Задачи:
- учить детей распознавать существительные II склонения, отличать их от существительных 1и 3 склонения, а также изменять существительные II склонения по падежам;
- продолжать формирование навыка работы со словарями.
Предметные умения: знакомство со 2 склонением имен существительных и применение полученных знаний на практике.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: переработка информации (анализ, сравнение, классификация).
Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, отстаивание своей позиции.
Личностные результаты: самооценка своей деятельности.
Демонстрационный материал: презентация PowerPoint для демонстрации на экране
Раздаточный материал: карточки для уч-ся слабой мотивации, карточки для фиксации результатов и выводов.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Тихонько сели девочки, мальчики.
Проверьте свои рабочие места, все готовы к уроку? На уроке не отвлекаемся.
Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья
На всех нас настроение.
Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте тихонечко сядем, улыбнёмся и мысленно пожелаем всем хорошего настроения на нашем уроке.
2. Настрой на урок
Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме.
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
У. А мы с вами продолжаем путешествие по огромной стране, которая изучает части речи.
- Как называется эта страна?
На какие 2 большие группы делятся части речи?
- Назовите самостоятельные части речи.
- Служебные.
У какой части речи мы с вами в гостях на уроке русского языка?
Что вы можете рассказать об имени существительном?
Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
Как изменяются имена существительные?
Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Теорию знаем, давайте проверим ваш багаж знаний на практике.
Вид работы вам знаком.
Если вы согласны с утверждением, которое я прочитаю, ставите +, если не согласны –.
- Я утверждаю, что имена существительные отвечают на вопросы кто, или что.+
- Я считаю, что существительное окно м.р.-
- Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому, чему.+
- Существительное дерево 1 склонения.-
- Существительное мама 1 склонения.+
- Существительное девочки стоит в форме ед.ч., и.п.-
4. Вхождение в тему. Постановка темы и целей урока
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
Осень - это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сопит, сверху, льёт, снизу, метёт. Объяснение значения.
Запишем слова в 3 столбика, выделим у существительных окончание и определим род.
Газете, аллея, юноша, Ваня.
Багаж, горизонт, поле, зеркало.
Карамель, морковь, вещь, печь.
Кто догадался по какому признаку я разделила слова на группы?
По типу склонения.
1 группа слов, какое склонение? Почему?
Сформулируйте тему урока. Чему мы будем учиться на уроке? Формулировка целей.
Физкультминутка
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к З скл. - сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? (Мозоль, тюль)
- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2 скл.
5. Изучение и закрепление нового
Работа по заданиям в учебнике, на доске.
Запишите слова, укажите падеж и склонение.
6. Итог
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
- На следующем уроке мы обязательно продолжим работу по теме “Существительные второго склонения”.
- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения.
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
Хочу сказать спасибо за сотрудничество….
7. Домашнее задание