Урок окружающего мира по теме "Откуда берется и куда девается мусор?" УМК "Школа России", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип: ознакомление с новым материалом.

Цели урока: определять источники возникновения мусора и способы его утилизации.

Задачи:

убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, в городе, на природе;

учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.

развивать познавательный интерес к окружающему миру путём создания проблемных ситуаций;

развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

развивать образное мышление учащихся на основе эмоционального восприятия  элемента системы гуманистических ценностей: окружающая природа как условие жизни и здоровья людей;

развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;

воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

воспитывать интерес к окружающему миру;

воспитывать желание учиться и делать открытия;

воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты:

Предметные:

определять источники возникновения мусора о способы его утилизации;

понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе;

понимать необходимость раздельного сбора мусора;

находить применение бросовому материалу.

Метапредметные:

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентаций; вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение;

выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку в учебнике

группировать объекты по заданному признаку.

Личностные:

проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире;

понимать ответственность за свои поступки;

бережно относиться к ценностям окружающего мира.

Оборудование: цветные контейнеры для мусора(4), коробки для мусора для групповой работы, мусор для практической работы, карточки с названиями видов мусора для групповой работы, плакат “Мусор”, рисунок Злючки-Грязючки, 2 картины лесной поляны (чистой и со следами посещения человеком), рисунок мусоровоза, карточки “Путь мусора” для индивидуальной работы, знаки утилизации мусора (“Мусор”, “Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации”, “Знак вторичной переработки”, знак “Перерабатываемый пластик”, знак “Зелёная точка”), презентация к уроку.

Ход урока

1. Оргмомент.

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада новой встрече с вами, где руки-не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное. Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наш урок необычным и запоминающимся. Оглянитесь вокруг, что сегодня не как всегда? Поприветствуем гостей, друг друга доброй улыбкой и настроимся на интересный, познавательный урок.

2. Сообщение темы, постановка целей.

- Ребята, мы с вами живём в удивительном по своей красоте Смоленском крае.

- Приглашаю вас, ребята, в наш кинотеатр посмотреть фильм о природе Смоленского края.

- Какие чувства вы испытывали в начале фильма? А какие чувства в конце? Почему? Что произошло?

- Попробуйте определить тему урока. (Слайд 1). Презентация

- Нам очень не понравилась картина, на которой разбросан мусор. А почему появилась Злючка-Грязючка? Где она появляется? (Рисунок лесной поляны чистой и после посещения её человеком)

- А можем ли мы так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было?

- Попробуйте определить учебную задачу урока. (Слайд 2)

3. Объяснение нового материала

- Вспомните, какой бывает мусор.

- А от чего он появляется? Откройте учебник на стр.78. Рассмотрите верхний рисунок (на доске такой же рисунок)

- Что изображено на нём? Какие продукты?

- Подумайте и объясните, какой мусор образуется после использования этих продуктов?

- Обратите внимание на Злючку-Грязючку рядом с мусором.. На каком уроке мы уже встречались с ней?

- Посмотрите, ребята, Злючка-Грязючка совсем не любит конфеты, сок, т.д. Лучший подарок для неё-это мусор. “Какой прекрасный мусор!” - вскрикивает Грязючка, когда видит его. А появиться он может везде: и в лесу, и в доме, и на улице.

- Послушайте, с какими словами к вам обращается Злючка-Грязючка.

Чтение текста от лица Злючки-Грязючки стр.78 учебника.

- Хотим ли мы, чтобы на наших лесных полянах, на наших городских улицах поселилась Злючка-Грязючка?

- Что надо сделать, чтобы её здесь не оказалось? (Навести порядок)

- Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Опасным является металл и пластмасса. Бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты, резиновые вещи-всё это надо уносить с собой и не оставлять в лесу. Пищевые отходы(огрызки, очистки, шкурки) тоже нельзя разбрасывать, а лучше закапывать. А в городе как надо поступать с мусором? (Выбросить в мусорный бак)

- Что-то можно закопать, а что-то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер.

- На упаковках многих продуктов можно увидеть вот такой знак. (Рисунок знака “Не сорить”)

- Что он нам подсказывает?)

Динамическая пауза.

Мы по городу гуляли, за природой наблюдали.
Справа - шумная дубрава, слева - быстрая река.
Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели.
Глаза вниз мы опускаем, непорядок наблюдаем.
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться,
Всё вокруг преобразится!

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько мусора собирается каждый день в ваших семьях после использования таких продуктов?

