Ролевая игра к 180-летию со дня рождения Д.И. Менделеева "Менделеевская гостиная"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Эпиграф

Ведущий 1: Людей неинтересных в мире нет, их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё, и нет других, похожих на неё. (Евгений Евтушенко, [1])

Ведущий 2 (обращаясь к первому): Однако, почему-то более притягательны жизнеописания великих людей. Вас не удивляло, почему школьные предметы очень много рассказывают о биографиях именно известных писателей, исторических деятелей, путешественников?

Ведущий 1: Возможно, главная причина в том, что великие люди всегда находились на переднем крае общественных отношений, и их жизнь впитывала реалии своего времени. Поэтому многие ответы на вопросы нашей истории, нашего настоящего, да и будущего можно отыскать в судьбах таких людей … как, например, Дмитрий Иванович Менделеев.

Ведущий 2: Цель нашей встречи: понять, взглянув через призму личностных качеств, в чем причина его успеха во многих отраслях знания, почему именно ему открылась одна из величайших тайн Природы.

Ведущий 1: Сегодня в Менделеевской гостиной вас встречают: 1. Дмитрий Иванович Менделеев; 2. и его жена Анна Ивановна (в девичестве Попова); 3. их дочь Любовь, будущая жена поэта Александра Блока; 4. племянница Менделеева Наденька Капустина; 5. их друзья – студенты Петенька, Иван и Илья: 6. друг Менделеева, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов; 7. его внук, молодой поэт, будущий зять Менделеева, Александр Блок; 8. генерал-губернатор Петербурга, фельдмаршал, герой русско-турецкой войны Иосиф Владимирович Гурко; 9. медиум всех времён и народов, праправнук графа Калиостро Али ибн Алхимикус.

Ведущий 2:

Помогут нам принять гостей почетные академики Коллегии ученых Мудрецов: 10. профессор истории Архивариус; 11. профессор филологии Златоуст; 12. профессор химии Мышьякович; 13. ученик профессора Мышьяковича, талантливый молодой учёный Незнайкин; 14. профессор педагогики, по совместительству гувернантка, мадемуазель Фи-Фи; 15. биограф семьи Менделеевых, профессор психологии Тихопомешайло; 16. научный оппонент Менделеева, французский химик Лекок де Буабодран; 17. несгибаемый и трепетный образ России воплотят в танце; 18. острые вопросы из зала на пресс-конференции будут задавать Тролль Шутник, Вильям Похлёбкин, Рита Скиттер.

Сцена первая

Действующие лица: 1. Мышьякович. 2. Незнайкин.

Незнайкин (вдохновенно): “Пусть зимний день с метелями не навевает грусть! Таблицу Менделеева я знаю наизусть! Зачем её я выучил?” (Николай Глазков, [2]) (растерянно). Не знаю сам, зачем!

Мышьякович (строго): Ты б лучше химию учил. Не сочинял поэм!

Незнайкин (оптимистично): Да химию я выучу! Не будет с ней проблем! Вот лишь восполнить я хочу в познаниях пробел!

Мышьякович: Какой пробел?

Незнайкин: Ну, кем он был, ваш Менделеев? Что ел, что пил, где спал, где жил? Что ненавидел, что любил? И, главное, как стал он – гений?

Мышьякович: Чтоб это нам с тобой понять, историю придется полистать … (уходят)

Сцена вторая

Действующие лица: 1. Архивариус. 2. Златоуст. 3. Образ России.

