Совершенствование навыков пересказа по вопросам к тексту. Сказка В. Сутеева "Хвосты"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (224 МБ)


Цели: научить пересказывать небольшие по объёму рассказы с опорой на последовательность происходящих в них действий, учить определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы к словам, образовывать притяжательные прилагательные, обучение описанию предметов по сенсорно- графическому плану. Активизация словарного запаса учащихся в рамках темы: “Дикие животные”, расширение глагольного словаря.

Оборудование: мяч, презентация, видеофильм.

Лексика: лисий, волчий, заячий, перехитрила, доверчивый, гордый, форменный красавец.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед: Вспомните названия картинок. По первым буквам

составьте слово (карточки с картинками).

Дети: Волк, лиса, ёжик, белка (отгадки-картинки крепятся на доску магнитами)

Логопед: К какой группе предметов относятся получившиеся слова?

Дети: Это дикие животные.

II. Сообщение темы.

Логопед: Послушайте внимательно стихотворение. Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня познакомимся на занятии:

У каждого зверя есть свой хвост.
У лисицы - рыжий и пушистый,
У волка - серая метёлка,
У зайчонка - белый колобок.
Но все звери знают, и все понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Лисица хвостом след заметает.
Волка хвост в стужу согревает,
Зайцу прыгать хвост помогает.
Все звери знают и понимают:
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.

Дети: Мы познакомимся со сказкой о животных, о хвостах.

Логопед: Мы познакомимся со сказкой В. Сутеева “Хвосты” и попробуем её пересказать. Будьте внимательны, не отвлекайтесь.

Подготовка к восприятию сказки.

Логопед: О каких животных я сейчас прочитала?

Дети: Вы прочитали о лисе, зайце, волке.

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: Изобразите лису, волка, зайца при помощи пальцев.

Игра: “Кто внимательный?” Презентация <Слайд 2>

Логопед: Пользуясь планом, сравните хвосты лисы и волка.

Игра “Чей хвост?”

Логопед: У вас на столах картинки. У меня магазин хвостов. Подберите животным хвосты.

Образец:

Для медведя возьму медвежий хвост.

Дети: Для лисы возьму лисий хвост. Для волка возьму волчий хвост и т.д.

Логопед:

- О каких животных не говорилось в стихотворении?

Дети: Вы не читали о сороке и еже.

Логопед: Что вы можете сказать об их хвостах?

Дети: У ежа он очень маленький….

У сороки длинный хвост.

Логопед; Для чего ей такой хвост?

Дети: Он, как руль, помогает ей летать.

Ёж и сорока герои сказки “Хвосты”, предлагаю посмотреть начало.

Просмотр начала мультфильма В.Сутеева “Хвосты”

<Приложение 1, Слайд 3> – Превышает допустимый для публикации размер, обращаться к автору статьи.

Логопед: Что случилось в лесу?

Почему сорока не захотела брать лисий хвост?

Дети: У неё свой есть. Ей не пригодится лисий хвост. Он для неё большой.

Логопед: Вспомните, что она сказала, когда отказалась от лисьего хвоста?

Дети: От добра, добра не ищут.

Логопед: Как понимаете смысл пословицы?

Кому предложила сорока хвост?

Дети: Она предложила хвост ежу.

Логопед: Почему ёж отказался от лисьего хвоста?

Чтение логопедом и детьми продолжения сказки с наглядной опорой.

<Слайд 4-14>

Физминутка. <Слайд 15>

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок.

За мамою – белкой скакали бельчата.
За мамой – зайчихой косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (Дети имитируют повадки диких животных)

Просмотр детьми видео 2 <Приложение 2, слайд 16>

Работа над содержанием сказки

- О ком говорится в сказке?

- Что случилось с лисьим хвостом?

Кому предложила сорока хвост?

Что ответил ей ёж? Какой ёж?

Что стал делать с хвостом заяц?

Что ему сказала сорока?

У кого оказался хвост лисы после зайца?

Как вела себя лиса?

Почему волк не хотел отдавать лисе её хвост?

Чем закончилась сказка?

Какой вывод можно сделать?

Составление картинного плана, пересказ. <Слайд 17>

Посмотрите на картинки.

Вспомните, что случилось с лисьим хвостом вначале, к кому он попал потом, чем вся история закончилась?

Пересказ сказки с опорой на серию сюжетных картинок.

Рефлексия.

Логопед: Чему учит сказка “Хвосты?”. Какой вид работы больше всего понравился? Какое задание оказалось трудным? Кто из ребят на ваш взгляд лучше других пересказал сказку?