Построение изображений, полученных с помощью линз

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (453 кБ)


Цель урока: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, составленная с помощью Microsoft PowerPoint. Источник света, линза, экран.

План урока:

1. Повторение 5-7 минут. (фронтальная работа).

2. Изучение нового материала 22-25 минут. (Записи, рисунки, демонстрации).

3. Решение задач 8-10 минут. (Решение задач и их обсуждение, коллективная и индивидуальная работа)

4. Подведение итогов. Домашнее задание. 3-5 минут. (Ответы на вопросы. Запись задания в дневниках)

Ход урока

Слайд 2.

Проверка знаний:

1. К какому виду источников относятся : луна, свеча, солнце, лампочка, северное сияние, молния?

Слайд 3.

2. На тело падает свет от солнца. Можно ли Солнце считать точечным источником?

3. Можно ли свет маяка или костра считать точечным источником?

4. Свет карманного фонаря можно увидеть на расстоянии 1,5 км. Можно ли его считать точечным источником?

Слайд 4.

5. Сравните оптические силы изображенных линз. (Если у одной из двух линз фокусное расстояние короче, то она дает большее увеличение. Оптическая сила такой линзы больше)

6. Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?

7. Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?

Слайд 5.

Тема сегодняшнего урока: Построение изображений, полученных с помощью линз

Вопросы:

  • Что такое линза? Каковы ее свойства? Какие виды линз вам известны?
  • Какая линза называется собирающей? (Слайд 6)
  • Какая линза называется рассеивающей? Слайд 7)

Слайд 8.

  • Что называют главной оптической осью?
  • Что называется оптической осью?
  • Что называется оптическим центром?
  • Какую точку называют фокусом линзы?
  • Какую плоскость называют фокальной?

Экспериментальное наблюдение изображений светящейся точки, даваемой линзой.

Слайд 9

Ход лучей собирающей линзе.

Слайд 10

Получение изображения светящейся точки в собирающей линзе.

Построение изображения предмета с помощью собирающей линзы

Слайд 11. d>2 F

Слайд 12. 2 F> d>F

Слайд 13. F>d

Слайд 14

Ход лучей в рассеивающей линзе

Слайд 15

Получение изображения светящейся точки в рассеивающей линзе.

Построение изображения предмета с помощью рассеивающей линзы

Слайд 16 d>2 F

Слайд 17. 2 F> d>F

Слайд 18. F>d

Решение задач.

Слайд 19

На рисунке показаны главная оптическая ось линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.

Слайд 20

На тонкую собирающую линзу падает луч, который не параллелен главной оптической оси. Постройте ход луча

Слайд 21

Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произвольного луча

Слайд 22

Домашнее задание: параграфы 67, № 1597, 1599

Подведение итогов:

Фронтальный опрос:

  • Какое изображение можно получить с помощью собирающей линзы?
  • При каком условии собирающая линза дает действительное изображение?
  • При каком условии собирающая линза дает прямое изображение?
  • Какое изображение можно получить с помощью рассеивающей линзы?

Использованные источники и литература.

1. Перышкин А.В. Физика 7 класс.

2. Сборник задач по физике 7-9 класс/ Составитель В.И. Лукашик

3. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике