Влияние сквернословия на жизнедеятельность

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Введение.

1. Что такое сквернословие?

Во всем мире известно, что русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. И поэтому очень печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие люди отказываются от этого бесценного достояния и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью. “Матом” сегодня разговаривают взрослые мужчины и женщины, молодые люди, школьники; “мат” доносится с экранов телевизоров, бранными словами нередко общаются в социальных сетях Интернета. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика “телесного низа” и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова “скверна”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

Цели и задачи:

Так ли безобидна эта вредная привычка? Размышления над этими вопросами подтолкнули к проведению эксперимента и написанию данной работы, целью которой является изучить влияние слов на физическое здоровье и духовную культуру людей, показать учащимся, в чем заключается вредность сквернословия для организма, убедить их отказаться от сквернословия.

Задачи:

1. Изучить проблему сквернословия в современном обществе.

2.Провести опыт по воздействию грубой лексики на воду.

3.Узнать,какой вред живому организму наносит грубо сказанное слово.

Гипотеза и методы:

Объект исследования: сквернословие и вода.

Предмет исследования: влияние сквернословия на жизнедеятельность.

Методы: изучение литературы по данной теме; проведение социологических опросов; наблюдение, постановка опыта; анализ и формулирование выводов.

Новизна исследования: интерес при проведении опроса и показа опыта знакомым, приглашение на выступление по данной теме, доказывает ее актуальность.

Гипотеза: сквернословие оказывает негативное влияние на физическое здоровье и духовную культуру обучающихся; если плохие слова могут “убить” человека, значит, они действуют и на растения; при грамотно продуманной системе профилактики, возможно, достигнуть изменений в сторону улучшения физического и духовного здоровья детей и подростков.

2. История возникновения сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью “психовирусы”. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в “кабаках”, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи;
2) для эмоциональной разрядки;
3) для оскорбления, унижения адресата речи;
4) для демонстрации агрессии;
5) для демонстрации отсутствия страха;
6) для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
7) для демонстрации принадлежности к “своим”.

3. Будь внимателен к каждому слову.

По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.

Поэтому святая Библия называет сквернословие наряду с другими тяжкими грехами: “А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” (Кол.3:8). Святые апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: “язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иак.3:6); “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших” (Еф.4:29).

Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: “Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово - начало жизни” (Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212). Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено.

4. О вреде сквернословия.

Важнейшей способностью человека, как образа Божия, делающей человека личностью, возвышающей его над животным миром, является способность обладать словом. В Православном христианском богословии представители животного мира по сравнению с человеком называются тварями бессловесными. Язык у животных — это орган вкуса. Язык в человеческом обществе — основа как проявления отдельной человеческой личности, так и всей общественной жизни. Чем совершеннее язык, тем выше уровень культуры и развития народа. Во всём мире известно, что Русский язык — один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного “клада и достояния”, и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.

Причём матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: “Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят,– не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословия.

5. О грехе сквернословия.

Сквернословие - гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4-5). От него стонет мать-земля Русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя.

Умалилась духовная жизнь - умалилась и проповедь церковная. По ложному ли стыду, по боязни ли упреков за упоминание в храме такого “неудобь сказаемого” - да и не соответствующего обстановке предмета, по отсутствию ли сознания его важности и приносимого им вреда при строении духовной жизни христианина или, наоборот, с отчаяния, что все равно ничего не сделаешь против моря греха, но только подобная проповедь прекратилась. Где прежние Павлы, Киприаны, Василии, Златоусты? Где они, беспощадно, неумолчно обличавшие эту гнусность, из-за которой невозможно положить самое начало спасения? Ведь есть растление тела и есть растление души, и поскольку душа превосходит тело, а слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (сравни: Бог-Слово), постольку растление души и осквернение слова - великий грех в сравнении со всем прочим. Все остальное уже ему сопутствует.

