Виды мышления младших школьников

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Особенности мышления учащегося напрямую влияют на формирование процесса развития человеческой индивидуальности.

Логическое (аналитическое) мышление, как правило, связано со следующими мыслительными операциями: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, аналогия. Необходимо формировать у школьников более эффективные, чем логическое, виды мышления. В этой связи особое внимание уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению. Каково же соотношение разных видов мышления и их влияние на развитие индивидуальности подрастающего человека?

Критическим называют мышление, обладающее самостоятельностью, аргументированностью, способностью каждый новый факт подвергать критическому обдумыванию. Критическое мышление позволяет уже усвоенные идеи и факты проверить, оценить, применить. Умение мыслить критически опирается на присущее человеку любопытство, на исследовательскую активность познающего. Преимущество критического мышления перед шаблонным, опирающимся на запоминание, понимание и воспроизведение фактов и предметов, заключается в том, что оно учит формулировать и отстаивать собственные взгляды, идеи, “благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным”.

Прилагательное эвристическийпроизведено от слова эвристика (от эврика – “нашел, открыл”) – наука о процессах и методах открытия нового. Цель эвристики – исследовать методы и правила, ведущие к открытиям и изобретениям. Эвристическое рассуждение не является окончательным, а рассматривается как предварительное, цель которого – найти решение для конкретной задачи.

Получается, что эвристическое мышление дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания.

Нужно отметить, что необходимость в эвристике возникала тогда, когда ученые и мыслители пытались объяснить феномен творчества (процесса создания качественно нового, оригинального продукта человеческой деятельности) или пытались раскрыть процессы самосовершенствования человека, формирования его индивидуальности.

Сопоставив и обобщив разные взгляды, мы определяем эвристику как науку о нахождении и использовании продуктивных средств открытия нового. Эти средства будут способствовать эффективному построению для субъекта своих действий в решении новой проблемы или ситуации. Даже если сразу не будет успешного решения поставленной задачи, главное – эффективная организация эвристической деятельности, когда человек учится, используя свои индивидуальные особенности, эвристически мыслить.

Эвристический поиск - присущее человеку “динамическое продвижение” в решении новых задач (умственных, практических и т.п.). Результат этого поиска может быть достигнут сразу или со временем, это будут гипотезы, догадки, предположения, новые идеи и факты. При этом акцент делается не на конкретном конечном продукте (объекте, идеи и т.д.), а на процессе получения результата. Сформированные эвристические качества мышления, составляют творческий потенциал человека и проявляются в умении осуществлять в дальнейшем эвристическую деятельность. По нашему мнению, эвристические качества мышления напрямую отражают особенности индивидуальности человека. На мой взгляд, это верно, так как приобретенные человеком эвристические качества мышления непосредственно влияют на становление и саморазвитие человеческой индивидуальности, раскрытие творческих задатков, которые невозможно развить только традиционным путем обучения, качественным накоплением определенного объема информации по разным наукам.

Таким образом, эвристическое мышление - это мышление, направленное на выбор определенных продуктивных средств и приемов, с помощью которых решается ранее неизвестная субъекту проблема. В процессе обдумывания любой эвристической задачи или ситуации человек сам находит способ действия, сам подбирает ключи к ответу. При этом каждый с учетом собственных способностей, склонностей и интересов, накопленного багажа знаний и опыта находит свой, неповторимый путь решения проблемы, тем самым развивая эвристический способ мышления и “оттачивая” свою индивидуальность. В результате – многообразие идей, воплощенных в разных видах творчества. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека.

Творческое мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Такое мышление отличается способностью переноса знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы как в знакомой, так и нестандартной ситуации, способностью определять новую функцию объекта”. Творчество – это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества обязательно оригинален, индивидуален. Важен и тот факт, что элементы творчества можно встретить в любой человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин.

Образное (художественное) мышление – это способ и форма освоения действительности, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Иными словами, это умение понимать мир и отражать свое отношение к нему, собственные мысли, переживания при помощи системы художественных образов. Умение понимать и толковать значение художественного образа в контексте произведения искусства, в нашем случае – литературного произведения.