Урок окружающего мира «Где живут слоны?» УМК "Школа России", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: познакомить учеников с жаркими районами планеты и их обитателями; научить находить эти районы на глобусе и карте.

Задачи: учить узнавать и различать обитателей жарких районов планеты; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе; формировать умение слушать мнения одноклассников и корректно их оценивать.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир 1 класс”; рабочая тетрадь к учебнику; глобус, физическая карта мира, карточки с понятиями, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды с изображением саванны, тропиков и животных, обитающих там), запись песни “Чунга-Чанга” (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского).

Ход урока

I. Актуализация знаний

– В каких районах Земли мы побывали на прошлом уроке? Покажите их на глобусе. (Арктика и Антарктида.)

– Какая погода в этих районах? Обитают ли там животные? Какие?

– Однажды в газете появилась заметка о том, что учёные, которые работали в этих холодных районах Земли, увидели, как белый медведь охотился на пингвинов. Прокомментируйте эту историю. Могло ли это произойти?

II. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим путешествие по нашей планете. А в каких районах мы побываем сегодня – догадайтесь, послушав песню.

Звучит песня “Чунга-Чанга”

– Где может находиться этот удивительный остров? Кто там живёт? На эти вопросы мы дадим ответ на уроке.

III. Работа по теме урока

1. Работа с физической картой мира. (Учитель прикрепляет к доске карточку с понятием “экватор”.)

– Знакомо ли вам это слово? Экватор – это воображаемая линия, которая проходит через центр земли и делит земной шар на две половинки: Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора находятся очень жаркие районы, где много солнечного света и тепла. Туда мы отправимся.

Учитель прикрепляет карточку с понятием “саванна” и демонстрирует слайд с её изображением.

Саванны есть в Южной Америке, в Австралии, но больше всего их в Африке.

Найдите Африку на карте мира.

2. Погода в саванне очень жаркая, а дожди идут очень редко, поэтому земля в саванне сухая и твёрдая.

– Легко ли растениям расти на такой земле?

Деревьям расти здесь очень трудно, их мало, они невысокие, растут по одному или маленькими группами. Саванна – это царство трав, но таких, у которых узкие жесткие стебли и листья. Почему? (Чтобы жаркое солнце меньше испаряло с них драгоценной влаги.) Кажется, что растения совсем сухие. Однако корни их, укрытые в земле, у многих растений толстые, живые. Они копят и хранят драгоценную воду от редких дождей.

– Обитают ли в саванне животные?

Учитель демонстрирует слайды с изображением зебры, льва, жирафа, носорога. Птицы, которые строят гнёзда прямо на земле. (Слайды с изображением птицы-секретаря.) Самая крупная в мире птица – страус.

3. – Но более подробно мы поговорим о другом животном, которое обитает в саванне. Отгадайте загадку.

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромен он.
Вы узнали? Это … (Слон).

Учитель демонстрирует слайд с изображением африканского слона.

– Слон – самое крупное и тяжёлое животное суши. Африканский слон-самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные и добрые животные.

Физкультминутка

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.

(Изображение движениями слона; танец под песню “Чунга-Чанга”.)

4. – Но слоны обитают не только в саванне. Следующее наше путешествие в тропический лес. (Учитель прикрепляет карточку с понятием “тропический лес” и демонстрирует слайд с его изображением.) Тропические леса есть в Бразилии, Мексики, Индии, в районах, расположенных около экватора. (Показ этих районов на карте мира.)

5. – В тропическом лесу всегда жарко. Но при этом дожди идут круглый год. Нигде на Земле не выпадает так много дождей, как в тропическом лесу. Большое количество солнечного тепла и дождевой влаги приводит к тому, что многие деревья достигают огромной высоты – 50–60 метров. Это высота 15–20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё ниже. А в самом низу на земле – кусты, травы. Лианы обвивают стволы деревьев. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тропический лес очень густой. Пройти через чащу без топора вряд ли получится. Разве что попадём на широкую тропу, протоптанную слонами…

6. – Здесь обитают индийские слоны. (Учитель демонстрирует слайд с его изображением.)

– Сравним африканского и индийского слона.

Откройте учебник на стр. 14–15, найдите изображения слонов.

– Чем они похожи? (Крупные, серой окраски, есть хобот.)

– Чем они отличаются? (У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина, а у африканских слонов вогнутая спина. У индийских слонов бивни есть только у самцов, а у африканских слонов – и у самцов, и у самок. У индийского слона бивни короче, чем у африканского. Самое заметное отличие – уши слонов. У индийского слона маленькие уши, у африканского слона большие уши. Уши помогают животным не перегреваться, испаряя со своей поверхности излишнее тепло.)

Африканский и индийский слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, цветы и плоды растений. На поиск пищи еду у слона уходит около 16 часов в день. Спят слоны два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя. Слоны любят воду. Они много пьют, любят купаться и поиграть с водой. Могут набрать в хобот воды и окатить себя. Хобот у слона служит и носом, и губами, и руками. С помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят, пьют, ощупывают и берут предметы. Бивни – это видоизменённые передние зубы. С помощью бивней слоны выкапывают съедобные корни, обдирают кору с деревьев и дерутся с врагами.

Вот какие замечательные животные – слоны.

7. – Рассмотрите изображения слонов на странице 12 рабочей тетради. Определите, где какой слон. Объясните своё решение.

8. – В тропическом лесу обитают не только индийские слоны. Найдите в учебнике на стр. 15 названия животных тропического леса. (Учитель демонстрирует слайды с изображением крокодила, питона, обезьян, павлина.)

IV. Рефлексия учебной деятельности

– В каких районах Земли мы побывали? Что общего в этих районах? Каковы их отличия?

– Составим отчет о нашем путешествии.

Выполнение работы в группах. Каждая группа (по четыре человека) подготовит отчет по плану. (План записан на доске, а также каждая группа получает карточку с записанным планом.)

План

  1. Название района Земли.
  2. Какая погода в этом районе?
  3. Какие растения растут здесь?
  4. Какие животные обитают?

Ребята работают в группах, затем выслушивают отчеты групп, делятся впечатлениями.

V. Дополнительное задание

Дома, кто желает, нарисуйте африканского или индийского слона.

Использованная литература

  1. Марголин Я.А. Где у растения дом? / - Москва: Издательство “Детская литература”, 1998.
  2. Удивительный мир животных / Пер. с англ. В.В. Свечникова. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”. 2006. – 128 с.

Приложение