Урок окружающего мира по теме «Животноводство»

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представление об отрасли сельского хозяйства – животноводстве.

Задачи:

  • познакомить учащихся с видами животноводства;
  • развивать познавательную активность, чувство ответственности, умение логически мыслить, умение грамотно говорить;
  • воспитывать уважительное отношение друг другу.

Оборудование: фотографии «На молочной ферме», «На пастбище», «Коневодство», «Кролиководство», «На птицеферме», «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке»; раздаточный материал для опроса и изучения новой темы, презентация, мультимедийный проектор.

Литература:

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. К УМК А.А.Плешакова («Школа России»). ФГОС. Изд.:ВАКО, 2014
  2. Интернет ресурсы:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E8%ED%EE%E2%EE%E4%F1%F2%E2%EE;
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E5%E2%EE%E4%F1%F2%E2%EE;
    http://www.ya-fermer.ru/pchelovodstvo-v-rossii;
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%EE%EB%E8%EA%EE%E2%EE%E4%F1%F2%E2%EE;
    http://ferma-biz.ru/domashnyaya-ptica/pticevodstvo-v-rossii.html.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. ФГОС. Изд.: Просвещениие, 2014

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Работа над новой темой

У. В далекой древности первобытный человек занимался не только собирательством, но и охотой. Успех охоты, как и успех собирательства, тоже во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар, то засуха гонит животных со своих мест, таким образом, люди остаются без добычи. Но случалось, так что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили и растили их. Таким образом, человек начал приручать диких животных, занялся их одомашниванием.
Процесс одомашнивания определённых видов диких животных способствовал появлению скотоводства. Животные, которые стали жить рядом с человеком, приносили ему определённую пользу – как источник пищи (мясо, молоко, птичьи яйца), источник сырья для изготовления одежды или строительства хижин (например, шкуры), как рабочие (например, тянущие плуг) или ездовые животные, как животные для охраны имущества (собаки и кошки). К тому же, разведение определённых видов животных позволяло транспортировать грузы на большие расстояния и положило начало разветвлённой торговле.

У. О чем же мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока?

Д. Животноводство.

У. Давайте, подумаем, о чем мы сегодня попробуем узнать и чему научимся исходя из нашей темы?

Д. Мы узнаем, о животноводстве как об одной из составляющих сельского хозяйства; познакомимся с видами животноводства; отраслями животноводства Москвы и Московской области.  Слайд 1

У. Получить представление о животноводстве, как отрасли сельского хозяйства нам помогут такие источники: «Большая Советская энциклопедия» и толковый словарь С.И.Ожегова.

Слайд 2. Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и т.д.

У. Животноводство – это большая отрасль, которая делиться на определенные виды. Об этом мы и продолжим наш разговор (2 наша предполагаемая цель).

У. Посмотрите на виды животноводства: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство, звероводство, оленеводство (верблюдоводство, козоводство, овцеводство, муловодство, ословодство, собаководство). Слайд 3

3. Работа в группах

У. Установка. Каждая группа будет готовить сообщение для выступления об одном из видов животноводства. Для работы вам выдаются: карточка с названием вида животноводства, рисунки и фотографии, ссылки на информационный материал, карточка – помогай-ка. Приложение 1. Слайд 4

Представители от каждой группы делают сообщение.

У. Так как животноводство отрасль огромная, то и трудятся на развитие и поддержание этой отрасли много людей – это зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыболовы, пастухи и много других людей с разными специальностями. Слайд 5

У. Россия огромная страна и в связи с этим в каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете почему?

Д. Наша страна расположена в холодном и умеренном тепловом поясе, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа.

У. В нашем крае. На территории Московской области ведётся сельское хозяйство, представленное не только растениеводством, но и животноводством. Животноводство главным образом направлено на производство молока и мяса, яиц. (Помимо крупного рогатого скота, повсеместно разводятся свиньи и куры.) По сельскому хозяйству болезненный удар нанёс кризис 1990-х годов, из которого регион не может выбраться до сих пор. Многие земли, занятые ранее пастбища, сегодня выведены из оборота. В частности, в 2000-е годы, по сравнению с 1970-80-ми годами, производство упало скота и птицы на убой – на 30 %, молока – в 2 раза, яиц – в 4 раза. На сегодняшний день больше развивается мелкое частное хозяйство по разведению птицы, рыбы, пчел и свиней. Слайд 6

У. В водоёмах региона распространено рыбоводство, крупнейшие хозяйства расположены в Егорьевском районе на Цнинских прудах, на Бисеровских прудах в Ногинском районе, Нарских прудах в Одинцовском, а в Дмитровском районе в посёлке Рыбное расположен рыбохозяйственный институт, разводящий рыбу, живую икру и личинки. Слайд 7

4. Физическая минутка

5. Работа по теме (продолжение). Работа в рабочей тетради с.53

Д. Допиши предложения.

Породы коров делятся на …(молочные, мясные, мясомолочные)
Стада овец называются …(отара)
Породистых лошадей разводят на …(конезаводах)

Д. Подпиши домашних птиц. (Куры, гуси, утки.)

6. Закрепление изученного.

У. Разгадывание кроссворда (парная работа). Приложение 1.

1. Вид животноводства, занимающийся разведением кур, гусей, уток, индеек.

2. Человек, ухаживающий за пчелами.

3. Родственник зайца.

4. Он в мундире ярком,
Шпоры – для красы.
Днем он забияка,
По-утру – часы.

5. Доктор животных.

6. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет, а лаптей не  плетет.

7. Пятак есть, а ничего не купит.

8. Посреди двора стоит копна.
Спереди – вилы, сзади – метла.

9. Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже полиции.

10. Человек, который сопровождает животных на пастбище.

11. Человек, занимающийся разведением скота.

12. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

13. Как называется шерсть овцы?

У. Какое ключевое слово у вас получилось?

Д. Животноводство.

У. Игра «Узнай по описанию». Каждая группа получает карточку со словом: пасека, птицефабрика, пастбище, конезавод. Задача: дать описание объекта, не называя его. Остальные должны угадать слово.

Выступление учащихся по группам.

7. Итог урока (рефлексия). Выставление оценок. Слайд 8

У. Что нового вам удалось узнать на уроке? Чему учились?

У. Ответили мы на цели, поставленные в начале изучения нашей темы?

У. Продолжите предложение

– Я понял, что…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Мне захотелось…
– У меня получилось…