Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Разделы: Химия


Цель: усвоение всеми учащимися знаний о факторах, влияющих на скорость химической реакции и единицах её измерения.

Задачи:

сформировать понятие о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

развивать умение вступать в диалог, уточнять, слушать, анализировать ответы других;

развивать умение раскрывать смысл химических явлений.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: штатив с пробирками, щипцы, салфетки, ступка с пестиком, чашка Петри, чайник электрический.

Реактивы:

Простые вещества: Zn, Al, Mg, Fe,Cu, Na, I;

Оксиды: MnO2, CuO, H2O2, H2O

Кислоты: HCl, H2SO4, CH3COOH,

Соли: Na2SO3, CaCO3, KI, CuSO4,

Гидроксиды: NaOH

Ход урока

1. Организационный момент

2. Организация целевого пространства (подведение к теме)

Как вы можете объяснить понятие “скорость”?

Химики характеризуют быстроту химических реакций, т.е. превращения веществ за единицу времени, как скорость химических реакций. Так как в зависимости от условий одна и та же реакция может протекать с различными скоростями. Скорость химической реакции может быть 1моль/л. с, 1 кмоль/ м3. мин, 1 ммоль/мл. ч и т.д.

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, которую необходимо решить на уроке.

Тема урока “Факторы, влияющие на скорость химических реакций”

Выполнение лабораторной работы (демонстрационной) учителем.

1) Демонстрационный опыт. В 1-ю чашку Петри налить воды и прибавить 2-3 капли раствора фенолфталеина. Бросить в воду небольшой кусочек металлического натрия. Во 2-ю чашку Петри с водой опустить гранулу цинка. Сравнить наблюдения. Обратить внимание учащихся на ряд активности металлов (таблица).

HCl + Mg =

HCl + Fe =

HCl + Zn =

HCl + Al =

Вопрос учителя: Какая реакция идет быстрее? В чём причина? Обратите внимание на природу веществ.

Вывод (с записью в тетрадях): на скорость химической реакции влияет природа реагирующих веществ. У каждого вещества свой темперамент. Для металлов необходимо учитывать их положение в ряду напряжений.

2) Демонстрационный опыт. В 3 пробирки налить раствор тиосульфата натрия (1, 2 и 3 мл соответственно). К содержимому в1 пробирки добавить 2мл воды и во 2-ю пробирку – 1 мл. во все 3 пробирки добавить по 1 мл раствора серной кислоты. Через какое время наблюдается образование мути в каждой пробирке?

Р-р H2SO4 +Zn =

Конц. H2SO4 + Zn =

Р-р HCl + Zn =

Конц. HCl + Zn =

Р-р H2SO4 + Cu =

Конц. H2SO4 + Cu =

Вопрос учителя: Какая реакция идет быстрее? В чём причина?

Вывод (с записью в тетрадях): На скорость химической реакции влияет концентрация кислоты (реагирующих веществ). Эксперимент обобщается законом действия масс. Закон не распространяется на твердые вещества.

3) Демонстрационный опыт

В стакане нагрето 150 мл воды до 50-60 С. В 2 пробирки налить по 4 мл раствора пероксида водорода и по 3 капли раствора гидроксида натрия. Одну пробирку оставить в штативе, а 2-ю погрузить в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения газа определяется различная скорость разложения пероксида водорода.

H2SO4 + CuO =

H2SO4 + CuO нагревание =

H2SO4 +Zn =

H2SO4 +Zn нагревание =

NH4Cl =

NH4Cl нагревание =

Вопрос учителя: В каких условиях заметна реакция?

Вывод (с записью в тетрадях): На скорость химической реакции влияет подогрев (повышенная температура)

Этот закон установил С.Аррениус в 1889 г. При повышении температуры на 100 С скорость химической реакции увеличивается в 2 раза. Закон Вант-Гоффа: при изменении (повышении или понижении) температуры реакции на каждые 10 0 Скорость реакции соответственно изменяется (увеличивается или уменьшается) в 2-4 раза.

H2SO4 + Al =

H2SO4 + Al + CuSO4 =

Что повлияло на скорость химической реакции?

Вывод: На скорость химической реакции влияет присутствие катализатора- вещества, ускоряющего химическую реакцию, но сами при этом не расходуются.

Ингибитор – вещество, которое замедляет скорость химической реакции.

HCl + порошок мела =

HCl + комочек мела

Какая реакция закончится быстрее? Что повлияло?

Вывод: на скорость химической реакции влияет площадь соприкосновения веществ

К.Л. Бертолле – французский химик разработал основные закономерности протекания химических реакций. О скорости реакции судят по изменению концентрации одного из исходных веществ в единицу времени.

4. Рефлексия

1) Какая из реакций будет идти быстрее?

а) Cu + HCl =

б) Fe + HCl =

в) Al + HCl =

2) Где лучше будет гореть лучина?

а) на воздухе

б) в кислороде в) в азоте

3) Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при изменении температуры от 10 до 500 С.

а) в 4 раза

б) в 2 раза

в) в 5 раз

4) К каким системам относятся:

а) вода – лёд   б) газ – газ
А) гомогенная   Б) гетерогенная

5) Признаки химических реакций:

а) изменение агрегатного состояния

б) изменение цвета

в) образование осадка

г) растворение вещества

д) образование газа

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

1) изучить § 29, ответить на вопросы устно;

2) приведите примеры влияния факторов на скорость реакции на бытовом уровне.