- А куда же девается весь этот мусор из нашего дома? (Рисунок мусоровоза). (Слайд 3)

- Давайте проследим по рисунку, как мусор попадает в мусоровоз.) Покажите путь мусора стрелкой. (У каждого на парте рисунок. Дети рисуют стрелки карандашами. Взаимопроверка работ) (Слайд 4)

- Во многих европейских странах мусор выбрасывают строго в определённые контейнеры. Этот опыт пытаются использовать и в нашей стране, особенно в крупных городах. Прежде, чем выбросить мусор, сортируют его. Мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. (Слайд 5)

- А для чего они это делают?

- Но на упаковках отдельных товаров могут стоять вот такие знаки. Они означают следующее:

*Знак “Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации” (указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например ртуть, кадмий, свинец.

*Знак Зелёная точка” (Данный символ обозначает, что производителем уже оплачен сбор, сортировка и вторичная переработка упаковочного материала.)

*Знак “Перерабатываемый пластик” (этот знак ставится на пластиковых изделиях, которые могут быть переработаны промышленным способом, если внутри знака цифры от 1 до 19). Цифры от 20 до 39 - перерабатываемый картон и бумага. Цифры от 40 до 49 - перерабатываемый металл. Цифры от 50 до 59 перерабатываемая древесина. Цифры от 60 до 69-перерабатываемые ткани. Цифры от 70 до 79 перерабатываемое стекло.

*Знак “Вторичная переработка” (Теоретически, этот знак должен указывать на то, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала и/или пригоден для последующей переработки.

4. Закрепление нового материала.

- Давайте и мы “поработаем” на сортировке мусора, выполнив практическую работу в рабочей тетради (с.54-55, задание 1).

Каждая группа получает коробку с различным мусором. Обращается внимание на то, что обращаться с мусором во время сортировки нужно очень аккуратно, наденьте специальные перчатки. (1) Аккуратно по очереди достать из коробки мусор и совместно определить, в какую группу нужно его отнести; 2) разложить мусор в 4 группы; 3)результаты работы зарисовать или записать в тетради. 4) Рассказать одноклассникам о результатах работы.)

- Представитель от группы отчитается о выполненной работе.

- Предлагаю теперь выбросить мусор в контейнеры соответствующих цветов (в зависимости от вида отходов).

- Куда дальше отправится мусор? (Слайд 6) Объясните своё решение

- Посмотрите в учебнике рисунок на с.79. Определите, куда можно вывезти мусор.

- Лучше всего вывозить мусор на завод по его переработке. Но в нашей стране этот способ переработки отходов развит ещё недостаточно.

- Ребята, а как сделать так, чтобы мусор стал полезным?

Физминутка.

Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,

Крыльями махали.
Дружно хлопаем.
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли.

- Ребята, а как сделать так, чтобы мусор стал полезным?

- Можно перерабатывать мусор, принося, таким образом, пользу. 100 кг макулатуры (использованные бумажные, картонные изделия и бумажные отходы, идущие на переработку) спасают 1 дерево, используемое для производства бумаги. При переработке компьютерных процессоров получают золото. После переработки использованных батареек получают металлы, которые можно использовать в дальнейшем производстве. Из старой одежды изготавливают бумагу.

- Придумайте свой способ вторичного использования мусора. (Слайд 7)

5. Самостоятельная работа по новой теме.

- Вспомните, какие чувства вы испытали в начале урока, когда смотрели 2-ю часть фильма. А сейчас откройте рабочую тетрадь на с.55 задание №2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Зачеркните на рисунке всё, чего здесь не должно быть. Проверим. Объясните своё решение.

- Рассмотрите, какой знак изготовили Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик в рабочей тетради стр.55 №3. Сформулируйте правило к этому знаку. Нарисуйте такой же или придумайте свой знак к этому же правилу.

- Проверим. Кто нарисовал такой же знак? А кто свой знак придумал? Расскажите, что означает ваш знак.

6. Подведение итогов урока

- Подведём итоги. Как сделать, чтобы мусора стало меньше?

- Каковы должны быть правила обращения с мусором? (Обсуждение в группах. Выступление представителей от групп с предложениями )

- Обменяемся мнениями. Выработаем свод правил. (Слайд 8)

- Сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепахи по учебнику с.79.

Самооценка учащимися своих достижений на уроке с использованием тестов и вопросов с.79.

- Как вы думаете, понравился ли наш сегодняшний урок Злючке-Грязючке?

- Как вы и ваша семья можете помочь уменьшить количество мусора на нашей планете?

- Вернёмся к учебной задаче урока. Докажите, что за обычным мусором скрывается большая проблема. Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы

6. Домашнее задание.

1. Изготовить поделку из предметов, которые обычно выбрасывают.

2. Составить сказочную историю по картинке в учебнике с.79 о том, что произошло однажды около муравейника, где жил наш Муравьишка Вопросик, из-за того, что некоторые люди бросают мусор где попало, не убирают его за собой.