Урок русского языка на тему "Склонение имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

- учить детей распознавать существительные II склонения, отличать их от существительных 1и 3 склонения, а также изменять существительные II склонения по падежам;

- продолжать формирование навыка работы со словарями.

 Предметные умения: знакомство  со 2 склонением имен существительных и применение   полученных знаний на практике.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: переработка   информации (анализ, сравнение, классификация).

Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего   результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, отстаивание своей позиции.

Личностные результаты: самооценка своей деятельности.

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint для демонстрации на экране

Раздаточный материал: карточки для уч-ся слабой мотивации, карточки для фиксации результатов и выводов.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Тихонько сели девочки, мальчики.

Проверьте свои рабочие места, все готовы к уроку? На уроке не отвлекаемся.

Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья 
На всех нас настроение.

 Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте тихонечко сядем, улыбнёмся и мысленно пожелаем всем хорошего настроения на нашем уроке.

2. Настрой на урок

Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме.

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

У. А мы с вами продолжаем путешествие по огромной стране, которая изучает части речи.

- Как называется эта страна?

На какие 2 большие группы делятся части речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

- Служебные.

У какой части речи мы с вами в гостях на уроке русского языка?

Что вы можете рассказать об имени существительном?

Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

Как изменяются имена существительные?

Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

Теорию знаем, давайте проверим ваш багаж знаний на практике.

Вид работы вам знаком.

Если вы согласны с утверждением, которое я прочитаю, ставите +, если не согласны –.

  1. Я утверждаю, что имена существительные отвечают на вопросы кто, или что.+
  2. Я считаю, что существительное окно м.р.-
  3. Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому, чему.+
  4. Существительное дерево 1 склонения.-
  5. Существительное мама 1 склонения.+
  6. Существительное девочки стоит в форме ед.ч., и.п.-

4. Вхождение в тему. Постановка темы и целей урока

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

Осень - это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сопит, сверху, льёт, снизу, метёт. Объяснение значения.

Запишем слова в 3 столбика, выделим у существительных окончание и определим род.

Газете, аллея, юноша, Ваня.

Багаж, горизонт, поле, зеркало.

Карамель, морковь, вещь, печь.

Кто догадался по какому признаку я разделила слова на группы?

По типу склонения.

1 группа слов, какое склонение? Почему?

Сформулируйте тему урока. Чему мы будем учиться на уроке? Формулировка целей.

Физкультминутка

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к З скл. - сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (Мозоль, тюль)

- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2 скл.

5. Изучение и закрепление нового

Работа по заданиям в учебнике, на доске.

Запишите слова, укажите падеж и склонение.

6.  Итог

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- На следующем уроке мы обязательно продолжим работу по теме “Существительные второго склонения”.

- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения.

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …

Хочу сказать спасибо за сотрудничество….

7. Домашнее задание