Урок-путешествие «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (676 кБ)


Пояснительная записка

Данная компьютерная презентация предназначена при изучении предложений с прямой речью в 5 классе.

Цель использования ИКТ:

  • максимальная реализация принципа наглядности обучения при изучении нового материала и закреплении изученного.

Задачи:

  • помощь учащимся в получении представлений о мультимедиа, знакомство с мультимедийными презентациями;
  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • развитие внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Место презентации на уроке

Данная презентация используется в течение всего урока на разных его этапах: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, итог по уроку, домашнее задание.

Необходимость работы в рабочей тетради

На уроке не используется специальная рабочая тетрадь по предмету. Все виды работ, в частности запись предложений, составленных учащимися и предложенных учителем, ведутся в обычной тетради по русскому языку. Некоторые правила, изучаемые на уроке в ходе демонстрации презентации, могут быть записаны в словарь (если таковой ведется учащимися).

Данную компьютерную презентацию можно использовать как при изучении предложений с прямой речью и знаков препинания при ней, так и при отработке навыка составления предложений с прямой речью и расстановке знаков препинания. Материал урока легко поддаётся перезаписи и воспроизведению любым учителем, что способствует обмену опытом между предметниками.

Методические рекомендации к использованию электронного приложения (компьютерной презентации)

1. Навигация по слайдам

Смена слайдов происходит по щелчку по заданному объекту, так как задана защита при смене слайдов от случайного нажатия клавиши. Поэтому при появлении на слайде выноски-стрелки “Далее” или при выполнении всех видов работ, предложенных на слайде, наведите курсор на выноску-стрелку, произведите щелчок по левой клавиши “мышки”. Таким образом, перед вами появится следующий слайд.

 

- выноска-стрелка для смены слайдов, местом нахождения является нижний правый угол каждого слайда.

2. Навигация внутри слайда

Появление объектов на слайде происходит по щелчку по заданному объекту, так называемой “управляющей кнопки”. В данной презентации на каждом слайде установлена “управляющая кнопка” в виде “улыбающегося лица” и на некоторых слайдах используются “управляющие кнопки” в виде прямоугольников зеленого цвета с надписями.

img3.jpg (1829 bytes)

- “управляющая кнопка”, при нажатии на которую происходит появление новых объектов на слайде. Если на слайде вы видите одну управляющую кнопку, то с помощью нее можно сменять объекты до появления выноски-стрелки “Далее”. Если на слайде несколько управляющих кнопок, то в таком случае при нажатии на управляющую кнопку перед вами появится ответ на вопрос, расположенный рядом с данной управляющей кнопкой.

- данные “управляющие кнопки” позволяет произвести проверку предложений, составленных детьми, а также позволяют увидеть правильную расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и при обращениях.

- данная “управляющая кнопка” может быть использована при желании учителя дать устную дополнительную информацию о сказке. При нажатии на эту кнопку возникнет текст с информацией о сказке. Можно не использовать данную кнопку. В этом случае просто продолжайте работать с “управляющей кнопкой” до появления выноски-стрелки “Далее” (см. “Навигация по слайдам”).

3. Использование гиперссылок

В данной презентации используются гиперссылки, но только для того чтобы переходить от слайда к слайду в заданном порядке, так как смена слайдов происходит только при определенных действиях (об этом говорилось ранее, см. “Навигация по слайдам”).

План урока (урока путешествия)

“Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью”

(спаренный урок, 2 ч.)

  Для учителя Для обучающегося
Цель урока Формирование понятия “предложение с прямой речью” Знакомство с понятием “предложение с прямой речью”.
Задачи урока Образовательные:

1.формирование понятия о предложениях с прямой речью;

2. формирование представлений о расстановке знаков препинания в предложении с прямой речью;

3. повторение обращений и знаков препинания при них.

Развивающие:

1. формирование лингвистической грамотности как качества цельной личности (умение строить предложения с прямой речью; закрепление пунктуационного навыка при прямой речи);

2. развитие логического и образного мышления.

Воспитательные:

1.создание условий для формирования положительной мотивации к обучению;

2. формирование у школьников представлений об эстетических ценностях на основе узнавания литературных и народных сказок;

3. воспитание чуткого отношения к прекрасному.

Образовательные:

1.осмысление “ что такое прямая речь”;  

2. нахождение предложений с прямой речью;

3. развитие умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях;

Развивающие

1. составление предложений с прямой речью;

2. составление схемы предложений с прямой речью;

3. правильное употребление предложений с прямой речью в своей речи.

Воспитательные:

1.развитие самооценки;

2. развитие умения работать в коллективе;

3. развитие умения “слушать и слышать”, “смотреть и видеть”

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 Организационный момент (1 мин.) Создание положительного настроя на урок. Проведение игры “Одно дыхание” (учитель медленно начинает хлопать, постепенно убыстряя темп). Учащиеся приветствуют учителя стоя, включаются вместе с ним в игру, при слове “стоп” - все замолкают, кивок головой, обучающиеся занимают свои места.
2 Сообщение темы, целей и задач ( 2-3 мин.) Запуск на учительском компьютере с помощью мультимединого проектора презентации к уроку

Показ слайда 1.

Высказывание предположений о том, что будем делать на уроке, какие знания нам понадобятся. Запись темы урока в тетради.
3 Словарная работа (5-8 мин.) Настрой мобильного класса, запуск приложения 2, контроль за действиями обучающихся, оказание необходимой помощи по запросу учащихся) Работа с компьютерным тестом “Магический квадрат”

Самооценка.

4 Изучение нового материала (25-30 мин) Показ слайдов 2-7 из приложения 3 на учительском компьютере с помощью мультимедийного проектора.

Координация деятельности обучающихся.

Организация и проведение физминуток “Ваш выход, артист” (в парах каждый ребенок изображает героя сказки, указанной на слайде)

При просмотре слайдов 2-7 обучающиеся:

*отвечают на вопрос учителя;

*составляют предложения по картинке;

*выразительно читают полученные предложения;

*записывают предложения в тетради;

* желающие записывают предложения на доске;

*осуществляют самопроверку и взаимопроверку;

* осуществляют самооценку “Я бы поставил себе ..., потому что...”

5 Закрепление изученного

(20-25 мин.) мин.)

Показ слайда 8 из приложения 3.

 

Организация работы с учебником и одновременно у доски.

Проверка работ первых пяти справившихся с заданием.

Организация работы консультантов.

*Заполнение пробелов в предложениях, написанных на слайде 8.

*Самостоятельная работа, выполнение упр. из учебника в тетрадях, двое желающих работают у доски.

Взаимопроверка, самопроверка.

Самооценка и взаимооценка.

6 Подведение итогов урока

(5-7 мин.)

Формирование и развитие навыка рефлексии. Ответ на вопросы учителя:

*что нового узнали?

*зачем нам это нужно?

*где эти знания можно использовать?

7 Комментарии к домашнему заданию (3-5 мин.) Показ слайда 9 из приложения 3. Ответы на вопросы обучающихся. Запись домашнего задания в дневник.

Устное составление предложений.