Мастер-класс по теме «Деятельностный подход в обучении иностранному языку»

Разделы: Иностранные языки


I. Подготовительно-организационный этап. (Постановка целей и задач)

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя, при котором приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе практической работы.

Задачи мастер-класса:

  1. теоретически обосновать и продемонстрировать методы и приемы реализации деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку;
  2. совместно отработать на практике методические подходы и приемы деятельностного подхода в образовательной практике;
  3. отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса.

II. Основная часть. (Содержание мастер-класса: теоретическое обоснование темы и практическая реализация в уроке.)

В соответствии с требованиями новых ФГОС одним из современных подходов к обучению ИЯ является системно-деятельностный подход. Организацию процесса обучения на деятельностной основе рассматривали в своих работах известные психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др., методисты А.А. Миролюбов, И.Л. Бим.

Деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Применительно к содержанию образования в интересах развития свободной активной личности при данном подходе акценты ставятся на деятельностный компонент. Деятельностный компонент содержания образования включает в себя:

  • опыт творческой деятельности (метапредметные УУД)
  • опыт познавательной деятельности (предметные УУД)
  • опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные УУД)

В современной методике обучения ИЯ данный подход получил название сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода. Он представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение ИЯ как средству общения в условиях моделируемой на уроках речевой деятельности. При этом изучающий и речевая деятельность находятся в центре учебного процесса. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения. Единственный способ удержать в сознании какое-либо содержание состоит в том, чтобы действовать по отношению к этому содержанию. Один из основных принципов психологической теории деятельности – единство деятельности и сознания – становится основным методологическим принципом теории обучения ИЯ.

Принципы сознательно-коммуникативного деятельностного подхода в обучении ИЯ

  • речевая направленность обучения (практический, речевой характер заданий, мотивированность и коммуникативная ценность урока)
  • интеграция всех видов речевой деятельности, её включение в другие виды деятельности
  • автономия учащихся в творческом задании, в выборе содержания и языковых форм, реализация субъектной позиции в учении
  • дифференцированный и индивидуальный подход в обучении ИЯ, учёт потребностей, способностей и возможностей личности ученика, его личного опыта, чувств и эмоций
  • активизация речемыслительной деятельности учащихся при сохранении и поощрении мотивации учения (за счёт эвристичности учения, постановки проблемных вопросов, воздействия на эмоции, применения игровых моментов и др. приёмов)

При коммуникативно-ориентированном деятельностном обучении объектом обучения выступает речевая деятельность. Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся, учитель должен учитывать 3 стороны в деятельности согласно психологической теории: мотивационную, целевую и исполнительскую.

Роль учителя в деятельностном подходе:

  • мотивация учащихся к учению (вовлечь в деятельность и реализовать в ней важные для учащихся индивидуальные смыслы и мотивы)
  • поставить перед учащимися значимые для них цели
  • показать приёмы использования знаний в речевой деятельности и обеспечить творческий характер деятельности в сотрудничестве с учащимися

Практическая часть:

  1. Приветствие. Good morning, ladies and gentlemen! I am very glad to see you all. I see that you are in a good mood today and are ready to work, so we shall start.

  2. Темополагание. To begin with, I want you to look at the proverbs and try to guess the topic of our talk today. (Слайд 1,2 Презентация) The topic is “Sport”.

  3. Ассоциации. Now name your associations with sport, beginning with letters. (Слайд 3 )

  4. Vocabulary activity. Many famous people expressed their attitude about sport. To guess key words in this quotation you are to match the words with their definitions. (Слайд 4) Then make up the words from highlighted letters. (Приложение 1). Работа в группах или парах – 5 шт. Цитата заполнена (Слайд 5)

  5. Устная речь. “Serious sport has nothing to do with fair play”. Do you agree with the quotation? To express your opinion, use the words and expressions. (Слайд 6)

  6. Sport questionnaire. To know about the role of sport in your life I want you to answer the questions of “ Sport questionnaire” (Приложение 2). Work in groups of 4, answer the questions yourself, ask 2-3 colleagues and then comment. (10 min.)
    So, you see, that sport plays an important role in our life.

  7. Reading. You know, that nowadays extreme sports are very popular. I would like you to do the reading task.

    • Match the pictures to the four sports described.см. Рисунок 1 (KEY: 1.B, 2. D, 3. C, 4. A.)
    • Ex.4 Complete the task individually, then compare your answers with a partner. Рисунок 2
      KEY: (When checking the answers in the class ask to tell where in the text they found information).
      1. Base jumping; 2. Street luge; 3. Freestyle motorcross; 4. Kite surfing; 5. Base jumping; 6. Freestyle motorcross; 7. Street luge; 8. Kite surfing;
  8. Listening. (Приложение 3)
    Read through the list of topics before you listen.
    KEY: Paula mentions the topics a, b, e, f, h.
    Play the recording again to make notes on the details. Check your answers with your partner and then all together.
    KEY: a. (Jackson Ridge), out in the bush, about a day’s drive from Sydney;
    b. 180 parachute jumps;
    e. It was safer for her because she could land in water;
    f. you have to open your parachute earlier in base jumping;
    h. Three days.
    Рефлексия: What is your attitude to such extreme sports? Have you ever done them?
    Do you like excitement? As for me, I don’t. If they are not lucky or strong enough, they may break legs or arms or may get injuries.

  9. Doing projects.
    But many people go in for sports, and may be good at it or not very good, but still it is important to join sports clubs. Now you will make an advertisement inviting children to the clubs of rugby, cricket, polo and judo. (Работа в группах – 4 группы) – 3 мин.
    Приложение 4.

Защита проектов.

III. Рефлексия. (Самооценка и самоанализ по поводу деятельности на мастер-классе. Дискуссия по результатам мастер-класса)

(Слайд )

Продолжить предложение:

сегодня я узнал…

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. мне захотелось…

Основные характеристики использованных заданий и приёмов, реализующих деятельностный подход в обучении ИЯ:

  • полимодальные (задействуют все системы восприятия: вижу – слышу – чувствую)
  • эвристические (активизируют мыслительные процессы)
  • интегративные (интегрируют разные виды речевой деятельности и другие виды деятельности)
  • интерактивные (предполагают активные действия: монолог, диалог, ролевую игру, элементы драматизации)
  • эмоционально-смысловые (задействуют интуитивное понимание, догадку в различных ситуациях)
  • комплексные (содержат сочетание нескольких НУ одновременно)
  • многопозиционные (предполагают изменение познавательных ролей и позиций)
  • многоуровневые (содержат несколько уровней компетенции: мотивацию, цели, стратегии)
  • разноуровневые (тренируют различный уровень сложности одной и той же компетенции)

Таким образом, активизировав мышление, привлекая личный опыт детей, задействовав сенсорные системы, мы можем вовлечь детей в творческую речевую деятельность, что в конечном итоге способствует развитию коммуникативной компетентности школьников и их личностному развитию.

Использованные литература и источники:

  1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. – 2002. - № 2. С. 11–15.
  2. Бим И. Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителя // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 3. С. 2 – 8.
  3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  4. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2000. - № 4. С. 9 – 15. - № 5. С. 17–22.
  5. Мильруд Р. П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России // Иностр. языки в школе. – 1997. - № 6. С. 7–12.
  6. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
  7. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  8. Переточкина М. Г. Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 8. С. 44–46.
  9. Плигин А., Максименко И. Now Let’s Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 272с.
  10. Салтовская Г. Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2009. - № 3. С. 49–55.
  11. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
  12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  13. vashabnp.info/load/4-1-0-1129