Внеклассное мероприятие «Учимся общаться»

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Ох, уж этот “богатый, могучий, меткий” русский язык!

Задачи:

  • обсудить проблему отношения к нелитературным словам, употребляемым школьниками в речи;
  • сформировать отношение к лексике ограниченного употребления (жаргонизмам, сленгу);
  • определить влияние “олбанского языка” на общую культуру человека,
  • разработать модель речевого поведения.

Ход мероприятия

На нашем занятии мы обсудим проблему засоренности нашей речи, сформируем отношение к нелитературной лексике, разработаем модель речевого поведения.

Русские писатели и поэты завещали нам бережное отношение к русскому языку. Например, К.Г. Паустовский так сказал о русском языке: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. В современной жизни мы очень часто наблюдаем своеобразное использование языкового богатства.

Поистине - “Ох, уж этот “богатый, могучий, меткий” русский язык!”

Поводом для сегодняшнего разговора послужили некоторые факты, происходящие в нашей жизни.

На перемене по коридору бежит пятиклассник за своим другом и кричит: “Ну ты офигел!” Мне удалось схватить его за руку: “Переведи, что ты сказал?” Ответ прозвучал быстро: “Оборзел!”, “Еще раз переведи!” Гимназист захлопал глазами: “Не знаю…”

- Как должен был ответить пятиклассник? Ваш вариант перевода? (Обнаглел).

Оказывается, школьнику не известно литературное русское слово, чтобы выразить свои эмоции. Зато он знает жаргон, который, к сожалению, понятен многим школьникам.

Вам на сотовые телефоны и на страницы социальных сетей приходят от одноклассников разные сообщения. Одним из таких сообщений могло быть следующее.

Превед, Денизка:-) Кагдила?

Мы с аццким интересом профтыкали твой криатифф отцу. Сразу понятно, что ты кросафчег;-) Аффтар жжот нипадеццки!

Твой раскас жызненн. Риспект нашему учаснегу, твой криатифф фтему, жесть!

Ещё мы допёрли, что ты кошерный парниша, моск, лидер, у тебя полно вентиляторофф среди девочег. И мы прёмся, что ты, тараган, сегодня среди виннеров!

Прослушайте, пожалуйста, это сообщение и переведите его.

Варианты переводов детей

А вот правильный его перевод, понятный всем.

(Привет, Денис! Мы с большим интересом прослушали твое письмо отцу, которое ты отправил на конкурс. Ты молодец! Оно затронуло нас всех за живое. Твой рассказ очень жизненный. Мы поняли, что ты настоящий парень. Девочки тебя очень уважают. И мы все рады твоей победе.)

  1. Какой из этих двух текстов вам больше понятен?
  2. Знакомы ли вы с языком, приведенным в примере сообщения?
  3. У него есть свое название - “олбанский язык”? (Язык пользователей сети)
  4. Как вы думаете, почему он возник? (На первый взгляд, для удобства пользователей, не надо знать никаких правил)
  5. Удобно ли на самом деле Вам читать на этом языке? Давайте, проверим, насколько это удобно и понятно.

(Аффтар жжот, АПВС? Вентилятор, брутально, жосско, Йа, * Испацтула, Криатимфф, Кросафчег, Медалько за гатичность, Моск, Нипадеццки, Ниасилил, риспект, Ужоснах!, Фтему, Фтыкатель)

Как видим, можно дать разное толкование словам, неточное, требуется обращение к словарю, чтобы понять, что хочет сказать автор.

- Как вы думаете, кто использует этот язык в своем общении? И почему?

  • Пользуются любители Интернета.
  • Не надо соблюдать никакие правила.

Комментарий учителя.

  1. “Олбанский язык” - новый искусственный язык, пользующийся популярностью у любителей всемирной паутины – интернет: на форумах, в чатах.
  2. Этот язык - намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста так и не научился. Ограниченность Вашей речи не позволяет продолжить наш разговор на должном уровне.

- Как вы относитесь к этому искусственному языку?

Нам, учителям, не очень нравится идея создания “олбанского языка” и тем более использование его в Сети. Можно вновь обратиться к словам классика о красоте и силе нашего родного русского языка. Можете ли вы представить, чтобы эти слова К.Г. Паустовского звучали на “олбанском языке”?

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

- Как относятся создатели сайтов к этому языку?

На многих форумах вы не найдете ничего похожего на “олбанский язык”, потому что большинство создателей сайтов заботятся о чистоте речи, о своем нравственном и профессиональном имидже. Поэтому на сайтах происходит фильтрация нелитературной лексики.

Видимо, в связи с этим в разных областях и города России создаются общества “Ценителей русского языка”, выступающих против использования в Сети олбанского языка и других проявлений неуважительного отношения к родной речи.

Но даже если мы не выходим в Интернет, мы можем услышать слова, засоряющие нашу речь, практически каждый день?

- Как вы думаете, о каких словах идет речь?