(Тихо звучит “Гибель богов” Вагнера)

Архивариус (жёстко, отрешенно, как комментатор, с паузами, на фоне музыки):

XIX век … восьмидесятые … темные годы – стоячие воды … безвременье … реакция … крамола задушена … “Народная воля” обезглавлена … взрыв на Екатерининском канале … убит царь … на престоле – новый, Александр Третий … кровь за кровь … первый человек империи министр Победоносцев … для русского народа – Бедоносцев на долгие годы оплёл липкой паутиной страха всю Россию … (Звучит громче “Полёт шмеля” Римский-Корсаков, выбегает Образ России, музыка чуть тише, танцует, пока звучат стихи)

Златоуст (читает на фоне музыки): “В те годы дальние, глухие, в сердцах царили стон и мгла…

Победоносцев над Россией простёр совиные крыла. И не было ни дня, ни ночи, а только тень огромных крыл. Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи стеклянным взором колдуна. Под умный говор сказки чудной уснуть красавице нетрудно, и затуманилась она. Заспав надежды, думы, страсти … Но и под игом темных чар ланиты красил ей загар. И у волшебника во власти она казалась полной сил, оторые рукой железной зажаты в узел бесполезный”. [Александр Блок “Возмездие”] (Образ России убегает, музыка смолкает)

Архивариус: Победоносцевский период в истории России – это не только паучья тишина, но и … морозовская стачка и казнь Александра Ульянова …

Златоуст: Это первая русская маёвка и холерные бунты …

Архивариус: Это Лев Толстой и Чехов, Суриков и Репин …

Златоуст: Чайковский и Римский-Корсаков, Сеченов и … Менделеев. (Уходят)

Сцена третья

Действующие лица: 1. Мадемуазель Фи-Фи. 2. Тихопомешайло.

Мадемуазель Фи-Фи (прогуливаясь под руку с Тихопомешайло, как бы рассказывает ему на фоне слайдов презентации): В уездном городке Тобольске 180 лет назад в дому учительском неброском

Науки гений был зачат. В семье ребёнком он последним – семнадцатым по счету – был. Любимец матери, но средне в гимназии учёбу он влачил. Особенно терпеть не мог наш Дмитрий два предмета: он Старого завета слог от Нового завета не отличал совсем никак! В Законе божьем (не пустяк!!!) Он допускал погрешности. Здесь не раскрыл он свой талант. Остался в неизвестности.

Тихопомешайло (как бы продолжает разговор): И что ж! Всего лет пять пройдут (хоть будучи не местным) он Петербургский институт закончит просто с блеском! И, проработав год в Крыму, Вновь в Петербург вернётся. Две диссертации ему здесь защитить придётся. И будет жизнь: полёт, успех и зависть – шепот мерзкий. Но дом его открыт для всех талантливых и дерзких. И помнит молодежь тех лет застолье, шутки, песни, смех! Те “менделеевские среды” как жизни мудрые заветы. (Уходят)

Сцена четвертая

Действующие лица: 1. Менделеев. 2. Анна. 3. Наденька. 4. Люба. 5. Студенты Илья, Иван, Петенька (гостиная в доме Менделеевых, звучит Чайковский “У камелька” из цикла “Времена года”, Менделеев сидит на диванчике у стола, накрытого к чаю, и читает “Петербургские ведомости”, входит Анна, несёт на подносе блинчики)

Анна: Дмитрий, отведай блинчики, пока горячие! (Садится рядом, наливает чай)

Менделеев (откладывает газету, пробует блины): Люблю их проклятых, хоть они мне и вредны. (Вбегает племянница Наденька)

Наденька (как бы ищет книгу в шкафу): Дядюшка, где-то тут был томик Баратынского?

Менделеев: Посмотри по каталогу, Надюша.

Наденька (удивленно, оглядываясь на Анну): По каталогу!?!?

Анна (с нежностью): Дмитрий во всём любит систематичность.

Менделеев (смеясь): Тот, кто будет писать мою биографию, скажет мне спасибо!

(Музыка стихает, слышится шум, входят Люба, Илья, Влад и Саша, смех)

Анна: А вот и молодёжь!

