Развитие критического мышления при обучении чтению на уроках английского языка на старшей ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


В современной методической литературе технологию развития критического мышления рассматривают в рамках технологии личностного интеллектуального развития.

Способность думать, анализировать, взвешивать обстоятельства и принимать решения (то есть, собственно, само критическое мышление) является одним из самых важных, из тех, что можно развивать у обучающихся, хотя на самом деле не так много педагогов понимают его важность. Помимо этого, именно мышление (и критическое в особенности) определяет мировоззрение и характер любого человека, а самое главное, делает его личностью, то есть тем, у кого есть собственное мнение по тому или иному вопросу. Человек, умеющий мыслить критически, то есть комплексно, способен гармонично и всесторонне развиваться, так как в большинстве случаев он прекрасно понимает, почему у него получился тот или иной результат.

Критическое мышление – неотъемлемая часть взрослого, образованного, воспитанного и всесторонне развитого человека, готового к принятию серьёзных жизненных решений и способного отвечать за свои поступки. Чтобы понять, как развивать критическое мышление, нам, в первую очередь, необходимо понять, что же это такое. У этого термина существует достаточно много определений, ведь оно включает в себя множество областей мышления. Критическое же мышление, в свою очередь, отличается тем, что, по сути, не является способностью нашего мозга и не развивается с возрастом. Это скорее навык, умение, которое человек может приобрести в ходе образования.

Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др. Однако до сих пор, во многом из-за устаревших бытовых представлений, существует мнение о критическом мышлении, как о чём-то негативном, как о желании всё отрицать, опровергать, противоречить. В то же самое время любой психолог или философ скажет вам, что критическое мышление – чрезвычайно важная вещь, навык, который позволяет нам успешно справляться с требованиями XXI века, помогает глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

В психолого-педагогической литературе приводятся различные определения этого термина. Если приводить более развёрнутые определения, то они выглядят примерно так:

Думать критически это:

  • проявлять любознательность;
  • ставить перед собой вопросы;
  • вскрывать причины и последствия фактов;
  • осуществлять планомерный поиск ответов;
  • сомневаться в общепринятых истинах;
  • вырабатывать точку зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
  • принимать во внимание аргументы оппонента и логически их осмысливать.

Следовательно, критическое мышление – способность взвешенно, рационально и комплексно воспринимать любое событие или ситуацию и чётко понимать причинно-следственные связи [1].

Известно, что знания, полученные репродуктивным путем (то есть преподнесенные кем-то “как есть”, без осмысления), с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.

Иными словами, человек с развитым критическим мышлением может:

  • поднимать жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
  • собирать и допускать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
  • приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
  • думать непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления;
  • эффективно общаться с другими при выработке решения;
  • быть свободным от предубеждений и общественного мнения [4].

На наш взгляд, наилучшим итогом всего вышесказанного будет являться изречение американского психолога и исследователя интеллекта Джоя Пола Гилфорда: “Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально”.

Необходимо понимать, что этот навык (или способность) не развивается сам собой, необходимо создавать особые условия для его развития и совершенствования. Для этого в 1997 г. американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер придумали технологию под названием “Чтение и письмо для развития критического мышления”. В чём же её преимущества?

  • характер и стиль взаимодействия учителя и учеников – демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;
  • ведущий тип деятельности – продуктивный, творческий, проблемный;
  • способы усвоения новой информации – поисковая мыслительная деятельность обучающихся, анализ;
  • формы организации – индивидуальные, групповые;
  • методы обучения – проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;
  • технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения [7].

Данная технология включает три основных этапа: вызов, осмысление и рефлексия.

1. Вызов

Его целями являются:

  • актуализация и обобщение обучающимися знаний по данной теме или проблеме;
  • мотивация обучающихся на самостоятельную активную работу (т.е. поиск различных решений).

