"Миллиметр и сантиметр". 3-й класс, УМК "ПНШ"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: изучение единицы длины миллиметр и его связи с сантиметром.

Задачи:

1) Познакомить с новой единицей измерения длины - миллиметр, установить соотношения между миллиметром и сантиметром.

2) Развивать умение работать с именованными числами, совершенствование практического навыка в измерении отрезков, логическое мышление, умение анализировать и доказывать свое мнение.

3) Прививать любовь к родной природе, формировать экологическую культуру и познавательный интерес к урокам математики:

  • обобщать знания о единицах измерения длины;
  • развивать умение работать с линейкой;
  • развивать познавательную активность, внимание, мышление.

Планируемые результаты.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия).

Предметные:

Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах.

Личностные:

Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.

Метапредметные:

Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных заданий.

УУД

Личностные УУД:  

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний;
  • мотивация к учению, к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • составлять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
  • осуществлять само- и взаимопроверку;
  • оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения ,результатом действий на определённом этапе;
  • оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в парах, группе.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках, определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах, использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот, самостоятельно использовать модели при решении учебных задач;
  • предъявлять результаты своей работы;
  • анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные действия;
  • выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий, активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу хорошего дня и начнем урок.

2. Актуализация знаний.

Начнем с работы в группах. Объединитесь в группы по 6 человек и решите кроссворд.

1. Промежуток времени в 100 лет. (Век)

2. Отрезок равный 100 см. (Метр)

3. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - это... (Неделя)

4. Отрезок в 10 см. (Дециметр)

5. 60 минут. (Час)

6. Расстояние равное 1000 метрам. (Километр)

7. Единица меньшая часа. (Минута)

8. Самая маленькая единица времени. (Секунда)

А теперь прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. (Величина)

Значит, наша тема относится к разделу величины.

Какие величины мы знаем? (Длина, масса, время)

Цветок - КРОССВОРД

Посмотрите на доску, перед вами величины. Рассмотрите их. Какие величины представлены? (Единицы длины)

Расположите данные величины в порядке убывания.

3 см, 36 дм, 3 м, 36 км

Проверьте себя.

36 км, 36 дм, 3 м, 3 см

3. Формулирование темы урока.

Работа в парах.

Карточка №1

Измерьте отрезки и подпишите их длину.

(9 см, 5 см 3 мм)

Вы смогли выполнить задание? Почему возникло затруднение? (Отрезок больше 5, но меньше 6 см) Длину этого отрезка можно измерить с помощью другой единицы измерения. Кто знает ее название? (Миллиметр)

Как вы думаете, какая же тема урока? (Миллиметр)

Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое миллиметр, научиться применять знания на практике)

А для чего нам нужно изучать эту тему? Зачем нам эта единица длины? (Для более точных измерений, для измерения мелких деталей)

Откройте содержание и найдите страницу, на которой начинается наша тема? (С. 102)

Откройте и рассмотрите учебник, как нам достигнуть цели урока? Какие задания для этого мы будем выполнять?

(Мы должны научиться выражать данные длины в мм, измерять длины отрезков в мм, выполнять сложение длин, решать задачи)

4. Формирование новых знаний

Давайте рассмотрим линейку.

Рассмотрите отрезок в 1 см. Что вы заметили?

(Маленькие деления, близко расположенные друг к другу.)

Расстояние от одного до другого деления равно 1 мм. Посчитайте, сколько миллиметров содержится в 1 см. (10)

В учебнике прочитайте №343, найдите определение миллиметра.

(Зачитать - Одна десятая доля сантиметра называется миллиметром)

Сколько мм в 1 см?

1 см = 10 мм. Посмотрите, какое сокращение мы используем для записи миллиметров. ММ - это общепринятое сокращение в математике, как см, дм, м - после такого сокращения точку мы не ставим). Записать!

5. Включение новых знаний в систему.

Задание № 344 (у доски)

Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах

5 см = 50 мм 7 см = 70 мм

8 см = 80 мм 10 см = 100 мм

3 см = 30 мм

№ 345 (самостоятельно, проверка цепочка)

Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах

Сравните это задание с предыдущим. Что вы заметили? (Это обратные задания)

60 мм = 6 см 90 мм = 9 см

20 мм = 2 см 100 мм = 10 см

40 мм = 4 см

Поднимите руки, у кого не было ошибок?

№ 348 (самостоятельно по рядам)

37 мм = 3 см 7 мм

246 мм = 24 см 6 мм

58 мм = 5 см 8 мм

1563 мм = 156 см 3 мм

105 мм = 10 см 5 мм

100 мм = 10 см

Поменяйтесь тетрадями - проверьте ответы по ключу на доске. Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки.

Чему научились, выполняя это задание? (Выражать сантиметры в миллиметрах, выражать миллиметры в сантиметрах)

Цветок - ВЫРАЗИ В СМ, ММ

Физминутка

Найдите на парте полоски из картона. Рассмотрите их. Какое задание вы можете предложить выполнить, используя эти полоски? (Измерить). Измерьте полоски в паре. (Спросить нескольких). Чему учились? - измерять полоску.

№ 346 (самостоятельно)

Прочитайте задание. Выполните его.

Сделайте запись в тетрадь. Какую запись сделали? 11 см = 110 мм.

Чему учились? (Измерять отрезки)

Цветок - ИЗМЕРЬ ОТРЕЗКИ

А теперь поработайте в парах. Возьмите КАРТОЧКУ №2

Прочитайте и выполните задание. Начертите отрезки: 50 мм, 75 мм. Запишите длины каждого отрезка в сантиметрах.

Чему учились? (Чертить отрезки, используя новую меру длины миллиметр)

Цветок - НАЧЕРТИ ОТРЕЗКИ

Может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника? (Да/нет) Появилось противоречие. Этот вопрос мы с вами должны исследовать. Давайте попробуем это сделать.

Для проведения исследования мы с вами делимся на группы по 4 человека. Возьмите задания. (1, 3, 5 - квадрат, 2, 4, 6 - прямоугольник) и выполните их

1) Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны 2 см 4 мм и 4 см 2 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)

Р = (24 мм + 42 мм) · 2 = 66 мм · 2 = 132 мм

2) Вычисли периметр квадрата, стороны которого равны по 3 см 3 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)

Р = 33 мм · 4 = 132 мм

Сравните периметр фигур. Что можем сказать? Какой вывод можем сделать по вопросу исследования?

Вывод: да, периметр квадрата может равняться периметру прямоугольника.

Цветок - ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ

№ 349

Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение? Выразить в миллиметрах слагаемые.

Образец записи - Используя образец записи выполните это задание самостоятельно. (Выберите один из примеров и запишите его по образцу)

3 см 5 мм + 5 см 7 мм = 35 мм + 57 мм = 92 мм = 9 см 2 мм

Обсуди свои результаты с соседом по парте.

Чему учились? (Складывать величины)

Цветок - ВЫПОЛНИ СЛОЖЕНИЕ

Самостоятельная работа

6. Рефлексия, итог урока.

Вспомните, какая была цель урока? Достигли мы ее?

Что понравилось на уроке? Работа с "цветочной поляной" - у кого на столах оказались бабочки. По очереди поместите бабочку над тем цветком, какая работа на уроке вам понравилась больше всего? А что было труднее всего? Расположите жуков у этих цветов.

7. Домашнее задание

Стр. 65 № 141, 142.

Стр. № 143 (по выбору).

Сочинить сказку о важности миллиметра.

Литература

1. УМК “Перспективная начальная школа”. Математика. А.Л. Чекин.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3