Коррекционный компонент музыкально-ритмических занятий (на примере речевых нарушений)

Разделы: Логопедия


Уже более века музыку рассматривают не только как средство художественно-эстетического воспитания, но и в качестве метода всестороннего воздействия на человека. Музыка оказывает влияние на психические, физические и психологические составляющие личности человека. В медицине, педагогике, психологии появляются разнообразные методы и приемы работы, которые так или иначе опираются на переживание человеком музыки.

В рамках образовательного учреждения дети сталкиваются с музыкой на музыкальных занятиях и на занятиях ритмикой. Автор данной статьи предлагает максимально использовать коррекционный аспект музыкально-ритмических занятий, например, при работе с речевыми нарушениями. Реализовать это можно, проконсультировавшись с логопедом конкретного учреждения, учитывая индивидуальные речевые особенности детей.

Ниже мы рассмотрим основные формы работы, которые можно органично включить в музыкально-ритмическое занятие.

Речевое развитие большинства современных детей, к сожалению, оставляет желать лучшего, что отмечают многие педагоги, исследователи, психологи.

Музыкально-ритмическое занятие позволяет корректировать слоговую структуру слова, предикативную недостаточность, устранить аграмматизмы, способствовать развитию эмоциональной-выразительности речи и её темпо-ритмических компонентов. Грамотно построенное взаимодействие музыкального руководителя или педагога по ритмике логопедом позволит подготовить детей к освоению письменной речи или устранить уже имеющиеся расстройства.

Одним способов коррекции слоговой структуры слова является работа со “звучащими жестами”, данную работу рекомендуется включать в первую часть занятия как ритмическую разминку. “Звучащие жесты” - это самые простые звуки, которые ребёнок может издавать без музыкальных инструментов (хлопки, лёгкие удары по грудной клетке, шлепки по коленкам, щелчки пальцами и языком и т.д.).

Здесь могут быть реализованы следующие формы работы:

  • прохлопывание однотипных слогов (па-па-па-па-па);
  • чередование разных звучащих жестов (па (хлопок) -ПА (шлепок)-па (хлопок)-ПА (шлепок) в разном ритме и сочетаниях (1/2, 1/3 и т.д.)
  • “нанизывание” на ритмическую структуру слов (па-па- ПА = помиДОР, ПА-па-па = Яблоко, па-ПА-па = маШИна)

Каждый раз ребёнок прохлопывает или протопывает (прощёлкивает) слово, ощущая его не только на слух, но и всем телом.

После четкой проработки основе звучащих жестов, можно проговаривание сопроводить музицированием на элементарных (палочки, маракасы) музыкальных инструментах (по выбору музыкального руководителя), главное помнить, что ударный слог должен выделяться принципиально иным (сильным) способом.

Словарь для данного вида работы подбирается с учётом сезона, приближающихся праздников или иных интересных явлений окружающей жизни. Включение в разминку со звучащими жестами последовательности слогов с различным сочетанием звонких/глухих, твёрдых/мягких, свистящих/шипящих, сонорных согласных и различной последовательности гласных звуков, а также слов, отличающихся лишь одной фонемой, будет способствовать развитию фонематического восприятия.

По рекомендации логопеда, можно подобрать словарь, ориентированный на автоматизацию или дифференциацию конкретных звуков для конкретного ребёнка.

Закрепление понимания предложно-падежных конструкций происходит на музыкально-ритмических занятиях постоянно, но не лишним будет и дополнительное акцентирование внимания детей на предлогах и союзах родного языка (“девочки двигаются К стенЕ, мальчики ОТ стенЫ”, “феи выглядывают ИЗ-ЗА гномов”, “петрушки И матрёшки танцуют”, “волк бежит, А заяц сидит” и т.д.)

Выполнение движений без опоры на зрительный анализатор развивает слуховое внимание и восприятие, помогает педагогу увидеть, кто из детей ориентирован на слушание и понимание речи, а кто просто “копирует” действия своих товарищей, не вслушиваясь в речевую инструкцию. Вместе с тем умение слышать, понимать и выполнять слуховую инструкцию является необходимым для успешного школьного обучения.

Большое значение для речевого развития имеет проговаривание последовательности движений для детей: “ты пройди, покружись, на носочках повернись” во время разучивания танца.

Дополнительный вид работы – проговаривание детьми своих действий, который можно и нужно включать на каждом занятии: “я побегу, затем повернусь, а потом поклонюсь и матрёшке улыбнусь” и т.д.

Это обогащает предикативный словарь, а также является хорошим средством профилактики и частичной компенсации речевых запинок.

Словарная работа может быть построена в трёх направлениях:

  • понимание слова (прямое выполнение инструкции);
  • работа с антонимами (“остановились – побежали”, “подняли – опустили”, “вперёд – назад”);
  • работа с синонимами (“шагаем – ходим – идём”).

Внутри словарной работы имеет смысл выделить раздел восприятия музыки, её характера, эмоций, которые она вызывает. Говоря о музыке, дети часто скованны, употребляют одни и те же слова и выражения.

Преодолеть этот недостаток можно только при условии телесного прочувствования произведения, когда ребёнок телом ощутит изменения ритма, темпа, силы звучания. После чего от детей можно получить обратную связь, педагог может подсказать им формы словесного выражения своих чувств. Такой вид работы: “делаем – чувствуем – говорим” поможет не только обогатить эмоциональный словарь, но и расширить собственно эмоциональное восприятие.

Здесь прямая зависимость: чем больше слов для обозначения эмоций есть у человека, тем тоньше он чувствует, тем более богат его внутренний мир.

Расширение кругозора, а вместе с ним и словаря детей, также происходит при разучивании танцев в сопровождении музыки со словами (и такие танцы должны стать основой репертуара) или песен. Рекомендуется предварительно (при разучивании танца) проговорить или пропеть всю песню, убедиться, что каждое слово в песне детям понятно. Провести с детьми беседу по теме песни.

В заключительной части занятия необходимо детям возможность употребить в собственной речи новые слова и выражения, предложить им варианты использования речевого материала в свободной деятельности.

Что касается профилактики и коррекции нарушений письменной речи, то следует отметить: музыкальное движение и письмо имеют ряд общих черт (ритм, пространственную соотнесённость, темп, мышечную и регуляцию).

Таким образом, практически любые движения рук под музыку, игра в детском оркестре, использование звучащих жестов готовят к формированию графических навыков. Разнообразные горизонтальные, вертикальные и круговые движения рук в плечевых суставах, упражнения на компактность и ритмичность движений в локтевых и лучезапястных суставах вырабатывают необходимую на письме пластику, точность, выносливость.

Подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что коррекционный ресурс музыкально-ритмических занятий поистине неисчерпаем и взаимодействие между специалистами будет способствовать максимальному использованию музыки и движения для гармоничного развития детей.