Люба: Мама! Какой чудесный вечер! Как говорил папин любимый Тютчев: “Душа хотела б быть звездой …”. (Все рассаживаются кто, где и пьют чай, Наденька читает отрывок из стихотворения “Звезда” Евгения Баратынского [3])

Наденька: “Взгляни на звёзды! Много звёзд в безмолвии ночном горит, блестит кругом Луны на небе голубом … Не первой вставшей сердце вверь и, суетный в любви, не лучезарнейшую всех своею назови! Ту назови своей звездой, что с думою глядит, что взору шлёт ответный взор и нежностью горит!”. (Все хлопают и кричат: “Браво!”)

Студент Петенька (страстно): Наденька, вы замечательно прочли!

Студент Иван (восхищенно): Потрясающе!

Наденька (смущенно): Правда? Вам понравилось?

Менделеев (смеясь, цитирует Фёдора Тютчева [4]): “Не верь, не верь поэту, дева, его своим ты не зови! И пуще пламенного гнева страшись поэтовой любви”. (все смеются и пьют чай)

Наденька (обращаясь к другому студенту, подает ему гитару): Теперь ваш черед, Илья!

(Илья берет гитару, Саша поет романс на слова Александра Блока “О доблестях, о подвигах, о славе …”[5], все задумчиво слушают)

Студент Илья:

1. О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дома, я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому, и я забыл прекрасное лицо.

2. Летели дни, кружась проклятым роем, вино и страсть терзали жизнь мою.
И вспомнил я тебя пред аналоем и звал тебя, как молодость свою
Я звал тебя, но ты не оглянулась, я так молил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла.

3. Не знаю где приют своей гордыне ты, милая, ты, нежная, нашла.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла.
Уж не мечтать о нежности, о славе. Всё миновалось, молодость прошла.
Твое лицо в его простой оправе своей рукой убрал я со стола.

(Все хлопают, входят Бекетов и Блок)

Сцена пятая

Действующие лица: те же и 1. Бекетов. 2. Блок (Бекетов и Блок по очереди целуют руки Анне)

Анна: Наконец-то! Андрей Николаич! Саша! Заждались! (Здороваются, садятся, угощаются чаем, в это время Наденька и Люба на краю сцены на переднем плане разговаривают между собой)

Наденька (вполголоса): Кто это?

Люба: Это папин друг, ректор университета Бекетов и его внук поэт Блок (смущенно) … мой Сашура. (Блок подходит к девушкам, кланяется им, смотрит на Любу, Наденька оставляет их со словами)

Наденька: Дядюшка, у нас сюрприз! (вся молодежь, кроме Любы и Блока, переговариваясь заговорщицки, убегает, звучит музыка “Осенняя печаль” Чайковского, Люба и Блок танцуют, медленно уходя в глубину сцены, Бекетов и Блок выходят на передний план и усаживаются к шахматному столику)

Бекетов (задумчиво): Да, вырос внук! Ну что вам будущий зять?

Менделеев (после лёгкой паузы): Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать! (оба склоняются над шахматной доской)

(Люба и Блок танцуют из глубины к краю сцены)

Люба: Как вам батюшка?

Блок (горячо): Громадный и красивый … Этакий Саваоф, как говорит Андрей Белый. Мне кажется, он давно всё знает, во всё проник, не укрывается от него ничего, его знание самое полное, оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает! [6]

Люба: Сашура, вы славный! Вы не покинете меня?

Блок (останавливаются в танце, держит руку Любы в своих руках, вдохновенно читает стихи Александра Блока):

Не призывай! И без призыва приду во храм. Склонюсь главою молчаливо к твоим ногам.

И буду слушать приказанья и робко ждать. Ловить мгновенные свиданья и вновь желать.

Твоих страстей повержен силой, под игом слаб, порой – слуга, порою – милый, и вечно – раб! [5]

(Целует руку Любе, музыка умолкает)

Сцена шестая

Действующие лица: те же и 1. Али ибн Алхимикус (возвращается молодежь и ведет за собой странного вида человека – Али ибн Алхимикуса)

Менделеев (изумленно): Надя, Люба, кто это?

