьному календарному циклу составляется план проведения мероприятий, назначается ответственный класс. Примечательно, что вся подготовка мероприятия (поиск формы проведения, источники информации, поисковая работа, оформление) ведётся учащимися самостоятельно, учитель направляет и корректирует деятельность учащихся. Существует соревновательный элемент между классами и рейтинговая система подготовки и проведения школьных мероприятий. Каждый класс стремится быть лучшим в выполнении поставленной задачи (примеры выполненных проектов и проведённых мероприятий на слайдах 21-57).   

Слайд 57. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. При организации образовательного процесса на основе творчества меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников [2]. Главная задача педагога дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И всё больше убеждаюсь в том, что главное для учителя – не только увлечь учеников процессом познания, но и научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор. Быть учителем – это возможность каждый день общаться с детьми, делиться с ними радостью открытий, открывая новое для себя. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, думать о своих учениках, радоваться их успехам и сопереживать неудачам. Счастье учителя – видеть блеск в глазах своих учеников, делающих маленькие открытия в сложном процессе познания нового. В нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников – это верить в них!

Слайд 58. В дополнительном образовании образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие». Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, к красоте, которые будут способствовать формированию духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, высокому уровню самосознания, самодисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:  Народное образование,  1998.  – с. 5-6.
  3. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. Школьные технологии № 4, 1997.
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – с. 96.