Игровой обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Задачи урока.

Образовательные: повторить и обобщить материал по теме “Движение и взаимодействие тел”, закрепить знания по теме при решении нетрадиционных упражнений и задач.

Воспитательные: воспитание дисциплинированности, ответственности, умения общаться, работать в коллективе.

Развивающие: развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, развитие интереса к предмету.

Оборудование.

Рычажные весы, набор гирь, тела разной массы, динамометр, стакан, открытка, монетка, игрушечная мышка, подвешенная на пружине, тележка на колесах.

Предварительная подготовка

На предыдущем уроке учащимся было предложено разделиться на 3 команды, придумать название команды и выбрать капитанов. Каждой команде было дано домашнее задание - написать сочинение по определенной теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

“Сегодня мы проводим урок по повторению темы “Движение и взаимодействие тел” в форме игры КВН (Конкурс Всезнающих и Находчивых) между командами. Победившая команда получит приз”.

II. Соревнования между командами.

1. Конкурс “Фантазеры” (по домашнему заданию).

Каждая команда выполняла домашнее задание, которое заключалось в написании сочинения по темам: “Мир без силы тяжести” (1 команда), “Мир без силы упругости” (2 команда) и “Мир без силы трения” (3 команда).

От каждой команды приглашаются по одному человеку, которые зачитывают сочинения. Команда, представившая лучшее сочинение получает призовой балл.

2. Конкурс “Силы-хвастунишки”.

Учитель предлагает выйти из каждой команды по 1 человеку. Участники одевают на голову короны (самодельные), на которых обозначены силы: F упр. (сила упругости), Р (вес) и F тяж.(сила тяжести).

Задача каждого участника как можно лучше и грамотнее “расхвалить” силу, которую он представляет. Тот, кто лучше и без ошибок выполнит это задание, заработает призовой балл для своей команды.

Каждому выдается карточка (см. приложение 1). Участники, показывая на игрушку-мышку, висящую на пружине, по очереди читают и заканчивают фразы, начало которых написано на карточке.

Примеры ответов участников.

1. F тяж. : “Я возникаю в результате … ( взаимодействия мышки и Земли).”

Р : “А я возникаю в результате … (взаимодействия мышки и пружины).”

F упр. : “А я возникаю в результате … (деформации пружины).”

2. F тяж. : “ А я направлена …( вниз)

Р : “ И я направлена …( вниз).

F упр. : “ А я направлена …( вверх).”

3. Fтяж. : “А я приложена к … (мышке)”.

Р : “А я приложена к … (пружине).”

Fупр. : “ А я возникаю в … (пружине).”

4. Fтяж. : “А я вычисляюсь по формуле … ”

Р : “А я вычисляюсь по формуле …”

Fупр. : “А я вычисляюсь по формуле ….”

3. Конкурс “Реши задачу”.

Каждая команда получает экспериментальную и расчетную задачу. Капитан команды должен распределить задания внутри команды: часть участников решает задачи, а другая часть - отгадывает кроссворд.

Выбирать задачу можно, бросая игровой кубик, на гранях которого написаны номера задач.

Оборудование для решения экспериментальных задач команды выбирают сами на демонстрационном столе учителя.

Примеры экспериментальных задач.

1. Определите плотность материала, из которого изготовлено выданное Вам тело, используя дина-мометр и свои канцелярские принадлежности. Запишите ход решения (формулы, расчеты) и от-вет.

(Команде выдается тело прямоугольной формы. Измерив длину, ширину и высоту бруска линей-кой, учащиеся вычисляют объем тела. Пользуясь весами, определяют массу тела. Далее - по фор-муле вычисляют плотность.)

2. Определите массу выданного Вам тела, не используя весы. Запишите ход решения (формулы, расчеты) и ответ.

(Команде выдается тело. Пользуясь динамометром, учащиеся определяют вес тела, далее - по формуле вычисляют массу тела).

Примеры расчетных задач.

1. Самолет летит со средней скоростью 6ОО км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч?

2. Трамвай движется со скоростью З6 км/ч. Выразите эту скорость в метрах в секунду.

3. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 12 км/ч. Кто из них движется быстрее?

4. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20 км за 4 ч.

5. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в кг/м3.

6. Соревнуясь в перетягивании, два мальчика тянут веревку в разные стороны, прикладывая к ней силу по 500 Н каждый. Разорвется ли веревка, если она выдерживает силу натяжения лишь в 800 Н?

За каждое правильно выполненное задание команды получают 1 балл и 1 балл дополнительно получает команда, быстрее выполнившая задания.

4. Конкурс “Физическая физкультминутка”.

Команда, быстрее и дружнее выполняющая задания получит призовой балл.

  1. Сделайте так, чтобы Ваша команда на некоторое время оказалась в невесомости. (Команды, взявшись за руки, подпрыгивают.)
  2. Представьте, что Ваши вытянутые руки – это стрелки, указывающие направление. (Демонстрируется тележка, которая катится по столу слева направо)

Вопросы командам:

Покажите руками, куда направлена сила трения качения? (Учащиеся направляют руки справа налево.)

Куда направлен вектор скорости? (Учащиеся направляют руки слева направо.)

Куда направлена сила сопротивления воздуха? (Учащиеся направляют руки справа налево.)

Куда направлен вес Вашего тела? (Учащиеся направляют руки вниз.)

А сила тяжести? (Учащиеся направляют руки опять вниз.)

5. Конкурс “Остров формул”

Задание выполняют по 2 человека от команды по выбору капитанов.

Команды получают по два листа в форме овала. На одном листе написаны знаки физических величин.(m, v, s ,t, g, l, k, Fупр.,F тяж., P, V, a, b, c). Участники должны составить как можно больше формул из перечисленных величин и написать их на втором листе. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание, получает призовой балл.

Пока 2 человека от команды выполняют задание на карточке, остальные участвуют в следующем конкурсе.

6. Конкурс “Объясни явление”.

Учащимся показываем демонстрационный опыт: на стакан кладем открытку, а на открытку – монетку. Резким щелчком ударяем по открытке. Монетка падает в стакан.

Команда быстрее и правильнее объяснившая наблюдаемый опыт получает призовой балл.

(Ответ учащихся: монетка падает в стакан, так как по инерции она стремится сохранить состояние покоя.)

7. Конкурс “Ты – мне, я – тебе”.

Каждая команда придумывает два вопроса по теме “Движение и взаимодействие тел”. Далее команда выбирает одного участника из команды соперников, который и будет отвечать на вопрос. Если отвечающий дал правильный ответ, то он зарабатывает 1 балл для своей команды. В случае затруднения участник может попросить помощь своей команды. В таком случае команда получает только 0.5 балла. Потом вызывается участник из второй команды соперников. После ответа право задавать вопросы переходит к следующей команде. (За правильно сформулированные вопросы можно также присуждать баллы.)

III. Подведение итогов.

Подсчитывается общее число призовых баллов, заработанное каждой командой.

Объявляется команда - победившая в КВН (команда, набравшая больше баллов).