"Не с разными частями речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • систематизировать знания о написании НЕ с разными частями речи;
  • совершенствовать орфографические навыки написания НЕ с разными частями речи;
  • развивать логическое мышление и внимание;
  • формировать коммуникативные умения;
  • воспитывать уважительное отношение  друг к другу при работе в парах и интерес к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: учебник русского языка, доска, справочники (у каждого ученика свой, с изученными правилами и орфограммами),  раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет повторительно-обобщающий урок. А вот по какой теме вы скажите сами.
– Посмотрите на Карточку №1 и определите, какая будет сегодня тема урока.

Карточка №1 

А  (не) настный
вовсе (не) близкий
(не) здоровье
(не) забудка
(не) правдивый
(не) правда, а ложь

Б      (не) годовать
(не) читал
(не) думая
(не) навидя

В       (не) доумевающий
(не) написана
(не) открытый
давно (не) встречавшийся товарищ
(не) прочитанная, а просмотренная книга

2. Постановка темы и целей урока

(Правописание НЕ с разными частями речи)

– Правильно. Сегодня мы будем повторять тему «Правописание НЕ с разными частями речи».
– Что мы сегодня будем делать на уроке? (Повторять и обобщать правила, тренироваться в написании слов)
– Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока. Скажите ребята, как мы это будем делать? С чего начнем? (Сначала повторим правила)

3. Повторение и систематизация материала

– Хорошо. Давайте снова внимательно посмотрим на столбик А на Карточке №1. Что объединяет слова этой группы? Какие здесь части речи употребляются с НЕ?

Карточка № 1, столбик А.

(не) настный
вовсе (не) близкий
(не)здоровье
(не)забудка
(не)правдивый
(не)правда, а ложь

(В столбике А даны существительные и прилагательные)

– Ребята, давайте вспомним правило, как пишется НЕ с сущ. и прилагательными. А в качестве примеров приведите слова из столбика А. Загляните в свои справочники, если вдруг забыли правило.  (Частица НЕ пишется слитно с сущ. и прил.  если слово без НЕ не употребляется незабудка ненастный; если НЕ является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) нездоровье – болезнь, неправдивый – лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом А не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе, нисколько, далеко, ничуть: восе не близкий.)

 4. Закрепление изученного материала

– Давайте закрепим это правило. На Карточке №2 перед вами предложения. Вы их не переписывайте, а только  рядом пишите слитно + раздельно –.

Карточка №2

1. (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. 
2. Гусь свинье (не) товарищ.
3. Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин)
4. (Не) печь кормит, а руки.
5. В океане, в закатном блеске, – розовые пятна (не) движных парусов.(И. Бунин)
6. (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.
7. (Не) ряшливый человек смешон.

– Давайте проверим эту работу (ключ к заданию на доске: 1 +, 2 –, 3 +, 4 –, 5 +, 6 –, 7 +).

Выставление оценки (самопроверка, критерии детям уже известны)

– Переходим снова к Карточке №1, столбик Б. Посмотрите и скажите какие здесь части речи?

Карточка №1, столбик Б.

(не)годовать
(не)читал
(не)думая
(не)навидя

(Глаголы и деепричастия)

– Давайте вспомним, как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями и приведём примеры из столбика Б. (НЕ с глаг. и дееприч. пишется раздельно: не читал, не думая; НЕ слитно. если без НЕ не употребляется негодовать, ненавидя). Можно проверить себя по справочнику.
– Правильно, ребята. А сейчас послушайте юмористическое стихотворение и подумайте, что положено в его основу, какая ситуация?

Учитель в класс вошла, вздохнула:
– Ты помнишь, Саша, тему эту?
Печально оглядела нас:
–  А ты жевал тогда конфету!
Тетрадку чью-то развернула:
– Ты, Света, что не поняла?
Вдруг слезы брызнули из глаз:
– В окно смотрела ты тогда…
– О, наш, учитель, не сердитесь!
– Я каждый день твердила, верно!?
Пиши раздельно, а вы мне, знаем все.
– Да, вы всё время говорили,
С глаголом НЕ пиши раздельно!
Но мы глагол не знаем где!

(В основу положена ситуация, когда знаешь правило, но не умеешь его применять.)

– Правильно, вот сейчас и посмотрим, можете ли вы применять правило. У вас на столе Карточка №3 с пословицами. Вам надо начало пословицы соединить  стрелочкой  с её концом, который находится в правом столбике. (Работа в парах)

 Карточка №3.

Пословицы:

1. (Не) сиди сложа руки                   (не) здоровится.
2. (Не) бравшись за топор,               (не) суйся в воду.
3. Лодырю всегда                              избы  (не) срубишь.
4.  (Не) убив медведя,                       плавать.
5. (Не) зная броду,                            так не будет и скуки.
6. (Не) учи рыбу                                шкуры (не) продают.

– Как написали НЕ с глаголами и деепричастиями? Объясните смысл 5 пословицы и выплните синтаксический разбор этой пословицы.

– Теперь посмотрим на  Карточку №1, столбик В. Какое правило мы можем применить к этим словам?

Карточка №1, столбик В

(не) доумевающий
(не) написана
(не) открытый
давно (не) встречавшийся товарищ
(не) прочитанная, а просмотренная книга

(НЕ с причастиями пишется слитно если без НЕ не употребляется недоумевающий; нет зависимых слов неоткрытый; раздельно с краткими причастиями не написана; наличие зависимых слов давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом А не прочитанная, а просмотренная книга.)

– Проверяем правило. Ничего не забыли (по своему справочнику) ?

– Теперь проверим на практике. Выполним упр. 137. Перестройте данные словосочетания так, чтобы НЕ с причастиями писалось раздельно. А почему с последними двумя причастиями нельзя образовать краткую форму? (Выполнение упр. устно.)

– Ребята, а чтобы закрепить те правила, которые мы сегодня повторили, я предлагаю протестировать себя, а затем проверить.

Карточка №4

Тест

1. НЕ пишется слитно

а) (не) нарушая режима
б) (не) закончена  работа
в) (не) замерзшая река

2. НЕ пишется раздельно

а) (не) дорогой ситец
б) (не) проснувшийся город
в) (не) был в школе

3. НЕ пишется слитно

а) (не) заживающая рана
б) (не) глубокий, а рыбный пруд
в) поступить далеко (не) смело

4. НЕ пишется раздельно

а) уроки не сокращены
б) (не) успевшая высохнуть
в) (не) ряшливо одетый

5. Домашнее задание: упр. №139

6. Рефлексия

– Ребята у вас на столе лежит анкета заполните её, подчеркнув свой ответ.

1. На уроке я работал (активно – пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен – не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким – длинным)
4. Мое настроение (стало лучше – хуже)
5. Материал урока мне был ( интересен – не интересен, понятен – не понятен)

– Всем  спасибо!