Пробуждение у подростков интереса к чтению произведений классической литературы

Разделы: Литература


Развитие современной школы происходит под воздействием новых социально-экономических условий. Они диктуют необходимость таких форм обучения, которые стимулировали бы инициативу, активность личности, ориентировали её на поиск самостоятельных решений. Одновременно наметились тенденции усиления гуманитарной направленности в образовании. Современная школа стремится приобщить своих питомцев к ценностям культуры, к её национальному и мировому опыту. В связи с этим в жизни школьников должна возрасти роль книги, которая, по словам А.И.Герцена, является «духовным завещанием одного поколения другому». Однако последние десятилетия отличаются падения интереса молодёжи к чтению. Особенно это относится к классической литературе.

Анализируя состояние чтения в современной школе, мы пришли к выводу о существовании стихийной установки на развлекательное чтение, сложившейся у подростков под влиянием фильмов, телепостановок и в результате межличностных отношений. «Переключение» этой непроизвольно сложившейся установки, переориентирование её типа должно стать одной из задач преподавателя литературы в школе.

Решая эту задачу, учителя-словесники и методисты ищут возможности использовать теорию установки, получившую признание и распространение в психологии для пробуждения интереса у подростков к чтению. Психологи рассматривают установку в качестве состояния готовности группы или индивида к действию определённым образом, а её формирование как «процесс выработки подсознательной готовности, мобилизованности целостного индивида к определённой деятельности». В работах по эстетике (Е.С.Бокимцкая, В.В.Блудова, И.Н.Богачёва, Л.В.Крапивская, С.Х.Раппопорт и др.) было обращено внимание на своеобразие установок, действующих процессе обучения человека с произведениями искусства, что существенно и для методики преподавания литературы. В.В.Блудова, исследуя особенности художественного восприятия в свете задач эстетического воспитания, обратила внимание на два вида установок при общении с искусством внешнюю и внутреннюю.

Как известно, искусство располагает специфическими средствами возбуждения и одновременного направления творческой активности своих реципиентов. Оно и представляет свободу восприятия, и в то же время своеобразно направляет его в определённых границах. Направляющим средством и являются «внутренние» установки текста. Они содержатся во многих элементах произведения. Например, в названии и подзаголовках, определяющих его жанр и характер. С их помощью получает стимул творческое воображение читателя, он как бы предуготавливается к восприятию всего произведения. Заглавие произведения может акцентировать наше внимание на главном герое произведения («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Дубровский» А.С.Пушкина; «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя и т.д.); на его центральном событии («Разгром» А.Фадеева); на конкретной программе или процессе, составляющих суть произведения. («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский, «Как закалялась сталь Н.Островского), или на его основном эмоциональном строе («Тучи» М.Ю.Лермонтова, «Я вас любил…» А.С.Пушкина и т.д.)

Специальными, преимущественно установленными структурами, которые предваряют основной текст произведения,, являются также эпиграф, пролог, «От автора» и т.п. Они вводят читателя в атмосферу произведения, дают главное направление его активного постижения, определяют особый угол зрения и характер чувствования.

Существенны для установочной ориентации читателя название повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и эпиграф к ней: «Береги честь смолоду». Пушкина особенно занимает в повести изображение законченных форм чести и долга. Ему важно показать, что формы эти не предписаны извне, а «выжиты» самими людьми, отражают нравственное сознание лучшей части нации. Принципиально и то, что в названии произведения стоит не «Маша Миронова», а «Капитанская дочка». Этим акцентируется внимание на семейной традиции, на том, что создано поколениями русских людей, на тех чертах, которые характеризуют бытовой уклад народа (не крестьянства, которое чаще всего считает народом, а обычного, несановного дворянства).

С образом Маши Мироновой связана глубоко народная мысль повести о верности как свойстве национального характера, о преемственной связи поколений. Маша Миронова, Пугачёв, Гринёв каждый по своему выражает лучшие черты национального характера, представления о чести и долге.

В эпиграфе может таиться не только намёк, но и «соль» тех выводов, к которым стремится привести читателя автор. Таков, например, эпиграф к роману Л.Н.Толстого «Воскресенье». Уже сам выбор Евангелия в качестве источника для эпиграфа подсказывает читателю необходимость трактовки романа как нравственной риторики, своеобразной развёрнутой притчи, которая, подобно Евангелию, должна притвориться в сознании читателя в вывод, «заповедь» морального характера, войти в его внутреннее отношение к действительности.

Интересным примером вводной структуры, создающей установку на постижение глубинного философского смысла произведения, может служить первая сцена повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» – встреча сыновей.

Можно утверждать, что в каждом произведении закладывается некая совокупность средств «установочного характера». В рамках произведения они сливаются воедино, создавая целостную «внутреннюю» установку, которая направляет читателя на открытие мира произведения, его времени и пространства, индивидуальности авторского стиля и т.д.

Реально все методисты стремились направить чтение учащихся в соответствие с теми целями, которые считали главными для преподавания литературы, т.е., в сущности, создавали определённые установки. Побуждая школьников в художественном тексте, те или иные стороны, они формировали определённый подход к произведению.

Так, в связи с укреплением позиции проблемного обучения, в качестве установок, организующих читательскую деятельность, стали выступать вопросы и задания проблемного характера, раскрывающие сущность произведения, заставляющие вступать в сотворчество с автором (Н.И.Кудряшев, В.Г.Маранцман, Т.В.Чирковская, Н.А.Станчек и др.)

Тем не менее, вопрос об установке в том значении, который придали этому слову психологи, искусствоведы, в методике не исследовался. Не использовались его термины-понятия «внутренняя» и «внешняя» установки.

В учебном процессе создание установки имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это организация учителем читательской деятельности в нужном направлении, что вовсе не значит, будто учитель должен навязывать школьнику свои убеждения и взгляды на произведение. Но ему принадлежит право помнить о творческой концепции писателя, поэтике его произведений, объективных законах существования искусства. И своей деятельностью учитель призван создавать установку на чтение художественного произведения как создания писателя и как явления искусства. Другая сторона установки в учебном процессе – внутренняя – это формирование у школьников готовности к творческой читательской деятельности.

Взаимодействие внешней и внутренней сторон установки способствует пробуждению интереса к чтению у школьников, стимулирует процесс чтения.

Процесс классного изучения рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» в 7 классе был построен как перечитывание его школьниками, направляемое «установочными» вопросами и заданиями поисково-творческого характера. В качестве примера «установочных» вопросов можно привести такие:

– Что вы ожидаете от рассказа с названием «Бежин луг»?
– Какие «эмоциональные знаки» помогли понять состояние охотника во время ночных блужданий и при встрече с крестьянскими ребятишками?
– Прочитайте предложения, которыми оканчиваются описание дневного и ночного июльского неба; в чём их различие? Какие представления и мысли автора отражаются в этих завершающих фразах?»

Ход работы над рассказом сопровождался анкетированием учащихся, беседами с ними, письменными работами, что помогало наблюдать и видеть различные изменения в отношении учащихся к произведению Тургенева и в характере их чтения.