Литературный ринг

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание сплоченного детского коллектива;
  • формировать умение работать в команде;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитывать потребность в общении с книгой- источником знаний

Оборудование:

  • атрибуты ринга, эмблемы капитанов команд, конверты с вопросами,
  • плакаты с “крылатыми” выражениями о пользе чтения книг,
  • диски с записями голосов сказочных героев, первоисточники художественных произведений, портреты писателей и поэтов.

Ход мероприятия

Мотивация к деятельности.

Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат два необычных предмета: это-перо и камень-гранит.

Как вы думаете, почему здесь эти предметы? Какие у вас возникают ассоциации в связи с темой сегодняшнего соревнования?

А тема записана на доске: “Литературный ринг”.

(Мы вернёмся с вами к этому вопросу в конце нашего соревнования.)

Литературную тему я выбрала не случайно, потому что книга в жизни занимает особое место. Ведь часто бывают моменты, когда хочется побыть одному , можно себя занять игрой, а можно побыть и наедине с книгой. И тогда перед вами откроется удивительный мир: вы сможете пройти путь с героями произведений, стать участниками событий, и может быть даже захотите стать похожими на полюбившихся литературных героев.

Вот и сегодня, на соревновании вы вспомните сказочных героев, услышите их голоса,

вспомните строки из известных стихотворных произведений. Посмотрите, что есть вокруг, что нам поможет в состязании? (портреты авторов) и книги. Обратите особое внимание на первоисточники, книги помогут вам ответить на любой вопрос нашего ринга, по закладке вы сможете найти необходимую информацию.

“Литературный ринг” состоит из трех раундов, как в настоящем соревновании на боксерском ринге, только состязаться мы будем не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.

Прочитайте пословицы, которые написаны на доске:

  • Книга - зеркало души.
  • Хорошая книга-лучший друг.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Прочел новую книгу, встретился с другом.
  • Книга для ума - что тёплый дождик для всходов зерна.

Под этим девизом у нас и пройдет сегодняшний ринг

В каждой команде надо выбрать капитана, человека знающего, много читающего, готового постоять за честь своей команды. (Выбор капитанов, дается эмблема, отличительный знак капитана) Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за успех своей команды. Клянётесь? (Капитаны дают клятву).

Сразу предупреждаю, что за каждый быстрый, правильный и полный ответ, команды получают по 10 баллов, а за ответ, данный позже -5 баллов. После каждого задания команды будут получать жетоны с баллами. А в конце соревнования, мы найдем общую сумму баллов. На обдумывание ответа даётся всего одна минута. Но есть одно НО, отвечать на вопрос может только один человек, которого выберет капитан.

Итак, команды готовы?

Первый раунд

Разминка “Лесенка”. Из каждой команды участие принимают по 8 человек.

Задание. Кто быстрее из команд восстановит строчки стихотворения:

У Лукоморья дуб зелёный,
Злотая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом. (А.С.Пушкин отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”.

Возьмите конверты, разберите строчки и по одному человеку, выходим к доске и строим лесенку.

Можно подходить и пользоваться первоисточниками для выполнения задания.

А теперь новое задание:

По начальной строчке узнайте и продолжите стихотворение.

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

 

Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
“Что такое хорошо,
И что такое плохо?”
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Последнее задание этого раунда. Помните, как в сказке “Золотой ключик” Мальвина обучала Буратино грамоте? Она предложила ему для диктанта фразу :

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему как вы думаете? потому что эта фраза читается одинаково как справа налево так и слева направо. Называются такие фразы

Палиндромы или перевёртыши.

Вот сейчас вам предстоит определить какие из предложенных фраз являются перевёртышами, а какие нет. Возьмите конверт разберите фразы и выполните задание.

ЛЕВ ВОЛОВ ВЕЛ.

ЗУБЫ НА ПОЛКУ ЛЕЗУТ

ОКОЛО МЕНЯ НЕ МОЛОКО

ВОР ВЛЕТЕЛ В РОВ

КОВАЛ ПОП ПОПЛАВОК

КОНФЕТЫ ЕСТЬ НЕ ФОКУС

Объявление результатов первого раунда.

Второй раунд

“Детективный”.

Второй раунд - детективный. Вам предстоит узнать героя литературного произведения по некоторым чертам его внешности:

  • У него на голове зелёный хохолок, подергав за который, вдоволь наплачешься. Чипполино
  • Девочка-кукла, волосы которой были необычайного голубого цвета. Мальвина.
  • Героиня этой английской книжки побежала за Белым кроликом и провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране. Алиса.
  • Герой этого произведения был мужчина в расцвете лет, Любил пугать грабителей на крыше и просто обожал все сладкое. Карлсон.

Слушаем муз. отрывки и я после прослушивания мелодии назову ту команду, которая будет отвечать на вопрос.

Б У Р А Т И Н О

В И Н Н И-П У Х

К А Р А Б А С- Б А Р А Б А С

Ч Е Б У Р А Ш К А

ЖЕЛ. Д Р О В О С Е К

К О Р О Л Ь (Бременские музыканты)

Подведение итогов второго раунда.

Третий раунд

“Битва Капитанов”.

Последняя встреча предстоит вашим капитанам. Если капитан не отвечает на вопрос, то право ответа переходит команде соперника и команда получает не 10 баллов, а 20 баллов.

Для начала вам надо вообразить себя героями знаменитых сказок. Итак, первое задание:

Вызвать Сивку-Бурку.

Сивка-Бурка
Вещий каурка,
Встань передо мной,
Как лист перед травой.

Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами.

(Симсим, открой дверь).

Волшебные слова, чтобы исполнилось повеление волшебной щуки:

(По щучьему велению, по моему хотению)

Как задать вопрос волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи)

А теперь вместе с мальчиком Маугли перенесёмся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним . Вы на листках соедините название животного с его именем. Ваша задача - как можно скорее вспомнить и произнести его имя.

М е д в е д ь
П а н т е р а
Ш а к а л
П и т о н
В о ж а к волчьей стаи
Б А Г И Р А
К А А
Б А Л У
А К Е Л А
Т А Б А К И

Я благодарю вас за честную игру, подведем итоги литературного ринга. (Подведение итогов, награждение команд).

Рефлексия.

Так почему же сегодня на ваших столах лежали эти предметы гранит и перышки. Народная мудрость гласит, что умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Много всегда знает тот, кто много читает.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь набирайтесь ума.