Буквы "ч" и "щ" в суффиксе существительных -чик (-щик)

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок по теме “Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик)”.

Цель урока: знакомство   учащихся с условиями выбора букв ч и щ в суффиксе -чик(-щик)

Задачи урока:

  • Обучающая – формировать навыки написания  ч и щ в суффиксе -чик(-щик);
  • Развивающая – развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе;
  • Воспитательная –  воспитывать уважение к собственному и коллективному труду, воспитывать уважение к русскому языку, любовь и уважение к людям.

Приёмы деятельности учителя:

Организация:

  •  проблемно-поисковой работы обучающихся,
  •  самостоятельной работы обучающихся,
  •  оценка работы обучающихся,  
  •  рефлексия.

 Результат урока:

Знать: 

  • условия выбора написания букв ч и щ в суффиксе –чик(-щик)  

 Уметь:

  • правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
  • выделять графически орфограмму;
  • объяснять правописание суффиксов существительных.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация для учащихся; раздаточный материал: тесты, карточки с заданиями.

Конспект урока

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

I. Начнем работу с проверки домашнего задания. Упражнение 290.

А) один ученик делает морфологический разбор слова ЗАБОТА.

1. Забота - сущ, (что?)

2. Н.Ф. – забота, пост: нариц., неодуш, ж.р, 1 скл., непост: именит. п, ед. ч.

3. (Что?) забота

Б) Работа с упражнением 290. Объяснение знаков препинания, раскрытие скобок.

Объяснение лексического значения слова непогоды.

В) Индивидуальное задание: подобрать синонимы к данным словам без НЕ-.

  • Недуг – болезнь
  • Неправда – ложь
  • Невежливость – грубость
  • Нездоровье – болезнь
  • Негодование – возмущение
  • Невнимательность – рассеянность

II. Сегодня мы с вами продолжаем изучать имя существительное. Мы узнаем новое правило. Давайте откроем тетради и запишем число. А сейчас я вам предлагаю отгадать лингвистическую загадку:

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу. (суффикс)

А) Да, действительно, тема урока связана с суффиксом. А называется “Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК (-ЩИК)”. ( запись в тетрадь). Слайд №1

Презентация.

Слайд №2 Цель урока: Изучить правило правописания

Слайд №3 Слова на слайде: БУФЕТЧИЦА, ДОКЛАДЧИК, РАЗНОСЧИК, РАССКАЗЧИК, ПЕРЕБЕЖЧИК.

Давайте назовем суффиксы в этих словах.

Слайд №5 Вывод: Суффикс – ЧИК пишется после букв: Д, Т, З, С, Ж

В остальных случаях пишется суффикс – ЩИК.

Но при произношении у нас может возникнуть проблема.

  • Сварщик ( сварщик),
  • Грузчик ( грущик) ( слова на доске)

Вывод: Слова пишутся по – разному, а произношение одинаково. Чтобы писать правильно, мы должны применять правило.

III. Чтение правила. Параграф 52.

Слайд № 6

4.Выполнение упражнения 292

Вопрос.

А что обозначает в этих слова значимая часть слова – суффикс? ( человека по профессии, по роду занятий).

Слайд 7.

5. Физкультминутка.

“РАЗ” - поднять руки вверх,
“ДВА” - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
“Три – четыре” - прямо стать,
Будем снова начинать.

IV. Выполнение упр. 294

Значение слова – арматура Работа с “Толковым словарем” С. Ожегова. Морфологический разбор слова – арматуру.

Сообщение детей о профессиях.

Слайд № 8, слайд № 9, слайд № 10

V. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте подведем итоги урока.

- Что нового ты узнал сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Когда нужно писать суффикс –чик-, -щик-?

- Тебе понравилось?

- А что понравилось?

Выставление оценок с комментариями.