Срамословие - болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои гадания историки культуры, этнографы, антропологи. Даже филологи (и кажется, больше всех, - тоже “науку двигают”) заинтересовались данным явлением. В настоящее время на Западе существует целая литература, переводная и оригинальная, на этот счет: многотомные описания всего одной только вещи - полового акта у различных народов и во все времена, естественного и противоестественного, в сопутствующей обстановке которому иногда думают находить условия происхождения срамословия; затем различные словари, сборники матерных слов и выражений и тому подобное.

Конечно, скажут, это ведь в “научных” целях делается, а не ради удовлетворения страстей безнравственных людей, скупающих порнографические стихотворения, описания, картины, фотографические карточки и прочее. А я скажу: в том ли заключается ваша пресловутая наука, чтобы, надев профессорский вицмундир с докторским значком на нем и вооружившись для приличия латынью, заниматься изучением того, о чем стыдятся говорить между собою и проститутки, когда они не заняты своим ремеслом? Не значит ли это, под видом высокой цели, заниматься тайком самым гнусным и тонким развратом? Диаволу, конечно, вовсе не нужно, чтобы писатель или великий ученый непременно по публичным домам шатался и растрачивал тем свое здоровье, - хотя, как видели мы, и этим он не брезгует, но ему гораздо интереснее, чтобы талантливый деятель, благодаря своим помраченным способностям, растлевал людские массы. Если он погибнет, то погибнет только один, а если пустит в народ свои сочинения, отравленные тонким ядом греха, то погубит многих. Диаволу есть чему порадоваться... А вещи такого рода можно делать только под видом важного дела или даже добродетели. Вот и здесь - наука-де, нужда, хорошая цель преследуется. Но если бы это было так, показать бы надо не только, в чем мерзость порока, но и как от него избавиться, да и религию бы надо к делу привлечь, послушать, что и она скажет. Ведь это ее больше всего касается. Но ничего подобного не наблюдается. Следовательно, и все построение от демонов - сперва тонко обольщаются и растлеваются вожаки “культурного” человечества: ученые, поэты, писатели, а чрез них и общество, читающая публика. А может быть, даже и взаимно.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с “глубин сатанинских” и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то тайное странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку - призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные. И удивительнее всего то, что человек, повторяя в XX веке по Рождестве Христовом некоторые бесстыдные слова и действия, и не догадывается, кому и чему он этим обязан, из такого же по счету столетия, но только до Рождества Христова.

Христианин! Употребляя их, подумай, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь. Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои не простое колебание воздушных волн. Но ты произносишь - хотя, несчастный, и не веришь в это - страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, посредством самых смрадных приемов, колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не хотя того. Однако дело остается делом - и бесы тебя окружают и рукоплещут...

Сквернословие встречается не только в устной речи, но и в печатном виде - у писателей, а в среде малограмотных порождает так называемую “заборную литературу”. И этот вид порока - не только отличительная особенность нашего времени, но существовал всегда и везде. Это и понятно, если принять во внимание, что было сказано выше о происхождении сквернословия.

6. Как избавиться от сквернословия?

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть "белой вороной". Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: "Все пусть говорят, а я не буду!". Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: "Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь: Не ругаешься?". Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Вот вам первый маленький тренинг. Придумайте ответы в следующих ситуациях:

- Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?

- Говорить по-русски разучился?

- Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты? Презираешь нас?

- Что с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.

Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды (и год, и два, и пять лет), когда нет рядом друзей. Но есть же семья, учеба, работа. Отсутствие таких "друзей" можно и нужно выдержать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его. Древнейшее требование "познай самого себя" означает "задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ".

Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и говорит: "Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавиться от его матерщины". Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: "Когда придешь домой, и муж начнет устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи, пока он не успокоится. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе еще дам". Когда эти две бутылки закончились, пришла женщина к бабке, а та ее спрашивает: "Ну, как? ". Женщина отвечает: "Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться". Тогда бабка говорит: "Вот тебе еще водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться".

Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника. Попробуйте как-нибудь на досуге мысленно поговорить с людьми в следующих ситуациях:

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

- Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).

- Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.

- Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.

В популярном сериале "Звездные войны" не раз звучала мысль, которая, собственно, и стала ключевой и наиболее значимой для миллионов фанатов этого фильма: "Страх ведет к гневу, гнев ведет к ненависти, а ненависть – Темная Сторона Силы". Эти слова доступно объясняют, как действуют неразрешенные проблемы на человека и его окружение. Как мы уже говорили, сквернословие – проблема внутренней неуверенности в себе. А уверенный в себе человек, наоборот, не станет использовать нецензурные выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно неуверенность способна породить гнев и заставить человека сквернословить с поводом и без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир человека ненавистью, озлобленностью, где любая проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, "Ты сегодня хорошо выглядишь", "Рад тебя видеть!", "Ты сегодня потрясающе отвечал" и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабиться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж, помедитировать. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой или посадите цветы или дерево.

Пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: "Не сквернословь. Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой". Человеку всегда будет сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными словами, если мы действительно хотим добиться успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора работать над собой, в том числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться "называть вещи своими именами", - до той поры мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашего лексикона.

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

7. Сквернословие - позор или национальная гордость?

Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.

Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни... Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.

Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

С какой целью человек сквернословит? Люди оправдывают сквернословие раздражением, страхом - якобы происходит разрядка. Ничего подобного! Скверное слово - это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.

8. Опыт по воздействию грубой лексики на воду.

Описание опыта “Влияние скверных слов на рис”

Насыпаем в два стеклянных стакана обыкновенный рис и добавляем воды, на столько, чтобы она покрывала рис. Поставим стаканы с рисом и водой в разные места. В течение дня в один из стаканов говорим добрые слова, во второй стакан говорим злые слова.

Через несколько дней, в моем случае через шесть дней, вода во втором стакане начинает менять цвет на желтый, чувствуется неприятный запах. В первом стакане вода цвет не меняет, запаха нет. Через десять дней от начала эксперимента во втором стакане на поверхности воды начинает образовываться плесень, чувствуется тухлый запах. В первом стакане рис чистый, вода прозрачная, неприятного запаха нет.

Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: “Не сквернословь. Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой”. Человеку всегда будет сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными словами, если мы действительно хотим добиться успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора работать над собой, в том числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться “называть вещи своими именами”, — до той поры мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашего лексикона.

В этой связи хотелось бы привести в пример еще одну историю. Однажды один император увидел солдата: тот стоял весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним император, посадил в карету, привез во дворец, солдата помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое случалось с ним, он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и опять выходит с радостным лицом. Когда такое случилось несколько раз, об этом доложили императору. Тот и спрашивает солдата: " А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда возвращаешься умиротворенным?" Солдат молча кивнул на дверь своей комнаты. Император со своими поданными вошли и увидели его старую шинель. “Когда я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь”. У каждого из нас есть право выбора, как поступать и как строить свою жизнь.

9. Вывод.

Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти “слова” воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно “испортить вкус” к нормальному человеческому слову.

Сегодня изучение механизма физиологических изменений организма под действием слова остается пока в области гипотез, но само изменение для многих ученых и психологов очевидно. Мнение психолога Александра Карасева, из Государственного университета гуманитарных исследований: “Не могу опровергнуть или подтвердить вывод исследователей о том, что грубость приводит к мутации ДНК. На таком глубоком уровне вопрос нужно еще изучать. Но в том, что мат, обидные замечания глубоко ранят человека, думаю, никто не сомневается: начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а последние – к экземам, язве желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. А длительный стресс приводит к психическим расстройствам, к снижению иммунитета – тут уже рукой подать до изменений на генетическом уровне...”

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

10. Литература

1. Лекция о сквернословии. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

2. Сквернословие // Centre Magik.ru/s68.asp

3. Словарь Владимира Даля 2003 года выпуска.

4.Учебник химии 9 класса (автор Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман)