Внеклассное занятие "Лукомор-следопыт"

Разделы: Внеклассная работа


Занятие предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста. Практика показывает, что дети с удовольствием в игре вспоминают прочитанные произведения, это им помогает ощутить счастье от окружающей действительности.  Интегрированная образовательная деятельность позволяет решать актуальные проблемы сегодняшнего дня – экологическую и социально-нравственную в комплексе.

Занятие помогает  так же развивать у детей наблюдательность, смекалку, выдержку, умение работать самостоятельно, в команде, парами.

Содержательно отвечать на поставленные вопросы.

Мероприятие можно провести в 1-2 классах.

Перед елкой или после "что бы найти мешок с подарками"-от Деда Мороза.

В конце первой четверти, после изучения раздела "Фольклор".

Музыкальная заставка.

Ведущая (появляясь). Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Скажите, любите ли вы приключения?.. А путешествия?.. Конечно, кто же не любит путешествовать! Слышали вы когда-нибудь про страну Лукоморье? Эту волшебную страну придумал Александр Сергеевич Пушкин. Хотите там побывать?.. Тогда в путь! Я пойду впереди, а вы повторяйте за мной слова и движения.

Мы шагаем в Лукоморье — ударяем кулаками по коленкам. (Показывает движения, далее аналогично.)

А там дуб стоит высокий — качаем руками-ветвями.

На том дубе цепь златая — соединяем большие и указательные пальцы в колечки и встряхиваем ими. Ходит-бродит Кот ученый — моем лапкой нос.

На ветвях сидит русалка — по очереди опускаем и поднимаем кисти рук. В темнице там царевна тужит — подперев щеку рукой, качаем головой. Бурый волк ей верно служит — качаемся из стороны в сторону, подняв голову.

Ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой — ударяем кулаком по правой коленке, шлепаем ладошкой по левой коленке.

Царь Кощей над златом чахнет...

Раздается страшный смех или другой страшный звук.

Мчимся к дубу мы обратно...

Ведущая и дети повторяют все движения в обратном порядке.

Еле ноги унесли! Да, непростое это дело — в незнакомую сказочную страну отправляться. Вот бы проводника хорошего отыскать...

Кот Ученый. Это что за гам-тарарам такой в нашем Лукоморье? Вы, господа хорошие, кем будете? По каким таким делам в Лукоморье явились?

Ведущая. Простите, а вы случайно не Кот Ученый?

Кот Ученый. Почему случайно? Я Кот Ученый и есть. А вот вы кто?

Ведущая. Здравствуйте, уважаемый Кот Ученый! Мы с ребятами — большие любители приключений и путешествий. Мы по Лукоморью немножко походили... Чудеса у вас всякие, да еще Кощей страшный... Словом, без хорошего проводника нам не обойтись. Не смогли бы вы нам помочь?

Кот Ученый. Что ж, ребята вы симпатичные. Только вот достаточно ли смекалистые да дружные?

Ведущая. Мы к любым испытаниям готовы! Правда, ребята?

Кот Ученый. Ишь какие смелые! Это хорошо. Вспомните для начала, как Александр Сергеевич про меня, Ученого Кота, написал?

Ведущая. Сейчас, сейчас... Как там начинается? “У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том...” Ну-ка, ребята, кто знает, как дальше?

Кот Ученый (после того как ребята прочли следующие строки). Вот-вот, направо — песню, налево — сказку. Давайте сначала налево. Я буду сказку рассказывать, только не как сказочник, а как один из ее героев. А вы угадайте, кто герой и какая это сказка. “Вот вы все такие большие и сильные, а без меня, маленькой, справиться не смогли! Кошку даже на поклон прислали! Ладно уж, выйду, подсоблю...” (Мышка из сказки “Репка”.) “Ах, какой он кругленький да румяный! А уж поет — заслушаешься! Но это пусть другие уши развешивают, а я лучше на зубок попробую...” (Лиса из сказки “Колобок”.) “Они думают, что если в этот раз домик устоял, то я их не достану? Да я на крышу залезу и через трубу в домик проберусь...” (Волк из сказки “Три поросенка”.)

Вижу, смекалистые вы, а вот дружные ли? Мы сейчас направо пойдем, но песню не я буду заводить, а вы. Покажите, как дружно вы умеете это делать.

