Урок по теме "Романтизм в современности". 9-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 9


Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.

Задачи:

образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;

развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.

Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.

Структура урока:

- оргмомент;

- повторение;

- новый материал;

- презентация;

- собеседование;

- слушание музыки;

- аналитическая работа;

- слушание музыки;

- микрообобщение;

- проблемно-поисковая ситуация;

- релаксация;

- вывод;

- рефлексия;

- исполнение песни.

Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.

Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

На доске: тема урока.

Ход урока

Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.

У: Одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?

Ответы учащихся. Просмотр презентации.

У: История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.

В Россию этот  термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.

Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова,   Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией.

Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней. 

В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. “блатным” песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике (“страдания”).

В послереволюционный период романс и “блатная” песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы (“Мурка”, песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция (“Гоп со смыком”,   “Черные глаза”, “У самовара я и моя Маша”).

В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. “Лицо” романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.

У: Как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?

Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).

У: Попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.

Ответы учащихся.

У: Тогда давайте послушаем запись.

Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма “Ирония судьбы”.

У: Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?

Ответы. Резюме учителя.

У: Послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)

У: В этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс “А напоследок я скажу” из кинофильма “Бесприданница”).

Собеседование.

Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.

У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?

Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная… Звучат фрагменты романсов “Напрасные слова”, “Вы мне гадали по руке”).

У: Романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса “Весенние воды” С.Рахманинова и его же спокойный “Островок”? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение “Цветок”). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку…

Слушание “Романса” в исп. Е.Отрадной.

Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.

Рефлексия:

- что нового узнали на уроке?

- что понравилось?

- что не понравилось?

У: Романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню “Весеннее танго”. Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.

Исполнение песни.

Домашнее задание: создать презентацию “Современный романс”.

Выход из класса под звучание романса “Я спросил у ясеня” в исполнении С.Никитина.