Урок нравологии на тему «Мальчики и девочки: общее и особенное». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи: акцентировать внимание детей на вопросы этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе.

Оборудование:

  • сюжетные плакаты;
  • картинки и рисунки детей;
  • карточки «Черты характера»;
  • плакаты с лицами.

Оформление доски:

План урока

I. Постановка учебной задачи.
II. Проверка домашнего задания.
III. Решение учебной задачи.

  1. Готовность защитить.
  2. Благородство и капризность.
  3. Сдержанность и эмоциональность.
  4. Мужественность и женственность.
  5. Что общего?

IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Игра «Волшебное кресло».
Игра «Комплимент»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи

Учитель: Дети, мы много говорили с вами о том, что каждый человек в своей жизни попадает во множество ситуаций. И в зависимости от этого у него может меняться что?... (Настроение.)
А настроение мы можем «прочитать» по его лицу, т.е. он может быть…
Дети: Грустным, задумчивым, веселым, злым, радостным, уставшим, удивленным, равнодушным…
Учитель: Что значит быть равнодушным? (Ответы детей.)
Учитель: Мне бы не хотелось сегодня на уроке видеть детей равнодушными, а напротив активными, работоспособными…
Учитель: Для начала я предлагаю немного отдохнуть. Представьте себе, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. (Звучит музыка.) А теперь снежинки просыпаются, встают и кружат в воздухе.
А сейчас первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки – это девочки, а потом уже мальчики – снежинки большие.
Учитель: А почему сначала девочки?
Дети: Потому что существует такое правило: мужчины ждут, когда дамы займут свои места.
Учитель: А какие еще правила этикета вы знаете, как должен вести себя мальчик, мужчина по отношению к девочке, даме? (Обсуждение в группах.)
Дети: Подать стул. Помочь ей встать, уступить дорогу, пропустить вперед девочку…
Учитель: Совершенно верно. И вот дома, вы должны были вспомнить ситуации, в которых мужчина, мальчик вел себя, как настоящий рыцарь, то есть как благородный мужчина, который никогда не будет равнодушен к слабому полу.

II. Проверка домашнего задания

Дети выходят, комментируют свои иллюстрации. (Оценивание.)

Учитель: В прошлом году мы пришли к выводу, что мальчики и девочки отличаются не только внешностью, но и имеют особенности в своем поведении. Сегодня мы снова задумаемся о том, что общего и особенного в мальчиках и девочках, какими важными качествами они обладают. А также продолжим знакомиться с правилами этикета.

III. Решение учебной задачи

В ходе решения учебной задачи заполняется схема на доске.

1) Итак, мальчики, если они себя считают настоящими рыцарями, должны быть… (Обсуждение в группах.)

Дети: Быть предупредительными и внимательными, помочь в затруднительных ситуациях таких как:
– перейти скользкое место;
– нести тяжелые вещи, поднять…
То есть всегда прийти на помощь, готов защитить
И очень важно – самому предложить помощь, не дожидаясь просьбы со стороны девочки.

Учитель: А как же девочка?

Дети: Девочка должна уметь принять эту услугу, или вежливо отказать, сказав «Спасибо»

2) Мальчики поступают ––> как рыцари, то есть благородные мужчины.

Учитель: А сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто «Сонечка». Подумайте, почему таких детей, как Сонечка не любят? Почему надо хорошо подумать, стоит ли себя так вести?

(Обсуждение в группах.)

Какое качество присутствует в Сонечке? (Капризность …)

Учитель: Конечно, мальчики должны понимать, что девочки отличаются своим поведением от них и лучше им прощать их слабость, а иногда не замечать их недостатков.

3) Учитель: А вот почему мальчикам нужно проявлять уважение к девочке, защищать ее? (Обсуждение в группах.)

Дети: Девочки слабее мальчиков, тяжелее переносят боль и обиду, нуждаются в защите. Например, в спорте – для женщин короче дистанции в беге.
Учитель: Девочки любую жизненную ситуацию переносят очень эмоционально, а мальчик напротив должен быть сдержанным.

4) Есть еще одно стихотворение А.Л. Барто «Рыцари».

Учитель: Нет ли в нашем классе таких рыцарей? Умеют ли наши мальчики помогать девочкам? (Обсуждение в группах.) Сделаем вывод. Мальчики в любой жизненной ситуации должны оставаться мужчинами, а девочки женщинами.

5) Но и не забывать о том, что каждый человек (будь он мальчик или девочка) имеет свои особенности (индивидуальные черты) характера, как бы там ни было, надо уметь прощать друг другу его слабости и, естественно, заботиться друг о друге, не быть равнодушными, особенно в классе.

Учитель: Все эти качества необходимо воспитывать нашим мальчикам и девочкам, чтобы между ними росла и крепла дружба и приносила ощущение надежности и уверенности.

IV. Рефлексия. Домашнее задание

Мы подумаем, что не хватает в отношении между мальчиками и девочками в нашем классе.

Учитель: Я предлагаю игру «Волшебное кресло». Дети по очереди садятся в кресло и задают вопрос залу: «Как я веду себя по отношению к мальчикам/девочкам? Что в моих поступках нежелательно?»

Учитель: Только помните, пожалуйста, о тоне и форме общения.

Игра «Комплимент»

Дети дарят приятные добрые слова друг другу.

Учитель: Мне было приятно общаться с вами, вы с уважением и осторожностью давали советы и пожелания и мальчикам, и девочкам. Спасибо вам за это.

Учитель: А что интересного мы узнали на уроке?

– Нельзя быть равнодушным.
– Необходимо с уважением относится друг другу.
– У каждого человека свой особенный (индивидуальный) характер.
– Что все мы разные: и мальчики, и девочки.

Учитель: Кстати, а из чего «состоят» мальчики и девочки?

(Дети поют песню «Из чего же…».)

Учитель: А в заключение, я хочу, чтобы вы вспомнили слова любимого вами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Учитель: Дома обсудите советы и пожелания одноклассников, полученные на игре «Волшебное кресло».