(Слова-паразиты, просторечия, сленг, жаргонизмы, ругань, ненормированная лексика, грубая лексика и т.д )

Послушаем, что происходит с русской речью, если мы относимся к ней небрежно.

Фрагмент из киножурнала “Ералаш” “Чуден Днепр при тихой погоде”

Самым крайним проявлением такой лексики является брань. Если нам не нравится “олбанский язык”, мы можем выйти из Интернета. А от окружающей нас действительности нам никуда не уйти. И мы не можем делать вид, что не существует в нашей жизни ругательств. На уроках русского языка мы говорим о красоте русского языка, о его неисчерпаемых выразительных средствах, и ни один педагог не учит своего ученика сквернословить, грубить одноклассникам, родителям, просто незнакомым людям. Но, к сожалению, ни для кого не секрет, что в речи даже младших школьников мы порой слышим ругань, слышим мы ее и из уст взрослых, которые далеки от воспитания детей, иногда мы слышим грубую лексику из уст тех, кто находится рядом с детьми. Тема, согласитесь, недетская, трудная, но нам необходимо ответить на некоторые вопросы, чтобы определить свое отношение к сквернословию, чтобы самим не оказаться в той категории людей, что привыкли не замечать ругань, не реагировать на нее.

- Ребята узнали, когда и для чего использовалась в русском языке ненормативная лексика?

Историческая справка.

Первый ученик:

В язычестве, да и позже, на Руси с помощью непристойной ругани изгоняли из дома нечисть, спасали скот от бесплодия. Но зря черными словами (так их тогда называли) не разбрасывались. Боялись на себя и на своих близких беду накликать.

Второй ученик:

Функциональное назначение слов, понимаемых сегодня как ругательства, прежде было иным, чем сейчас. Возьмем слово “брань” Оно же и “сеча”. Совпадение не случайно. В княжьих междоусобных спорах, когда в поле рать стояла перед ратью – противники поначалу ругали друг друга на чем свет стоит, чтобы вызвать обиду в противнике и самим озлобиться, раззадориться. Тогда пролитая кровь – естественная месть за оскорбление. А иначе как сражаться? Стоишь против своего – рука на такого, несмотря на княжью волю, не поднимется.

Третий ученик:

Когда-то на свадебных гульбищах бранные песни и присказки были частью ритуала, но в 1648 году был издан царских указ: “чтобы на браках песен бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили”. Так сказать, обычай обычаем, а честь знай. Так что дело не в филологических корнях, а в нравственных.

Учитель:

На всех этапах его истории России традиционно существовало табу (запрет) на использование грубой лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название “нецензурная брань”). Это табу несколько ослабло в последнее время. Жаргон и сленг вошли в моду.

Следует подчеркнуть, что нынешняя свобода высказывания все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего. Прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство людей.

(Вариант проекта Федерального закона)

В варианте проекта Федерального закона “О русском языке как государственном языке Российской Федерации” говорилось о недопустимости использования нецензурных слов в русском языке как государственном языке России:

Статья 3. Часть 2.

При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке.

Таково отношение государства к ненормативной лексике.

  • А как она живет в нашей гимназии?
  • Почему ее употребляют гимназисты, даже младшие школьники?
  • КАК к этому относиться,
  • ЧТО с этим, к сожалению, языковым явлением в жизни можно сделать.

Проблемный вопрос: Как с этим жить?

Ребята получили задание: провести анкету в своих классах и попросить одноклассников ответить на несколько вопросов. С некоторыми результатами этого опроса они и познакомят нас.

Вопросы анкеты

“Острые вопросы” или “Вопрос ребром”.

  1. Слышишь ли ты в школе от одноклассников ругательства?
  2. Кто чаще ругается, девочки или мальчики?
  3. Есть ли в классе ребята, которые не сквернословят в общих компаниях?
  4. Приходилось ли тебе употреблять ненормативную лексику? Если да, то с какой целью?
  5. Слышишь ли ты ругань в обществе близких тебе людей?
  6. Можешь ли ты понять, извинить человека, который сквернословит в твоем обществе?
  7. Если да, то что его может извинить?
  8. Приходилось ли тебе слышать ругань
  9. Можно ли прожить жизнь, ни разу не выругавшись?
  10. Как вы относитесь к нецензурной лексике в газетах, в театре, с экранов телевизоров?
  11. Что бы вы ответили пятилетнему брату, сестре, спросившей вас, что означает то или иное нецензурное слово?

Вопросы для обсуждения

1. Есть ли в классе ребята, которые не сквернословят в общих компаниях?

2. Можешь ли ты понять, извинить человека, который сквернословит в твоем обществе?

3. Как вы отреагируете на грубую, бранную лексику?

  • Промолчу,
  • Отвечу тем же,
  • Сделаю замечание,
  • Покажу мимикой, что мне не нравится

4. Можно ли прожить жизнь, ни разу не выругавшись?