Несмотря на сравнительно небольшую по времени продолжительность (1-3 минуты), именно этот этап является основополагающим, так как при отсутствии мотивации и интереса к обсуждаемой проблеме всё занятие может не получиться.

2. Осмысление

Особенностью этого этапа является то, что здесь преподаватель оказывает как можно меньшее влияние на обучающихся, ведь ему нужно лишь выдать новую информацию, а уже основную работу по обработке и осмыслению будут делать обучающиеся. Они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, сознательно связывают новое с уже известным, создавая тем самым новое понимание темы или проблемы.

3. Рефлексия

Обучающиеся размышляют о том, что нового они узнали, активно перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них новые понятия. Происходит живой обмен идеями между обучающимися, что даёт им возможность познакомиться с разными точками зрения; учит внимательно слушать товарища и аргументированно защищать свое мнение.

Для реализации технологии критического мышления можно использовать различные формы обучения, например:

  • сбор данных;
  • анализ текстов;
  • сопоставление альтернативных точек зрения на одну проблему;
  • коллективное обсуждение, дебаты, дискуссии;
  • разные виды групповой и парной работы;
  • публикации письменных работ обучающихся.

Роль преподавателя при использовании технологии развития критического мышления заключается в следующем. Он:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;
  • сталкивает различные мнения, провоцируя диспут;
  • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

Как видим, технология развития критического мышления достаточно сложна, и каждый этап имеет значение. К тому же несложно догадаться, что далеко не в каждой группе она может сработать. Нужен высокий уровень сформированности межличностных отношений и хорошие навыки групповой и парной работы.

Преимущества технологии для обучающихся:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • возрастание интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • способность критически мыслить;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология позволяет учителю:

  • создать атмосферу открытости и сотрудничества;
  • лучше узнать свою группу, характеры и мировоззрения;
  • научиться применять более эффективные методики обучения.

Итак, использование технологии развития критического мышления позволяет существенно повысить мотивацию к обучению и сплотить коллектив, ведь в результате совместной деятельности обучающиеся и учитель лучше узнают друг друга.

Существуют несколько приёмов работы с использованием технологии развития критического мышления, а именно:

  • “корзина” идей, понятий, терминов;
  • инсерт или “пометки на полях”;
  • составление таблицы ЗУХ;
  • написание синквейна;
  • составление кластера;
  • написание эссе;
  • так называемые “тонкие” и “толстые” вопросы;
  • фишбоун (“рыбный скелет”);
  • групповая дискуссия [7].

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных приёмов и приведем конкретные задания, выполненные учащимися 9 класса “В” МБОУ “СОШ №18” г. Нижневартовска в ходе педпрактики студентов Гуманитарного факультета НВГУ в октябре 2013 года. Студенты-практиканты проводили уроки английского языка в двух параллельных классах – в 9А и 9В. Уровень коммуникативной компетенции учащихся второго класса позволил молодому учителю апробировать на практике элементы технологии критического мышления, поскольку учащиеся достаточно хорошо владеют разными механизмами чтения текстов про себя (просмотровое, изучающее, аналитическое чтение).

Итак, приём “Корзина” идей, понятий, как правило, используется в начале занятия. Он позволяет выяснить, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме или проблеме (этап “вызов”). Суть в следующем: учитель предлагает написать всё, что известно по той или иной теме. Важно записывать все ассоциации, которые придут на ум. Первые 2 минуты работу выполняют индивидуально. Затем происходит обмен информацией в парах или мини-группах. Спустя 2-3 минуты – финальный этап, каждая пара или группа называет одно выражение, которое фиксируется на доске (так называемый “сброс идей в корзину”).

Цели данного приёма – вызов имеющихся представлений обучающихся по определённой теме и обеспечение включения каждого обучающегося в процесс.

Пример использования приема на уроке:

Teacher: ОК, now I want you to write everything you know about robots. All facts and events that you know. Who invented the first robot, what are they designed for and so on. You have 2 minutes for this.

