Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображенных действий («Когда глаголы особенно важны?»)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Жанр урока: интегрированный

Вид  урока: урок-размышление

Формы работы учащихся: коллективная работа и работа в парах (анализирование, рассуждение, оформление кадров для фильма, работа с учебником и тетрадью-задачником).

Цель урока:  показать учащимся значимость части речи – глагола.

Задачи урока:

  • актуализировать знания о части речи – глагол, безударных гласных в корне и их проверки;
  • организовать деятельность по подбору кадров-действий, по которым можно было бы снять фильм к тексту.

Прогнозируемые результаты

Личностные: 

  • осознание учащимися значимости части речи – глагола;
  • осознание учащимися ценности способа определения нужной буквы в орфограмме «безударная гласная в корне»;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умения находить способы решения по определению данной буквы для орфограммы «Безударная гласная в корне»;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знания об общих признаках части речи – глагол;
  • знания подбора кадров-действий, по которым можно было бы снять фильм к тексту;
  • умение применять знания в жизненных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение:

  1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3 класс, часть 1.
  2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Тетрадь-задачник «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3 класс, часть 2
  3. Карточки «Кадры фильмов»

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Организация детей к уроку. (Дети проверяют, всё ли они приготовили к уроку.)

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Психологический настрой к уроку.

– Чтобы урок для вас был полезным, надо приготовить свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать знания о частях речи.
Личностные УУД: ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД: знания о частях речи, их признаки.

Минутка чистописания.

На доске каллиграфически записан буквы:  и ч е р и т с а ч

– Ребята, обратите внимание на доску, скажите, что мы будем с вами сейчас делать? (Мы будем красиво и аккуратно писать строчные буквы, для этого надо повторить правило правильной посадки при письме и написание элементов букв.)
– Молодец, вспомните самостоятельно правило правильной посадки при письме (дети этим временем кладут тетрадь под наклоном, проверяют посадку за партой) и каллиграфически запишите эти буквы на строке 2 раза.
– Молодцы, оцените себя самостоятельно, как вы справились с заданием.

На полях тетради цветным карандашом дети рисуют круг нужного цвета: зелёный – справился отлично, жёлтый – справился с помарками, красный – справился неаккуратно.

– Ребята, а кто из вас заметил слова в написанных буквах? Скажите, что я зашифровала. (Эти слова: части речи).

На доске начинает появляться схема про части речи.

– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные.)
– Какие части речи относят к служебным? (К служебным частям речи относят: союзы, частицы, предлоги)
– А какие самостоятельные части речи вы знаете? (Я знаю самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное)

Части речи

Самостоятельные
  1. Имя существительное
  2. Имя прилагательное
  3. Глагол
  4. Местоимение
  5. Имя числительное
Служебные
  1. Союз
  2. Частица
  3. Предлог

– Какая из самостоятельных частей речи не изменяется по падежам? (По падежам не изменяется часть речи – глагол)
– Что вы знаете об этой части речи? (Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы: Что делать?, Что сделать?)
– Молодцы! Скажите, что же мы повторили, записав только несколько букв в тетради?

Вывод: Дети ещё раз по схеме повторяют всё о частях речи.

Орфографическая минутка.

На доске записаны слова в столбик: За…стрить, см…треть, прош…гать, спр…сил, б…лел.

– Ребята, скажите, что объединяет эти слова? (Эти слова глаголы, они обозначают действия предметов. Эти слова на орфограмму «Безударная гласная в корне»)
– Молодцы!  А кто мне скажет, что нам нужно сделать с этими словами? (К этим словам надо подобрать нужное проверочное слово и вставить пропущенную безударную гласную.)

Задание выполняется с комментированием одним из учеников.

– А скажите, что еще можно сделать с этими словами? (Можно записать эти слова в два столбика: слова с -ть и без -ть).

Около слов пишут номер группы: 1 или 2.

– Как называется группа слов, которые оканчиваются на -ть? (Это глаголы неопределённой формы.)
– А как называется группа слов без -ть? (Мы не знаем) 
– Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Вывод: Скажите, ещё раз, что мы делали с этой группой слов? (Учитель показывает на доску)

Физкультминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

– Наша физкультминутка сегодня называется «Найди глагол». Я буду читать стихотворение, а вы когда услышите глагол, должны присесть и сразу встать, не забывайте считать глаголы.

