Цель: обобщение и закрепление знаний о строении пищеварительной системы, о типах и значении питания и пищеварения в жизни живых организмов.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания по теме “Питание и пищеварение ”.
- Развивающие:
- информационные умения (работа с тестами, информационные картинки), интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, доказывать), коммуникативные (работа в группах);
- умение отвечать на вопросы в нестандартной ситуации.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к знаниям
Оборудование: Презентация. На отдельном столе в виде выставки представлена литература.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Отметка отсутствующих.
II. Проверка знаний и умений по пройденной теме
Сегодня я приглашаю вас на урок-путешествие. Мы побываем с вами на разных станциях и проверим, хорошо ли вы усвоили эту тему. В путь отправятся два экипажа. Класс делится на 2 группы, каждая группа выбирает себе капитана.
– Итак, первая станция «Загадки». (См. слайды 2, 3, 4).
– Следующая станция – «Правописание» (См. слайд 5).
– Станция «Термины» (Проверка основных понятий. Каждой команде задается по очереди термин, необходимо дать определение. Если команда не отвечает на свой вопрос, то может ответить другая, заработав при этом дополнительный бал). (См. слайд 6).
– Питание. Пищеварение. Фотосинтез. Хищники. Растительноядные животные. Симбионты. Трупоеды. Паразиты. Хлоропласты. Сахара. Пищеварительная система. Ферменты.
– Мы прибыли на станцию “Третий лишний” (рисунки с изображениями групп организмов по способу питания). Объясните свой выбор.
- Козы, волки, олени.
- Клещи, блохи, мухи.
- Ястребы, клесты, совы.
- Грибы, раки – отшельники, медведь.
- Гиены, стервятники, заяц. (См. слайды 7, 8, 9, 10, 11).
– Следующая станция – «Восстанови схему». (См. слайды 12, 13, 14, 15).
Физминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Заполни таблицу. (См. слайд 16).
Способы получения пищи (Приложение 1)
Тип питания |
У каких животных встречается |
Питание мелкими частицами:
|
|
Питание крупными частями организма:
|
|
Питание жидкой пищей:
|
Список видов животных для заполнения таблицы: колибри, амеба, инфузория – туфелька, актиния, осьминог, беззубка, прудовик, голубь, бабочка-капустница, рак, медуза, личинка бабочки (гусеница), клоп, комар, гидра, синий кит, человек.
Тип питания |
У каких животных встречается |
Питание мелкими частицами:
|
амеба |
Питание крупными частями организма:
|
осьминог |
Питание жидкой пищей:
|
комар |
Станция Онлайн-тест http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=29
Следующая станция – «Какие утверждения верны?» (Приложение 2)
Найти правильные суждения
- Дождевой червь является паразитом.
- Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
- В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.
- Животные потребляют готовые органические вещества.
- Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.
- При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
- Ферменты ускоряют процесс пищеварения.
- Воздушное питание – это поглощение воды из воздуха.
- В процессе пищеварения вещества всасываются в кровь.
- У гидры только одно отверстие – ротовое.
(правильные суждения: 2, 3, 4, 5, 7, 10)
Станция – «Вставьте пропущенные слова»
Фотосинтез происходит в …(1).
При этом поглощается …(2), а выделяется … (3).
Процесс фотосинтеза происходит на …(4), и в
результате его образуется …(5).
Станция – «Подпиши и раскрась рисунок» (задания в рабочей тетради)
Станция – «В мире интересного» (работа с дополнительной литературой) приготовить небольшой рассказ о каком-либо организме.
III. Подведение итогов урока
В ходе игры учитель заполняет ведомость.
Название конкурса |
Команда №1 |
Команда № 2 |
1. Правописание | ||
2. Термины | ||
3. Третий лишний. | ||
4. Восстанови схему. | ||
5. Заполни таблицу. | ||
6. Тест. | ||
7. Какие утверждения верны? | ||
8. Вставьте пропущенные слова. | ||
9. Подпиши и раскрась рисунок. | ||
10. В мире интересного |
Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду-победителя; выставление оценок учащимся.
IV. Рефлексия
Понравился ли вам урок?
V. Домашнее задание
Повторить основные понятия тем 6, 7, 10.
Список использованной литературы
- Открытый урок Нурисламова Рузалия Салимзяновна, учитель химии
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей /Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб: Акцидент, 1998. – 175с.: ил. / (Сер. «Учительский портфель»).
- Боброва Т.А., Гуфельд И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. пособие. /Под общ. Ред. Л.А. Панфиловой. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 640 с., илл.
- Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин – 4 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174, [2] с. :ил.
- Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» / Н.И.Сонин. 2 – е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2010. – 60, [4]с.
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 512 с.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АРТ – ПРЕСС, 1999. – 432 с.: ил. ( «Занимательные уроки»).
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
- Игошин Г. П. Уроки биологии в 6-м классе. Развёрнутое планирование/Художник Куров В. Н. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 272 с.: ил. – (Учитель года России).
- Акперова, И. А. Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплекту Н. И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / И. А. Аксперова. – М. : Дрофа, 2005. – 288 с. : ил. – (Мастер класс)
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=29