Урок окружающего мира «Жизнь в пресных водоемах». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, презентация


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).

- Приведите примеры экологических связей луга.

2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Слайд 2.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон)

- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

- Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Слайд 3.

- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный ... (водоём).

- О чём будем говорить на уроке?

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

- Что такое водоём?

Слайд 4.

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Слайд 5.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Слайд 6.

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

3. Работа с учебником.

Прочитать текст на стр. 178-179 .

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос)

Слайд 7.

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

- Кого можно увидеть на поверхности воды?

- В толще воды?

- На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)

V. Обобщение знаний.

Слайд 10.

Кто где живёт

На поверхности воды

—> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

—> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

—> головастики лягушек и жаб

—> разные виды рыб

—> водоросли

На дне

—> моллюски: перловица, прудовик, катушка

—> речные раки

Связаны с водоёмами

—> птицы: утки, цапли

—> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Слайд 11.

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Слайд 12.

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

Слайд 22.

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока?

- Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

- Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

- Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.