(2 minutes later)

T: Well, join your neighbour and discuss what you have. Find the common ideas.

(2-3 minutes later)

T: Аll right, now each pair gives me one phrase or fact, and I will write it on the blackboard.

  • high technologies;
  • 60 years ago or even more;
  • supernatural;
  • make our everyday life easier;
  • act automatically;
  • can do hard work;
  • are useful and easy to operate;
  • can be used in dangerous professions; etc.

T: Let’s make up a story using these key-words and expressions.

Название приема Инсерт или “пометки на полях” происходит от английского слова “insert” (вставлять/вставка) и расшифровывается следующим образом:

I – interactive – интерактивный

N – noting – делая пометки

S – system – система

E – effective – эффективное

R – reading – чтение

T – thinking – размышление [7]

Иными словами, это прием для увеличения эффективности чтения и размышления, который включает два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы.

Шаг 1: Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся могут вернуться к своим первоначальным записям, изменить их или дополнить.

Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Приведем пример одной из таблиц, составленных 9-классником, после чтения текста об известном футболисте Рональдо.

Christiano Ronaldo is a Portuguese football player. He plays for the Spanish club Real Madrid and the Portugal national team. Christiano was born on 5th February, 1985. He started to play football when he was 8 years old. By the age of 17 he became famous and popular around the world. In 2008 he won the FIFA World Player of the Year. Christiano loves shopping. He also likes to buy very expensive cars. He has got nineteen cars among which are BMW 6, Audi Q7, Porsche Cayenne, Phantom Roll-Royce and many others.

“V” “+” “ – ” “?”
  • He is a Portuguese football player.
  • He plays for Real Madrid.
  • In 2008 he won the FIFA World Player of the Year
He was born on 5th of February, 1985
  • He loves shopping.
  • He has got nineteen cars.
He started to play football when he was 8 years old (How did it happen? Who taught him to play so well?)

Составление таблицы ЗУХ (Знаю – Умею – Хочу узнать) используется как при работе с печатным текстом, так и для лекционного материала для:

  • обучения умению определять уровень собственных знаний;
  • пробуждения интереса к получению новой информации;
  • обучения умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пример использования на уроке в 9м классе: T: Now read the text about surrealism, inserting the missing words and be ready to fill in the table.

1)….. such as Salvador Dali and Rene Magritte painted in the Surrealist style that was at its most popular from the 1920s to the 1960s. Surrealist paintings always have an element of surprise in them. They put strange images and ideas together to create strange (2) ..….. of things. The Surrealists painted images and ideas from their dreams and their imaginations. They often used bright colours to create an even (3) ……. Impact and always showed people and objects in new and (4) …….. ways.

Знаю Хочу узнать Узнал
  • It’s a style of painting.
  • It always looks strange and not obvious
  • What was the reason they painted this way?
  • Who were the most famous surrealists?
  • They tried to picture their imagination.
  • Salvador Dali and Rene Magritte

На “стадии вызова”, заполняя первую часть таблицы “Знаю”, обучающиеся составили список того, что они знали по данной теме, определили стартовый уровень собственных знаний.

Вторая часть таблицы “Хочу узнать” это пробуждение интереса к новой информации (что хотелось бы узнать об этом направлении в живописи). На “стадии осмысления” они выстроили новые представления на основании полученных из текста знаний и после его обсуждения заполнили третью графу таблицы “Узнал”.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [2].

Написание синквейна – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать (а это как раз одна из особенностей критического мышления). Рекомендуют использование его в качестве заключительного задания по пройденному материалу. в качестве среза оценки словарного багажа обучающихся.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Текст основывается на соответствии каждой строки определённой содержательной и синтаксической задаче.

Первая строка – тема сиквейна, одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта [3].