Наденька (смеясь): Это самый настоящий колдун, медиум всех времен и народов, праправнук графа Калиостро, говорят, он творит настоящие чудеса! (Все говорят друг другу “Тс! Тс!” и рассаживаются, Алхимикус хлопает в ладоши, звучит восточная музыка – 5, барабаны)

Алхимикус показывает опыты: 1. Достает бутылку, на дне которой прозрачная жидкость, на бутылке надет шарик, произносит заклинание: “Абра-швабра-кадабра-арсеникус-сульфурус!”, поднимает шарик, шарик надувается неведомой силой (все хлопают и кричат: “Браво!”) 2. Берет колбу и трет её поверхность, произнося при этом: “Джинн, выходи!”, открывает флакон, тихонько выливает жидкость в колбу, валит дым. Алхимикус вдыхает этот дым и начинает чихать много раз (все смеются)

Бекетов (двигая шахматную фигуру): “Нет веры вымыслам чудесным, Рассудок всё опустошил!” (Фёдор Тютчев, [4]) Хотя господа Бутлеров и Вагнер думают иначе.

Менделеев (сердито): Прочь! Прочь! Любой химик сотворит чудес больше, чем ваш колдун! (Музыка стихает, молодежь уходит с Алхимикусом, Менделеев и Блок играют в шахматы)

Бекетов (делая ход): И самое невероятное чудо – твоя периодическая система.

Менделеев (делая ход): Это не чудо – это закон Природы. Чудо, что открылся он – мне!

Бекетов: А помнишь тот случай с французом, как его? Буабодраном!

Менделеев (усмехнувшись): Да уж!

Сцена седьмая

Действующие лица: 1. Архивариус. 2. Буабодран

Архивариус: Вот как-то раз узнали ученые всех стран: металл чудесный – галлий (В честь Франции назвали) открыл Буабодран! Довольный и счастливый рассматривал металл и писем из России никак не ожидал! (Ефим Ефимовский, [7]) (Буабодран рассматривает в колбе кусочек металла, Архивариус подаёт ему письмо, тот открывает и читает)

Буабодран (гневно, картавя по-французски): Ошибся? Я!!! Слыхали?! Я просто изумлен! В глаза не видел галлий, а свойства знает он! Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ, какой-то Менделеев еще лет пять назад!

Архивариус: Глаза его сверкали, топорщились усы, но вот металл свой – галлий он бросил на весы! (Буабодран ставит на весы колбу с металлом, рассматривает в лупу, трет глаза от удивления, хватает бумагу и перо)

Архивариус: Ответ в Россию мчится …

Буабодран (восторженно, картавя по-французски): “Прекрасная таблица! Я Вами восхищен! Проверен мной практически закон периодический и я категорически приветствую закон!” [7] (уходят Архивариус и Буабодран)

Менделеев: Тебе шах, Андрей Николаевич … (Звучит музыка “Лоэнгрин” Вагнера, быстро входит Анна)

Сцена восьмая

Действующие лица: 1. Менделеев 2. Бекетов 3. Анна 4. Гурко

Анна (взволнованно): Дмитрий, Их сиятельство генерал-губернатор Гурко … (Гурко врывается вслед за Анной, в руках пачка листовок)

Гурко (агрессивно, еле сдерживаясь): Честь имею, господа! (Бекетов и Менделеев встают ему навстречу) Что ж вы, голубчики! А? Пораспустили молодёжь! А вы, вы – ректор (к Бекетову) … Черт знает, чем вы там занимаетесь! У вас не университет, а притон вольнодумства! (Переходит на крик) Ну, да я до вас доберусь! Я не только студентишек, я (к Менделееву) и профессоров в бараний рог сверну! Слышите вы?

