Методическая разработка урока биологии в 6-м классе по теме «Строение клетки»

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный.

Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: исследовательский, словесные ,практические,  анализа и синтеза, обобщения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах .

Цель урока: изучить особенности строения растительной клетки

Задачи:

  • Образовательная: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях, пластидах; закрепить имеющиеся знания учащихся об увеличительных приборах ; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить схематически изображать строение клетки и находить основные части клетки ; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы;  развивать коммуникативные и информационные  компетенции
  • Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся к теме урока и предмету; способствовать развитию кругозора, углублению знаний об окружающем мире и  желания  познавать  новое

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируются понятия о строении клетки; учащиеся учатся готовить микропрепарат чешуи кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.
Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового

Основные понятия урока: клетка, оболочка, поры, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды.

Оборудование и методические материалы, используемые на уроке:

Рабочее место учителя:

  • Плакаты: «Строение растительной клетки», «Увеличительные приборы».
  • Учебник : В. В. Пасечник,  Биология,  6 класс.  Москва,  издательский  дом  «Дрофа»,  2008 г.
  • Поурочные  планы  к  учебнику В.В.Пасечника. «Биология.  Бактерии.  Грибы.  Растения.»  Москва, издательский  дом Дрофа, 2008 г.
  • Дидактические материалы: раздаточный  материал тестового задания.
  • Средства ТСО: компьютер,  проектор, экран
  • Программное обеспечение: презентация «Строение клетки»

Рабочее место ученика:

  • Учебник : В. В. Пасечник,  Биология,  6 класс.  Москва,  издательский  дом  «Дрофа»,  2008 г.
  • Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология.6 класс» Москва,  издательский  дом  «Дрофа»,  2011 г.
  • Луковица, салфетка, мед.одноразовая игла в футляре, предметное и покровные стёкла, стакан с водой, пипетка,  раствор йода, микроскоп.

Информационно-технологическая карта урока:

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      Перед началом урока Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Пишет на доске тему урока и цель урока. Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов.
1 Организационный момент  

Приветствие.
Определение целей и задач урока

2 мин Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
2 Повторение изученного материала.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа по тестовым заданиям

Работа в парах.
Проверка и оценка работ.

5 мин Выдаёт детям тестовые задания по вариантам. Проводит инструкцию:

1. Подпишите свою фамилию на листке
2. Выполните задания, выбрав один правильный ответ

Показывает слайд с ответами и заданиями, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Собирает работы

Работают по заданиям.

Подписывают свою фамилию на листке и выполняют работу

Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

3 Связь с предыдущим материалом. беседа 3 мин. Задаёт вопросы об особенностях работы с микроскопом и соблюдении техники безопасности. Отвечают, слушают, дополняют ответы
4 Изучение нового материала

1) История изучения клетки (Слайд 4)

1

1665 г –  открытие  клеточного строения пробки английским
ученым физиком Р. Гуком, в его работе   «Монография» был впервые  применен термин «cellula» – «клетка»

Расширение знаний. Ознакомление с термином «цитология»

Слайд 6

20 мин.

2 мин.

Демонстрирует слайд с портретом учёных и рассказывает об истории открытии клетки; демонстрирует слайд с термином «цитология» на экране.
Просит учащихся записать термин в рабочих тетрадях
Слушают сообщения, смотрят слайд. Записывают в рабочих тетрадях значение термина «цитология».
  2) Строение клетки (Слайд 8)

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов 5 мин. Демонстрирует слайд «Строение растительной клетки» где изображены все органоиды. Отрабатываются понятия «оболочка», «цитоплазма», «вакуоли», «ядро» Внимательно слушают рассказ учителя
  Физминутка   3 мин.    
  3) Выполнение лабораторной работы

Работа выполняется по инструктивной карточке (стр.18 учебника) 10 мин. Демонстрирует последовательность действий в приготовлении микропрепарата, демонстрирует слайды Готовят микропрепараты, рассматривают микропрепарат и зарисовывают в тетрадь, делают вывод (№7, стр.6 в рабочей тетради)
  4) Дополнительная информация по теме.
– клетки молодые и старые

– Понятие о пластидах и хлоропластах


Расширение знаний. 5 мин. Демонстрирует слайд «Строение растительной клетки» где изображены клетки разного возраста. Просит учащихся сравнить их между собой.
Организует беседу с учащимися по результатам сравнения.

 

 

Демонстрирует слайд «Пластиды» и «Виды пластид»,рассказывает об их особенностях, отмечает в каких клетках растения встречаются

Знакомятся с особенностями строения клеток, называют сходства(нали–чие оболочки, цитоплазмы, ядра и вакуолей) и находят различия(величина, размер вакуолей, положение ядра)

 

 

Внимательно слушают учителя,ля, сравнивают клеткии других органов растения с клетками кожицы лука

5 Итог урока. Домашнее задание Подведение итогов.
Рефлексия.
5 мин. Организует беседу с классом по вопросам:

1. Что было главным на уроке?
2. Что нового вы узнали?
3. Чему научились?

Запишите  домашнее  задание:
П.2; № 6,9в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

 

 

Учащиеся  записывают  задание  в  дневник