Пример составленного в качестве домашнего задания синквейна о знаменитом спортсмене:

Ronaldo!
Handsome and fearsome
Running, kicking and winning
Leaving a chance to no one
A legend

Кластер переводится как “гроздь, пучок”, и является отражением нелинейной формы мышления [5]. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом – словосочетания, связанные с ним. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми выражениями так называемого “второго уровня”. Иногда этот приём называют “наглядным мозговым штурмом”, позволяющим собрать у обучающихся все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием [6].

Проиллюстрируем алгоритм работы по составлению кластера при обсуждении Королевской семьи.

  1. Посередине чистого листа (на доске) записали ключевое словосочетание ‘Elizabeth II’ – “сердце” темы;
  2. Учитель “разбросал” слова или словосочетания, характеризующие этапы ее биографии: childhood, young Queen, now; Обучающиеся записывали все то, что вспомнилось им по биографии королевы (модель “хаос”);
  3. Осуществлялась систематизация фактов – хаотичные записи объединялись в группы под соответствующей рубрикой (модель “планета и ее спутники”);
  4. У некоторых из “спутников”, в свою очередь, тоже появились “спутники”, например, young Queen (coronation / first steps), now (as a queen / as a person), установились новые логические связи. В итоге получилась структура, которая графически отобразила размышления школьников, определила информационное поле данной лексической темы.

Два элемента вышеупомянутого кластера могут выглядеть следующим образом:

childhood

  • to be born on April 21, 1926
  • full name – Elizabeth-Mary-Alexander Windsor
  • to be educated at home, to be taught to read and write by her parents
  • to know some foreign languages, to speak French well
  • to be good at dancing, horse riding, swimming
  • to live in Buckingham Palace with her parents
 

now

as a queen

  • to be the Queen of 16 countries
  • to be rarely involved with politics
  • to attend many cultural events

as a person

  • to have 4 children
  • to like reading, taking pictures, watching horse races
  • to have a big collection of beautiful hats, etc.

Безусловно, подобный кластер (лексическая схема) служит своего рода опорным конспектом и помогает обучающимся высказываться по теме логически связно, не заучивая готовый текст-образец.

Иногда кластер может быть использован просто для обобщения понятий, терминологии, например:

T: Today we will speak about computers, different problems which may happen to them and ways to solve them. But first, write as many associations with the computers as you can.

(a few minutes later)

T: All right, now join your neighbour and try to put the words you have into groups to make a little scheme with them.

Один из примеров такого кластера:

Рисунок 2. Кластер по теме ‘Computers in education’

Одним из приемов развития критического мышления студентов является написание эссе. Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт обучающегося по определенной теме. Иногда эссе называют “потоком сознания, перенесенного на бумагу” [7]. Если мы задаём эссе на занятии, заранее оговариваются временные границы его выполнения: 10–20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка:

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Моя позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
  5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
  6. Заключение [8].

Так, после детального обсуждения в классе двух текстов, показывающих проблему с разных сторон, обучающимся было предложено написать дома эссе на тему ‘Is it better to study abroad or at home?’ Вот одна из работ девятиклассников, которая свидетельствует о достаточно хорошем уровне социально-коммуникативной компетенции, о зрелом мировоззрении – подросток верно выделяет плюсы и минусы обучения за рубежом.

The question ‘where to study?’ is vital to anyone who has just finished school. The decision you make will affect your future life greatly. Today it is even more difficult to make that decision, as there are possibilities to study not only in your own country, but abroad as well.

Studying abroad has some advantages. You have a chance to see a completely different culture and live in it. It’s much easier to learn the language, when you are living among native speakers. Moreover, it’s a great chance to live independently and feel what it’s like.

There are some disadvantages, too. You will have to live far away from your parents and friends, and if something happens, you will have to deal with it yourself. It will be very hard to live in another country, if you don’t know the language, especially in the beginning.

But I still think you can’t miss such a chance, because it’s a wonderful opportunity to see the world.