5. С какой целью человек может употребить грубое, бранное слово?

  • Для связки слов
  • Показать свое “начальственное” положение
  • Недостаток воспитания
  • Показать свою “взрослость”
  • Проявить принадлежность к определенному кругу (“я свой”, “я такой же, как ты”)

Среди детей и подростков умение ругаться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое  - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах - а теперь и в Интернете.

Попробуем определить пользу и вред, которую приносят бранные слова.

Давайте разделимся условно на две группы. Одна группа попробует подобрать аргументы в защиту ругательств, попробует доказать, что они могут быть полезны, а другая приведет доказательства их вреда. (Работа в группах по определению пользы от употребления ругательств и пользы, которую они могут принести).

Зачитываются результаты групповой работы “ + и – ругательств”

…полезны, поскольку:

  • Снимают стресс, ослабляют резкие отрицательные эмоции, даже уменьшают физическую боль ругающегося,
  • Служат заменой агрессивным действиям,
  • Служат для преодоления страха,
  • Являются средством словесного нападения, разжигания злости при необходимости абсолютного противодействия,
  • Защищают ругающегося за счет снижения статуса противника,
  • Демонстрируют “мужской стиль общения”

… вредны, поскольку:

  • Обижают человека и разрушают его здоровье, в чей адрес они направлены,
  • Оскорбляют общественную нравственность,
  • Способствуют нарушению законов (преступив закон речевого общения, легко преступить закон поведения),
  • Приучают к выбросу “неконтролируемых” эмоций,
  • Подавляют индивидуальность говорящего,
  • Отучают от привычки анализировать ситуацию,
  • Обедняют речь и отучают выражать мысли в развернутом виде,
  • Противопоставляют групповое общение общению вне групп.

Как видим, минусов все же больше... Об этом стоит, пожалуй, задуматься, прежде чем с губ сорвется скверное слово.

Вечный вопрос: что же делать? Ведь невозможно каждого, кто привык сквернословить, остановить, поймав за руку, оборвать, сделать замечание, внушение. Да и глупо было бы встревать в разговор взрослых, когда слышится грубая речь. Как быть? Как каждый из вас может себе уже сегодня сказать, как он будет вести себя в непростой ситуации общения с человеком-любителем острого словца? Нужна серьезная, кропотливая работа для сохранения красоты и чистоты русской речи.

Несмотря на то, что мы должны бороться за сохранение чистоты родной речи, НО мы должны уметь выходить из разных речевых ситуаций без конфликтов, и мы предлагаем вам вспомнить общие правила бесконфликтного поведения.

  • проявляйте дружелюбное отношение,
  • принимайте собеседника таким, каков он есть,
  • подчеркивайте значимость собеседника, будьте щедрее на похвалу,
  • не вспоминайте плохое,
  • не давайте непрошеных советов,
  • объясняйте свое поведение и его причины, не спорьте по мелочам.

Давайте подумаем:

  • Какие правила речевого поведения мы сможем сформулировать для ситуаций, когда звучит нелитературная лексика?
  • Как бы вы себя повели, что предприняли бы, что сказали?
  • К чему приведет наше необдуманное употребление нелитературной лексики?

Дети обсуждают в группах и предлагают по 1-2 предложения, которые можно записать в правила.

Учитель: Мы в свою очередь тоже подумали, какими могут быть правила бесконфликтного речевого поведения в агрессивной речевой ситуации.

  • Не употреблять грубую лексику, помня о своем человеческом достоинстве.
  • Избегать категоричных высказываний по отношению к словам другого человека.
  • Избегать открытых отрицательных оценок.
  • Уметь сдерживать эмоции в чужой компании.
  • Если ребенок младше тебя, попытаться остановить, пристыдить.
  • Выражать несогласие в шутливой, ироничной форме.
  • Выражать несогласие в форме просьбы.

Читают дети

И.С.Тургенев: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять –таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”

Н.В. Гоголь: “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”.

Вяземский: “Язык русский упрям: без постоянного труда не переупрямить его… необходимо писать каждый день, то есть работать над языком. Язык – инструмент; едва не труднее он самой скрипки”.

Вывод занятия.

Учитель:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Ф.И. Тютчев

Сегодня уже наукой доказано, что мысль имеет материальное воплощение, может быть, стоит задуматься, какой посыл мы отправляем в космос, что возвращается к нам же, когда из уст человек отправляется в путь скверное слово.

Как есть предельные возможности загазованности и радиации, так есть и предельный уровень загрязненности языка, выше которого – необратимый процесс разрушения. На наш век, может быть еще и хватит, а дальше – что? За обычным искажением языковых норм – обрыв вековых нитей национальной культуры.

Поэтому давайте помнить о том, что “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.

Во все времена писатели поэты противопоставляют обыденной невыразительной речи красоту и величие русского языка и призывают бережно относиться к нашему достоянию.

Приложение 1

Приложение 2