Схематизация текстов песен, стихов и основных признаков музыки для запоминания песен детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, способствующие их дальнейшему музыкальному развитию. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А., являющаяся основоположником отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений''. [1]

Помимо этого, пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Однако, часто у детей возникают трудности в изучении песен. Это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла. Рассмотрим данную проблему подробнее.

1. На музыкальном занятии дети получают первоначальное целостное представление о песне, дальнейшая работа с детьми по запоминанию стихотворного текста песни, а также закреплению основных музыкальных показателей песни происходит в группе совместно с воспитателем, тем самым, снижая уровень музыкальности детей в исполнении песен. Это объясняется тем, что далеко не всегда воспитатель обладает развитыми музыкальными способностями, умением музыкально – грамотно преподносить детям песенный репертуар. Поэтому очень часто заучивание текстов песен происходит методом “дрессировки”, посредством многократного послогового повторения, что отрицательно сказывается на дальнейшем музыкально – осмысленном изучении песен, а также способствует снижению интереса детей к данному виду деятельности.

2. Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не “прожитые” самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.

3. Дети при изучении песни ориентируются, прежде всего, на исполнение педагога, поэтому в данном случае детское исполнение является репродуктивным, в ходе которого дети не осознают выразительных возможностей музыки, а всего лишь воспроизводят за взрослым.

4. При заучивании текста и основных музыкальных показателей песни не читающие дети опираются только на слуховую память. Это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным.

Особенно тяжело это для детей – визуалов, у которых, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания может затягиваться.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, мы пришли к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации, разработанного ТРИЗ-технологией.

Это новое направление в музыкальной деятельности, которое нас заинтересовало, прежде всего, своей идеей обучать не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний. Нашу практическую работу с детьми мы начали с постановки целей и задач.

Цель: познакомить детей с методом схематизации, как одним из средств запоминания песен.

Задачи:

1. Определить влияние методов ТРИЗ на качество запоминания детьми песен.

2. Повысить эффективность запоминания детьми песен; сократить количество занятий, направленных на изучение одной песни.

3. Создать необходимые условия для использования метода схематизации с детьми старшего дошкольного возраста в разделе “Пение”:

  • составление картотеки игр для предварительной работы по ознакомлению детей с методом схематизации;
  • разработать перспективный план по использованию приема схематизации при работе с детьми в разделе “Пение”.

Этапы обучения схематизации при заучивании стихотворных текстов и основных признаков музыки в песне.

I этап (подготовительный).

Цель: Подготовить детей к предстоящий схематизации.

Чтобы избежать затруднений при схематизации, в предварительной работе с детьми мы использовали специально - подобранные игры. Даная работа осуществлялась в тесном контакте с воспитателями групп.

1. “Я – целое, вы – мои частички”. Педагог предлагает детям назвать части какого-либо объекта. Например, педагог предлагает в качестве объекта зайчика. Дети говорят, что у него есть ушки, голова, туловище, хвост и т.д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам как ему зарисовать этого зайчика. Нарисовать только ушки, а может быть хвост или глазки, т.е. то, что сразу при заучивании помогает ему вспомнить, что это зайчик.

2. “Теремок”.

1 Вариант. Педагог предлагает у двух разных песен найти что-то общее. Это может быть темп, характер, прием исполнения, динамика и т.д.

2 Вариант. Педагог предлагает у двух разных объектов найти что-то общее. Это может быть цвет, форма, функция, объем и т.д. Такая работа помогает детям понять, что два разных объекта могут быть зарисованы одинаково. Особенно это помогает им в работе с явлениями природы. Например, свежим может быть морковь и ветер. Т.е. при схематизации слова свежий они могут нарисовать морковь, ветер, цветок. Все те объекты, которые могут быть свежими. Каждый из детей выберет более запомнившийся для него объект.

3. “Раз, два, три – ко мне беги”. Эти игры объединяют песни по признаку. Такая работа учит детей классификации и анализу, а при схематизации облегчает зарисовку признаков песен и т.д.

4. “Чем был, чем стал”. Детям предлагают назвать предшествующую стадию развития объекта. Например: птица. Дети говорят, что курица сначала была цыпленком, а еще раньше яйцом. В результате объект курица может быть засхематизирован рисунком цыпленок или яйцо.

II этап.

Цель: учить детей считывать схематичное изображение текста и музыкальных признаков песни, созданное детьми совместно с педагогом.

На данном этапе работы текст песни и музыкальные признаки схематизируются на глазах детей построчно, символами, которые предлагают дети.

1. Лист расчерчивается по клеткам

2. Количество строк соответствует количеству музыкальных фраз в песне.

3. Количество ячеек равно количеству слов в музыкальной фразе. Предлоги и союзы считаются за отдельное слово.

4. Текст записывается слева направо.

5. Слова автора не меняются.

