"Такая разная осень…" (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).

Цели:

  • развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова
  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • развитие умений самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (у автора), видеоролик со стихами поэтов (у автора), осеннее украшение кабинета, листы формата А-3, фломастеры.

 Ход урока

Этапы урока

Ход урока 

Формирование УУД,
(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Этап мотивации.

Психологический настрой

Видеоролик об осени (у автора)

1. На фоне видеоролика танец «листьев»

2. На фоне видеоролика чтение стихотворения об осенней картине («Осень только взялась за работу…» – читают ученики):

Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься
Ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдётся от злости и в клочья
Всё порвёт беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретёт величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем
Мы глаз отвести!

Познавательные УУД

  1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Актуализация знаний.

3. «Осень в изобразительном искусстве»:

– Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти?

– Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень» Исаака Левитана.

Приём «Ученик– ученики»:

– Задайте вопросы классу по этой картине («Что изображено?, Почему осень называется золотой?, Таким лес бывает в начале осени или в конце?, Какие цвета преобладают в картине?, Ваши впечатления от пейзажа?, Какие чувства возникают, глядя на картину?)

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Определение темы урока.

– Ребята, предположите чему посвящена тема нашего урока?

– О чём будем говорить?

– Скажите, с помощью каких видов искусства можно увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить её запахи, наслаждаться разнообразием красок? ( живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия.)

Регулятивные УУД

  1.  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2.  Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

IV. Развитие умений.

 

4. «Осень в музыке»

Послушаем ребят. Как можно об этом красиво сказать.

Слова ученицы: 

Листья, как ноты, роняет кудесница-осень.
А музыка у осени проста…
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.

Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки?

– Давайте послушаем музыкальное произведение русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

Учитель исполняет фрагмент на синтезаторе

Затем звучит аудиозапись.

– Какие интонации преобладают в мелодии? (грустные, интонации-вздохи, грусть по уходящему лету)

– Послушаем красивые слова об осенней природе.

Слова ученицы: Осенняя природа… Её рисуют художники, сочиняют музыку композиторы, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у композиторов – ноты, у поэтов – слова.

Высказывания учащихся:

– Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Дождик…, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! 

– Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

– Этим временем года восхищались многие поэты. Изображая природу, они выражали своё отношение к ней, передавали любовь к родной земле.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  2.  Выразительно читать стихотворения
  3.  Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в группах.

 

V. Работа с текстами до чтения.

5. «Осень в поэзии» 

– На уроке мы встретимся с поэтами, каждый из которых рисует свою осень.

– Кто они? Прочитайте их имена.

– Откройте учебники на стр. 177.

– Предположите, о чём будут эти стихотворения?

– Как называется стихотворение К.Бальмонта?

– Что заметили в стихотворении Ф.Тютчева? (нет названия –звёздочки)

 
VI. Работа с текстами во время чтения.

Первичное чтение стихотворений про себя:

а) – Прочитайте стихотворение «Осень»

б) – А теперь стихотворение «Есть в осени первоначальной»

– Есть что-то общее в этих стихотворениях?

 
VII. Физкультминутка.

– А теперь полетаем вместе с осенними листочками:

Ветер подул,
Кусты нагнул,
Листья запорхали,
Как бабочки на карнавале.

 
VIII. Работа с текстами после чтения.

Повторное чтение вслух:

а) чтение учителем

б) чтение учащимися по четверостишиям

в) анализ содержания: 

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)
Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)
Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц– и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое).

– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

а) Просмотр видеоролика «Есть в осени первоначальной» (у автора)

б) Прослушивание стихотворения в аудиозаписи (у автора)

Фёдор Тютчев
***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.)
Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)
И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)
Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.)

Выразительное чтение:

У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение двух учеников.) 

Обобщение:

– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

 
IX. Работа в группах.

– А сейчас каждая группа будет творить в своей творческой мастерской:

1 группа – литераторы: Задание: написать сочинение об осени по ключевым словам 

2 группа – поэты: Задание: сочинить стихотворение об осени по опорным словам

3 группа – композиторы: Задание: выбрать музыку, которая может звучать в произведениях об осени

4 группа – художники: Задание: нарисовать осенний пейзаж

5 группа – объединит в себе все четыре группы и создаст кластер сегодняшнего урока 

Обсуждение и работа в группах

Защита своего проекта

 
X. Рефлексия.

Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.

– Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке?

– С какими произведениями познакомились?

 
XI. Самооценка.

– На память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления на волшебном дереве. Оранжевые, красные листочки – прекрасное настроение; жёлтые – хорошее; зелёный лист – мне немного грустно.

– Наше осеннее дерево оделось в осеннюю палитру.

– Вот оказывается какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

– Сегодня все ребята очень плодотворно поработали. Все отвечающие получили пятёрки.

– Урок окончен.

 
XII. Домашнее задание.

– Выучить наизусть одно из стихотворений

– Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

 

Доп. материал (по времени).

  1. Исполнение песни «Скворушка прощается»
  2. Угощение для королевы-Осени