Менделеев (спокойно, но гневно): Как вы смеете нам грозить! Вы кто такой? Солдат, и больше ничего! В своем невежестве вы не знаете, кто я такой. Имя Менделеева навеки вписано в историю науки! Знаете ли вы, что такое периодический закон? Что такое периодическая система? Отвечайте! (Гурко в гневе швыряет листовки и уходит, музыка стихает)

Анна (всплеснув в отчаянии руками): Да, что же это! Дмитрий, Андрей Николаич!

Бекетов: (сжав Анне успокоительно руки): Успокойтесь, Аничка, теперь он не пойдет разносить университет! (Концентрирует внимание на шахматной доске) А ты, действительно, гений, Дмитрий Иванович! Предлагаю ничью!

Менделеев: Согласен! (Встают из-за шахмат) Какой там гений, работал всю жизнь, вот вам и гений. (Бекетов и Анна уходят, Менделеев, оставшись один, свет гаснет, свеча освещает лишь его лицо, задумчиво говорит)

Менделеев: Плоды моих трудов, прежде всего, в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую – русскую… далее, из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, наконец, служба по мере сил и возможностей на пользу роста русской промышленности. (Оставляет горящую свечу на столе, уходит)

Сцена девятая

Действующие лица: 1. Мышьякович. 2. Незнайкин.

Незнайкин (вдохновенно): “Пусть зимний день с метелями не навевает грусть! Таблицу Менделеева я знаю наизусть! Зачем её я выучил? (вопросительно-утвердительно) Могу сказать, зачем! В ней стройность и величие любимейших поэм ... В ней пробужденье дерева и вешних льдинок хруст”. [2] как Менделеев в жизни я немалого добьюсь!

Мышьякович: Добьёшься, если понял ты успеха в чём секрет!

Незнайкин: Да понял точно – в знаниях, упорстве и труде! Я верно догадался? Скажи: да или нет?

Мышьякович: А мы гостей попросим дать точный нам ответ!

Пресс-конференция (викторина)

(Участники гостиной по очереди задают вопросы гостям, составлены по материалам [8] Менделеев дает правильный ответ)

Менделеев: “Сам удивляюсь – чего я только не делал в своей жизни”. Чего же я, действительно, не делал?

Мышьякович: Не конструировал воздушный шар и не летал на нём для изучения солнечного затмения.

Незнайкин: Не читал лекций по химии в Петербургском университете.

Мышьякович: Не управлял Главной палатой мер и весов в Петербурге.

Незнайкин: Не выращивал табак на полях в собственном имении Боблово.

Мышьякович: Не проектировал нефтяных заводов.

Незнайкин: Не осваивал путь к Северному полюсу.

Мышьякович: Не писал более 500 научных трудов и статей по химии, физике, гидродинамике и технологии.

Незнайкин: Не разрабатывал таможенный тариф и реформу народного просвещения.

Мышьякович: Не написал учебник “Основы химии” для вузов.

Незнайкин: Не строил дом по собственному проекту.

Мышьякович: Не основывал Русское химическое общество.

Незнайкин: Не стал отцом семерых детей.

Мышьякович:  Не совершенствовал маслобойное дело и винокурение.

Незнайкин: Не получал бездымный порох.

Мышьякович: Не издавал газету. (Гости выбирают варианты, затем голосуют за два-три варианта по степени частотности)

Менделеев: “Газеты не издавал, иначе в доме вообще не было бы покоя, правда хотел, цензура запретила”.

Анна: Дмитрий Иванович, часто говорил: “Люблю их за чистоту!” О чём или о ком?

1) о домашних носках; 2) о химических колбах;

3) о блинах их своей муки; 4) о детях (гости отвечают).

Менделеев: “Говорил я так о детях, имея в виду их духовную чистоту”.

Бекетов: Дмитрий часто горячо спорил с химиками Бутлеровым и Вагнером по поводу:

1) роли периодического закона для науки;

2) размеров профессорского жалованья;

3) оптимального соотношения спирта и воды в растворе;

4) о существовании духов и спиритизме (Гости отвечают)

Менделеев: “Я всегда ненавидел мистику, суеверия, невежество”.