Если схематизацию проводит взрослый, то дети сами договариваются о том, как они обозначат тот или иной объект без давления со стороны педагога.

Кроме этого, над верхней строкой зарисовываются три “окошка”, в которых схематизируются основные музыкальные показатели песни: динамика (громкая, умеренная, тихая), характер (радостный, печальный, добрый и т.д.), темп (быстрый, умеренный, медленный).

В самой верхней строке дети схематизируют прием исполнения (певучий, отрывистый) в той или иной песне, представленный в виде волнистой или зигзагообразной линии соответственно.

Каждую строку (музыкальную фразу) в нашей таблице открывает ячейка, где дети схематизируют певческое дыхание, представленное в виде галочки.

Повторение музыкальной фразы в песне дети обозначают репризой, представленной двумя вертикальными чертами в первой и последней ячейке повторяемой строки.

Помимо этого, при закреплении песни дети выделяют цветом ячейки с “главными” словами, которые следует интонационно выделить. В случае необходимости исполнить тише или громче какое-то слово или окончание слова в музыкальной фразе дети обозначают данные слова динамическими нюансами, представленные в виде символов.

На данном этапе нашей работы мы дополнительно использовали игры, способствующие запоминанию детьми изучаемых песен:

1. “Узнай песню”. Педагог показывает детям заполненную схему-шифровку песни. Дети при этом должны вспомнить название песни и исполнить ее, соблюдая зашифрованные музыкальные признаки.

2. “Выложи песню”. Педагог предлагает детям, используя разрезанные таблицы, самостоятельно сложить песенку целиком или какую – то ее часть (музыкальную фразу, куплет, припев).

Постепенно мы переходим к III этапу работы.

Цель: учить детей самостоятельной схематизации стихотворных текстов и музыкальных признаков в изучаемых песнях.

К данной работе мы приступили с детьми, обладающим более высоким познавательным интересом, но стараемся постепенно включать в самостоятельный процесс и остальных ребят. Традиционно на изучение одной песни отводилось 6 занятий. Систематическая работа с методом схематизацией позволили нам сократить количество занятий до 4. И мы выстроили собственный алгоритм схематизации.

Алгоритм схематизации стихотворного текста и основных музыкальных признаков в песне.

1 Занятие.

Задача: Познакомить детей с целостным содержанием и основными музыкальными показателями в песне, учить правильно передавать мелодические особенности в песне.

При первом прослушивании песни дети схематизируют характер музыки, темп и динамику. При повторном прослушивании ребята знакомятся с мелодической линией в песне по типу “Музыкальное эхо”, когда педагог исполняет музыкальную фразу на какой – то слог (например, “ля - ля”, “пара - пара” и др.), а дети “эхом” повторяют ее. После этого схематизируем прием исполнения. Часто перед изучением песни мы проводим игры, закрепляющие представления детей о музыкальных признаках: “Назови три признака музыки”, “Наоборот”.

2 Занятие.

Задача: Учить детей ясно произносить слова в песне, брать дыхание между музыкальными фразами; продолжать учить детей точно интонировать мелодию, различая куплет и припев.

Дети самостоятельно высказываются о приеме исполнения, темпе, динамике и характере музыки, опираясь на собственную схематизацию. Под исполнение песни педагогом дети схематизируют в таблице дыхание перед каждой музыкальной фразой, а также текст последовательно от первой до последней фразы. После этого дети исполняют песню в медленном темпе, считывая информацию с собственной таблицы. Если в песне существуют повторения – дети выделяют его репризой. И повторно исполняют песню под инструментальное сопровождение.

3 Занятие.

Цель: Учить детей исполнять песню в нужном характере, темпе, выполняя логические ударения в словах; закреплять умение брать дыхание перед каждой музыкальной фразой; учить петь, выполняя динамические нюансы.

Дети исполняют песню в соответствии с темпом и характером музыки по музыкальным фразам, акцентируя внимание на дыхании и обозначая цветом ячейки со словами, которые необходимо интонационно выделить. Затем песня исполняется целиком, обращая внимание детей на окончание музыкальных фраз. По необходимости дети выделяют отдельные слова нужными динамическими оттенками, представленными в виде символов.

4 Занятие.

Цель: закрепление песни.

Дети исполняют песню в разных тональностях без музыкального сопровождения с помощью педагога, сохраняя темп, динамику и характер музыки. При повторном исполнении с инструментом обращать внимание на четкость и выразительность текста, на легкость звучания детских голосов.

При переходе самостоятельной схематизации детей мы столкнулись со следующими трудностями:

- плохо соблюдалась очередность строк и ячеек в таблице;

- часто дети не разграничивали предлоги и рядом стоящие слова, схематизируя их в одной ячейке;

- некоторые дети не могли “зашифровать” отдельные слова, что свидетельствует о недостаточно развитом уровне воображения.

Список литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 1989.

2. Альтшуллер Г.С.. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.