Ведущая. Ребята, а вы песню “Если с другом вышел в путь” знаете? Даже если кто-то и не помнит — не беда: я буду начинать, а вы, как эхо, строчки за мной повторяйте.

Вместе с залом исполняет песню “Если с другом вышел в путь”.

Кот Ученый. Мяу! Теперь я вижу, что вы и дружные, и сообразительные, и голосистые! Можно и в путь отправляться. Как у нас в сказке сказано: “Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...”.

Ведущая. Значит, мы по следам пойдем, как настоящие следопыты?

Кот Ученый. Как настоящие лукоморские следопыты! Только для того, чтобы первый след отыскать, нашу сказку нужно рассказать с самого начала.

Ведущая. С какого начала?

Кот Ученый. Уже и забыли? “У Лукоморья дуб зеленый...”.

Ведущая. Конечно! Ребята, давайте все вместе расскажем сказку!

Кот Ученый. Обязательно все вместе! Кто промолчит — в Лукоморье не попадет.

Ведущая (вместе с детьми). “У Лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью Кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...”

Звучит волшебная музыка. Появляется первый след. В зависимости от возможностей след можно спускать на леске с потолка, вывозить на игрушечной радиоуправляемой машинке и т.д.

Кот Ученый. Глядите, первый след объявился!

Ведущая (берет в руки след). На нем еще и написано что-то. (Читает.) “Пока не спляшете — дальше не пущу! Избушка на курьих ножках”.

Кот Ученый. Плясать будете?

Ведущая. А как же! Обязательно! Предлагаю всем станцевать “Танец маленьких избушек на курьих ножках”.

Дети импровизируют.

Кот Ученый. Попробуем двинуться дальше? Мы снова начнем рассказывать сказку, а когда до избушки дойдем, поглядим, пропустит ли она нас.

Ведущая. Давайте для надежности возьмемся за руки. И все вместе — начали!

Ведущая с детьми читают до строк “Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей...” включительно. Звучит волшебная музыка.

Ура! Пропустила! Ей понравилось, как мы с вами плясали!

Кот Ученый. А теперь должен объявиться второй след.

Второй след появляется способом, отличным от первого.

Ведущая (взяв в руки второй след). Тоже, наверное, так просто не пропустит?

Кот Ученый. Это уж как водится!

Ведущая (читает). “А есть ли среди вас богатыри?”

Кот Ученый. А действительно, есть ли?

Ведущая. Это вы зря сомневаетесь. Добры молодцы, кто знает, какое вооружение было у богатырей? Называйте и выходите к нам!

Ответившие подходят к Ведущей и Коту Ученому.

Кот Ученый. Надеюсь, поговорка “Сила есть — ума не надо” не про вас? Тогда ответьте мне на такой вопрос: как называется сказочная поэма Александра Сергеевича Пушкина, вступление которой — “У Лукоморья дуб зеленый” — мы все вместе читаем?.. (Первому, кто ответил.) Молодец! Ты и будешь у нас богатырем Русланом. Теперь второй вопрос: на чем колдун перенес Руслана через леса и через моря?.. Точно! На бороде. Тебе мы поручим роль колдуна.

Два мальчика встают на стулья, расположенные на расстоянии 1,5-2 м, и перетягивают “бороду” (пучок веревок длиной 1,5-2 м). Задача участников — заставить соперника спрыгнуть со стула. Если “колдун” победит “богатыря”, то вызывается новый соперник. Игра идет до тех пор, пока “колдуна” не победят.

Ведущая. Спасибо нашему колдуну, но добро в сказке всегда должно побеждать зло!

Кот Ученый (победителю). А ты, богатырь, не спеши уходить. Постой с нами, пока мы сказку говорим. Для надежности.

Ведущая с детьми вновь читают стихотворение — до строк “Там в облаках перед народом через леса, через моря колдун несет богатыря...”. Звучит волшебная музыка.

(Пожимает руку богатырю.) Спасибо, молодец! Тебе и третий след искать.

Богатырь в указанном районе зала находит след с номером 3 и приносит его Ведущей.

