Метод проектов как вид проблемного обучения

Разделы: История и обществознание


Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школы. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами как мобильность, самостоятельность, умение оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Отсюда, целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика, а процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается в средство этого развития . Для успешного осуществления такого обучения необходимы новые технологии, при которых ученик для учителя должен быть не управляемым объектом , а полноправным субъектом учения.

Такой инновационной технологией является проблемное обучение, при которой учебная деятельность организуется как процесс решения проблем разного уровня и важным становится самостоятельный поиск ученика.

Существует три формы проблемного обучения:

  • проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
  • совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися ;
  • творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение

В своей педагогической практике, помимо уроков, я использую технологию проблемного обучения для организации проектной деятельности учащихся.

Метод проектов как вид обучения очень близок к проблемному, но с определенным уклоном не в алгоритмическую, а в информационно-технологическую составляющую.   Ведь метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы , неслучайно в западной педагогике его называли также методом проблем.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно -ориентированного учебного поиска. Метод проектов — это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.

Использование метода проектов в школьной программе решает следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности;
  • педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
  • формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;
  • формирование навыков работы в команде;
  • привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;
  • расширение кругозора учащихся при подборе материалов.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные возможности учащихся. В основной школе темы проекта, которые как правило не выходят за рамки учебной программы, предлагаются учителем .Педагог , чаще всего, сам формулирует и проблему, в рамках обозначенной темы. Например, в проекте “Семь чудес света” в 5классе учащиеся были нацелены на поиск ответа на ряд проблемных вопросов:

  • почему в списке 7 чудес света?
  • почему в список чудес древнего мира вошли именно эти сооружения и скульптуры?
  • почему в этом списке нет Великой Китайской стены и Афинского Акрополя?

Проблема может быть заложена уже в названии самой темы (“История города в его названии?” 6кл.; “Что я могу сделать для спасения природы?” 6кл.) или в тех вопросах, которые исследуются в рамках намеченной темы. Так, например, проект по истории “Россия 17 века. “Тишайший” царь Алексей Михайлович” ( 7кл.) . В ходе работы учащиеся, поделенные на группы, искали ответы на следующие вопросы:

  • царя так прозвали за характер?
  • царь был слабым правителем?
  • страна жила при нем без проблем и потрясений?
  • царь не решал проблем внешней политики?

Для ответа на эти вопросы семиклассникам потребовалось, используя различные источники информации, проанализировать биографию царя Алексея Михайловича, его внутреннюю и внешнюю политику

В 8, 9 классах задача школьников состоит в том, чтобы сформулировать свою точку зрения на проблему, исходя из разных позиций, заявленных в исторической литературе и публицистике. Например, работая над проектом по теме “Декабристы” (8 кл.), учащиеся рассматривали такие проблемы как: “Восстание на Сенатской площади: упущенный шанс или обреченная попытка”, “Кто они, декабристы? Социологический портрет”, “Жены декабристов: подвиг или авантюра?” , “Суд над декабристами :наказание или расправа?”. Данный проект был направлен, во-первых, на дальнейшее формирование интеллектуальных, познавательных и поисково-информационных умений восьмиклассников, а во-вторых, давал начальные навыки проведения социологических исследований.

Более серьезная задача ставится в работе над проектами перед старшеклассниками. В старшей школе учитель выводит учащихся на исследовательский уровень, делая акцент на формирование познавательной самостоятельности. Так, в 10кл. мои ученики, работая над проектом по эпохе Петра1, должны были сделать критический анализ внутренней политики царя и ответить на вопрос “Петр1 - “революционер на троне?”. Итоговый урок истории, посвященный петровскому периоду, превратился в интересный диспут, где десятиклассники пытались аргументировано и обосновано доказать свой вывод по проблеме.

В 10-11 классе уровень сформированности интеллектуальных, познавательных, поисково-информационных и организационных умений отдельных старшеклассников позволяет перейти к работе над исследовательскими проектами. Работа над решением какой-либо проблемы (“Столыпин: консерватор или реформатор”, “Николай 2 - “кровавый” или “святой мученик” и др.) позволяет развивать познавательную самостоятельность на уровне каждого ученика, в соответствии с его личностным потенциалом.

Таким образом, собственный опыт работы по организации проектной деятельности учащихся позволяет рассматривать метод проекта как вид проблемного обучения.