Прием “Толстый и тонкий вопросы” может использоваться в следующих обучающих ситуациях:

1) для организации взаимного опроса. После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать три “тонких” и три “толстых” вопроса, связанных с пройденным материалом, и опросить друг друга;

2) для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: “Что вас интересует в данной теме?”, то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и хаотичными. Если же после небольшого вступления (экспозиции учителя) попросить обучающихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые их интересуют.

3) для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Примерные вопросы, составленные обучающимися после чтения текста об ограблении крупной фирмы одним из ее сотрудников:

Толстые вопросы
(предполагается развернутый, обстоятельный ответ)
Тонкие вопросы
(предполагается однозначный, “фактический” ответ)
  1. What was the reason the main character became a thief?
  2. How would you act if you were in his shoes?
  1. What is the main character’s name?
  2. When was he born?

Толстые вопросы побуждают учащихся высказать свою точку зрения, поспорить с оппонентом, аргументируя свою позицию, проанализировать поступки героя, поставить себя на его место, что также является важным при формировании социально-коммуникативной компетентности.

При использовании технологии Фишбоун изображается “рыбный скелет”, где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос [9]. Записи должны быть краткими (ключевые слова или фразы, отражающие суть).

Выглядит такой приём следующим образом:

Рисунок 3. Графическое изображение “рыбного скелета”

Работа по технологии фишбоун может проводиться индивидуально или по группам. Важный этап – презентация заполненной схемы, демонстрирующая комплексный характер проблем, умение сообща обсудить их и решить описанные проблемы. Так, при обсуждении преступлений, совершаемых подростками, разговор в 9 классе вызвал оживленное обсуждение двух важных проблем, существующих в современном обществе, ребята предлагали собственные пути решения социальных проблем:

T: I want to talk to you about teenage crimes. Nowadays the statistics is scary. A huge part of all the crimes is made by teenagers. Why does it happen? Let’s discuss. We should find out the reasons and propose a way to solve it. Let’s use а ‘fishbone’.

Problem: Why are there so many teenagers who commit crimes?

Reason: Parents leave their children or force them to leave. —> Fact: There are crowds of homeless children in the streets.

Reason: Kids don’t know the value of life. —> Fact: Children’s crimes are often brutal.

Conclusion: The blame lies on parents. It’s their job to care about their kids. Parents must act properly and be responsible.

Обсуждение “толстых вопросов”, составление кластеров, использование приема “фишбоун” часто вызывает оживленную групповую дискуссию в аудитории, во время которой обучающиеся учатся делиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательными условиями при проведении дискуссии являются: уважение к различным точкам зрения ее участников и совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Итак, практика использования элементов технологии развития критического мышления при обучении чтению подтверждает, что для использования перечисленных приёмов работы у обучающихся должен быть достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции (они должны обладать богатым словарным запасом, гибкими грамматическими навыками, а также умением обрабатывать информацию – выделять главное, отсеивать второстепенное / лишнее, аргументировать свою точку зрения).

Технологии развития критического мышления можно смело отнести к активным методам обучения в современном образовании, формирующим социально-коммуникативную компетентность обучающихся, что способствует налаживанию эффективных коммуникаций с окружающими в поиске оптимального решения сложных социальных вопросов, проявлении гибкости мышления и творчества. Накопленный опыт, безусловно, поможет им уверенно чувствовать себя в самостоятельной взрослой жизни.

Список литературы

  1. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация [Текст] / В.Н. Брюшинкин, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2003.
  2. Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Р. Бустром.2000.
  3. Викентьева И. Ода синквейну - Перемена.2002.№3, с.14-18.
  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003. – 179 с.
  7. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы – “Директор школы”. – 2005. – № 4. – с. 66-70.
  8. Д. Халперн Психология критического мышления. - СПб, издательство “Питер” – 2000. – 56 с.
  9. Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов.Д.М. Шакирова // Педагогика. 2006. №9.с. 72-77.