Из опыта работы: общепедагогические приемы для успеха ученика на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Никто не будет отрицать, что успех в реализации ФГОС второго поколения в большей степени зависит от учителя. Одной из важных задач современной системы образования является “формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Среди групп УУД хотелось бы остановиться на коммуникативных и личностных УУД, их взаимосвязи и поделиться опытом, какие приемы я использую в своей работе учителя начальных классов.

На каждой стадии своего развития ребенок должен приходить к важному для него “чувству собственной состоятельности”. А всегда ли это может получиться? Психологи считают, что уверенность у ребенка достигнет реальной силы только тогда, когда он сможет применить свои знания на практике, самостоятельно составить, создать что-либо.

На уроке открытия новых знаний в технологии деятельностного метода на этапе первичного закрепления во внешней речи я использую такой прием. Выполняя задания по “цепочке” (и по математике, и по русскому языку), ученик, закончивший решение, сам вызывает следующего учащегося, и он же контролирует правильность выполнения. Надо отметить, что ученики, как правило, стараются строго соблюдать алгоритм выполнения задания, как письменное оформление на доске, так и его речевое сопровождение; внимательно слушают мнения одноклассников, охотно вступают в дискуссию между собой, поясняя, объясняя, доказывая правильность своего решения.

Для решения заданий повышенной сложности, или сформулированных нестандартно, вызываю ученика. Он сам себе вызывает партнера для решения заданий. Вместе они анализируют математическую или орфографическую задачу, выбирают вид удобной краткой записи, составляют план решения, корректируют решение в случае необходимости. Я, как учитель, стараюсь не участвовать в выполнении задания. Чем ценна такая форма работы? Учащиеся свободно общаются друг с другом, при возникающих трудностях могут обратиться за помощью к одноклассникам. Для учителя появляется возможность контролировать этапы формирования того или иного умения или навыка.

- Задай вопрос однокласснику по данному произведению. Продиктуй словарные слова по той или иной теме. Такие фразы я часто использую в своей работе.

Для меня основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие. Ведь учебный успех каждого ученика – это постоянный рост его учебных возможностей.

Литература.

  1. Галеева Н. Л. и др. Сто приемов для учебного успеха ученика в начальной школе. Москва, 2008.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под ред. А. Г. Асмолова. Москва, 2010.