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подмела.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

– Сколько глаголов вы насчитали? А как вы узнали глаголы? (Повторяют опять определение части речи – глагол).

III. Постановка проблемы.

Цель: сформировать представление о результате.
Личностные УУД: ценностное отношение к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные УУД: затруднение в определении значимости части речи – глагола.

Работа по тетради-задачнику по русскому языку.

– Ребята, откройте тетрадь-задачник на стр. 6 и прочитайте вопрос, напечатанный синим цветом.
Кто из вас желает ответить на этот вопрос? (КОГДА ГЛАГОЛЫ ОСОБЕННО ВАЖНЫ?)
Ответов было очень много, но давайте попробуем ответить на этот вопрос ещё раз после выполнения упражнения 228.

IV. Открытие нового знания

Цель: сформировать умение делать выводы из наблюдений.
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД: владение правильной речью.
Предметные УУД: понятия о частях речи.

Выполняется упр. 228 на стр. 6 в тетради-задачнике по заданию. При выполнении этого упражнения дети работают в парах, после выполнения упражнения учащиеся отвечают на вопросы из упражнения:
– Можно ли было нарисовать картину одними глаголами?
– Когда глаголы особенно важны?

Затем в подтверждения своих наблюдений учащиеся читают совет из упражнения 229 на странице 90 из учебника.

– это и есть ВЫВОД.

Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать действия людей или животных.
Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать движение разных предметов.

V. Первичное закрепление УУД.

Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ для составления кадров-действий.
Личностные УУД: ценностное отношение к умению выбирать действие по достижению цели.
Метапредметные УУД: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.
Предметные УУД: умение применять знания на практике.

– Ребята, а давайте проверим, учла ли этот совет ученица в изложении по рассказу А. Куприна о кошке Ю-ю.

На доске запись: Ю-ю входила в комнату и как бы здоровалась со мной.

– Показала ли она действия кошки или только кратко сообщила о них? Что тебе хотелось бы лучше увидеть, представить? Можно ли по данному предложению составить кадры-действия? Почему?
– Давайте прочитаем, как с помощью глаголов автор передал содержание этого же отрывка (упражнение 231 на странице 6 в тетради-задачнике) (Рисунок  4).
– Почему по тексту писателя мы представили себе утреннюю встречу с Ю-ю, а по рассказу девочки – нет?
– Какими средствами пользовался автор?
– Выделите кадры-действия, по которым можно было бы снять эту сцену: (Работа в парах: ребята в приготовленные кадры из кинофильмов записывают слова-действия, можно предложить детям нарисовать к этим словам картинки на перемене)

1-й кадр
открывала
2-й кадр
входила
3-й кадр
вспрыгивала
4-й кадр
тыкала, говорила

– Почему два глагола мы записали в один кадр? (Иногда действия могут совершаться одновременно.)

Вывод: В каком случае к тексту можно составить кадры-действия? (К тексту можно составить кадры-действия, если они действия сменяют друг друга.)

Физкультминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы писать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладони три хлопка.
Головою три кивка.

Продолжение работы с упражнением 231.

– Дайте отрывку название по теме и спишите текст, отмечая все знакомые орфограммы. Укажите падеж имён существительных.

VI. Контроль и оценка.

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД: предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результат.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

– А что больше всего вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– А что вспомнили для выполнения заданий на уроке?
–  А важны ли глаголы в нашей речи?

Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать действия людей или животных.
Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать движение разных предметов.

VII. Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы.
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях.

– Какое задание было для вас легким на уроке, почему?
– А какое задание было наиболее трудным для вас? Почему?

Самооценка

– Ребята оцените свою работу на уроке и объясните, почему вы так себя оцениваете.

На полях тетради цветным карандашом дети рисуют круг нужного цвета: зелёный – самостоятельно справился со всеми заданиями на уроке, жёлтый – частично обращался за  помощью товарища или учителя, красный – нужна была постоянная помощь учителя или товарища.

Домашнее задание

– Создайте свой небольшой фильм, нарисовав кадры-действия словами.