Урок истории по проблемно-диалогическому методу обучения на тему «Отмена крепостного права»

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
  • развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное;
  • провести исторический анализ литературных произведений; воспитывать чувство патриотизма.

1. Создание проблемной ситуации

После смерти Александра II в России появилось много памятников “Александру II – Освободителю”, поставленных на деньги, собранные крестьянами.

Судя по этим сведениям, крестьянство было довольно тем, что царь отменил крепостное право?

Крестьянские волнения в 1859–1861 гг.

годы Общее число крестьянских волнений Волнения, подавленные с помощью военных команд
1859 797 90
1860 900 108
1861 1859 937

Используя данные этой таблицы, объясните, как многие крестьяне отреагировали на отмену крепостного права?

2. Формулирование проблемы

  1. Какое наблюдается противоречие? Какой возникает вопрос?
  2. Что нам предстоит выяснить на уроке?
  3. На каких условиях были освобождены крестьяне, что их не устраивало?

3. Актуализация знаний

  1. Давайте вспомним, что такое крепостное право?
  2. Почему его необходимо было отменить? (Причины отмены крепостного права: 1.Технико-экономическая отсталость; 2.Угроза потерять статус мировой державы; 3.Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг)
  3. Каких знаний нам не хватает? Что нужно узнать по сегодняшней теме?

4. Открытие нового знания

Основными документами по крестьянской реформе были “Манифест 19 февраля 1861 года” и “Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости”.

Работа с текстом учебника (с.177-178 учебник Данилова Д.Д. Российская история. XIX- начало XX века)

Каково было положение крестьян по Манифесту? ( Крестьяне получали личную свободу без выкупа; получали гражданские права; вводилось временнообязанное состояние крестьян до перехода на выкуп)

Какие гражданские права получили крестьяне? (1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом; 2) открывать торговые и промышленные предприятия; 3) выступать в суде от своего имени; 4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда; 5) переходить в другое сословие)

Каким образом происходило наделение крестьян землёй?

Размеры крестьянского надела

Как вы думаете, где крестьяне получали максимальный, а где минимальный надел?

Для определения размера выкупа учащимся предлагается задача.

Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин.

Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 12 рублей?

(Ответ: 12 х 100 % : 6 =200 рублей, 200 рублей это приблизительная стоимость стада коров)

Как вы думаете, все ли смогли выкупить землю сразу?

Объясните, как происходила выкупная операция?

Порядок совершения выкупной сделки

Решите задачу

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р., а средняя величина выкупного надела–8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (Ответ: 14,5 х 8 = 116 рублей (рыночная цена земли), 200 – 116 = 84 рубля (сумма, которую переплачивал крестьянин за землю)

Как соотносится рыночная и выкупная цена земли?

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Крестьянское понимание “воли” совершенно не совпадало с тем, о чём им сообщили в “Манифесте”.)

5. Применение нового знания

Используя новые знания, выполните следующие задания.

Карикатура “Крестьянин, летящий в омут” сопровождалась комментарием: “Переход крестьян от крепостного состояния в срочнообязанное”. Почему карикатура так называется?

Перед вами отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

В каком году – рассчитывай,
В каком земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

– Когда могло происходить действие поэмы?

– Как и почему называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?

Карикатура 1860-х годов на аграрные отношения в пореформенный период. Почему крестьянин изображён таким образом?

Перед вами отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

“... распалась цепь великая.
Распалась и ударила.
Одним концом по барину,
другим – по мужику.

Почему Некрасов так оценивает реформу 1861 года?

Домашнее задание: составьте таблицу “Капиталистические и феодальные черты реформы 1861 года”