Блок: Какой смысл Менделеев вкладывал в слова: “Существует опасность того, что образование станет напоминать очаг, заваленный топливом настолько, что огонь в нём разгореться не сможет”? (Ггости отвечают)

Менделеев: “Я считал, что огонь познания, то есть пробужденная образованием деятельность мысли важнее, чем даже громадная сумма знаний”.

Вопрос из зала 1: Тролль Шутник, киноальманах “Десятое королевство”. Дмитрий Иванович, правда ли, что до того, как стать великим химиком Вы были известным чемоданных дел мастером?

Менделеев: “Я приобрёл некоторый опыт переплётных и кожевенных работ ещё в пору своего невольного бездействия в Симферополе, когда из-за Крымской войны и закрытия гимназии вынужден был коротать время, занимаясь этим делом. В дальнейшем, иногда клеил простые контейнеры для фотографий и документов”.

Вопрос из зала 2: Вильям Похлёбкин, журнал “Кулинарный облом”. Существует убеждение, что именно Вы изобрели сорокаградусную водку?

Менделеев: “Водку изобрели в русских монастырях в где-то середине XV века. Моя докторская диссертация “Рассуждение о соединении спирта с водою” к водке никакого отношения не имела и, кстати, идеальной крепостью спиртового раствора я считал 38 градусов, а до 40 правительство округлило для упрощения расчёта налога на алкоголь”.

Вопрос из зала 3: Рита Скиттер, “Ежедневный пророк”. Господин Менделеев, говорят, что периодическая таблица Вам приснилась?

Менделеев: “…Не пятак за строчку! Не так, как вы пишете! Я над ней, может, двадцать пять лет думал, а вы полагаете: заснул, и раз, пятак за строчку, пятак за строчку, и готово?”.

Ведущий 1: Действительно, за каждой строкой научного открытия труд мысли и творчество многих лет, поэтому наука – это не столько сумма знаний и методов, сколько, и в первую очередь, люди, которые делают эту науку, в том числе и химию.

Ведущий 2: Ну, а что такое химия, вы узнаете из песни, которой мы закроем нашу “менделеевскую гостиную”. (все поют песню, мелодия “Что такое осень?” группы ДДТ)

Песня (из школьного фольклора [9])

1. Что такое химия, приятель? Формулы, химические знаки,
Примененье, свойства и строение при этом! Множество вопросов и ответов.
Что такое химия, спросил ты? Поиск, риск и трудные задачи,
Точность математики и физики законы да эксперимент ещё в придачу.

Припев:

Из веществ состоим мы с тобой! Много их в нашей жизни земной!
Это воздух, пища, вода! Химия с нами всегда!

2. Что такое химия, не понял? Это взлёт фантазии и знаний!
Это и алхимик в своей келье захламлённой, маг и повелитель жизни тайны!
Химия – великая наука! Это элементов строгих зданье.
Это Ломоносов, Менделеев и, конечно, для тебя средь них найдётся место!

Припев:

Из веществ состоим мы с тобой! Много их в нашей жизни земной!
Это воздух, пища, вода! Химия с нами всегда!

С нею в космос плывут корабли! В ней чудеса и загадки Земли!
Над мирозданием светит Звезда! Химия с нами всегда!

Информационные источники:

1. http://rupoem.ru/evtushenko/lyudej-neinteresnyx-v.aspx

2. http://royallib.com/book/glazkov_nikolay/izbrannie_stihi.html

3. http://feb-web.ru/feb/boratyn/texts/br1/br12083-.htm

4. http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/selected/tl1/tl1-099-.htm

5. http://pishi-stihi.ru/o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-blok.html

6. http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0180.shtml

7. http://www.t-z-n.ru/archives/efim.pdf

8. https://ru.wikipedia.org

9. https://him.1sept.ru