Ведущая. Та-ак, что тут еще за препятствие?.. (Читает.) “Надоело мне слезы лить! Я пока посмеюсь, а вы за меня поплачьте. Царевна”. Вот это да! Мы не для того в путешествие отправлялись, чтобы слезы лить. Пусть наша царевна будет не плакса, а просто Несмеяна. Как вы думаете, уважаемый?

Кот Ученый. Вообще-то, царевна в нашей сказке тужит — грустит значит.

Ведущая. Приглашаем на сцену самых грустных девочек. Вы будете Несмеянами. А все в зале станут “бурыми волками”. Начинаем веселить наших царевен! Задача Несмеяна — держаться изо всех сил, чтобы не рассмеяться.

Проходит конкурс “Царевна Несмеяна”.

Кот Ученый. Ох, не могу! Живот от смеха заболел, а ей хоть бы что!

Ведущая (победительница). Можно я тебя за руку подержу, пока сказку дальше рассказываем, а то могу рассмеяться и все испортить?

Читают стихотворение до строк “В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит...” Звучит волшебная музыка.

Сколько там еще впереди следов?

Кот Ученый. Да кто ж знает! Это же сказочная страна.

Ведущая. Хорошо. Дорогая Несмеяна, поищи для нас следующий след. На нем, по-моему, должна быть цифра 4.

Кот Ученый. Четвертый, четвертый, верно!

Несмеяна в определенном Котом Ученым секторе находит следующий след.

Ведущая. Сразу читаю: “Пока я у Кощея в гостях, полетайте-ка в моей ступе. Слабо? Баба Яга”. А нам не слабо! Верно я говорю? Ребята, давайте назовем сказки, в которых без Бабы Яги не обошлось. А кто сказку называет — выходит на сцену.

Ведущая организует две команды и проводит эстафету. Взяв в правую руку ведро и поставив в него правую ногу, в левую руку участники берут метлу, на которую во время бега можно опираться, добегают до отметки и возвращаются к командам, передавая атрибуты игры следующим.

Кот Ученый. Вот это да! Баба Яга, я думаю, будет довольна.

Ведущая. Еще бы! (Обращаясь к участникам команд.) Давайте-ка, ребята, встанем в кружок, возьмемся за руки и расскажем сказку дальше.

Читают стихотворение до строк “ Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой...” Звучит волшебная музыка.

Насколько я помню, тут где-то поблизости Кощей должен быть. Не надо бы нам с ним встречаться... Боязно что-то.

Кот Ученый. Не так страшен черт, как его малюют.

Ведущая. При чем тут черт? И что значит “малюют”?

Кот Ученый. Да это поговорка такая: мол, не все так страшно, как кажется.

Ведущая. А-а! Попробуем, что ли? След буду брать сама: я не могу рисковать вашими жизнями! (Ищет след.) Вот он, пятый след. На всякий случай зажмурюсь — вдруг он заминирован? Еще взорвется...

Кот Ученый. Милая, да это же сказка! А у нас в сказках взрываться не принято.

Ведущая. Все равно зажмурюсь! Мало ли что. (Аккуратно, с опаской поднимает след, читает.) “Я, конечно, скуповат, и на золото вы даже посмотреть не рассчитывайте. Но очень я люблю слова вежливые да обходительные. Поэтому если вы меня хорошенько попросите, то я, может, и подарочек какой-нибудь вам подкину. Царь Кощей”. Вот это да! Ребята, обратитесь вежливо к Кощею и попросите его поделиться своими богатствами.

Ребята показывают, как нужно вежливо обращаться и что-нибудь просить.

Кот Ученый. Ох, какие слова замечательные! Давайте скорее сказку читать, вдруг Кощей расщедрится!

Читают стихотворение до строк “ Там царь Кощей над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет!” Звучит волшебная музыка.

Ведущая. А где же подарок?

Кот Ученый. С неба он не свалится, его тоже поискать надо.

Ведущая. А чего искать-то будем?

Кот Ученый. Цифра какая последняя была? (После ответа зрителей.) Значит, какой след ищем?.. Правильно, шестой.

Ведущая. Ура! Нашла! (Читает и выполняет.) “Три шага направо, пять шагов прямо...”

Направления и шаги рассчитываются так, чтобы попасть к дубу.

Ой, так мы же к дубу вернулись! (Читает дальше.) “Зри в корень”. (Заглядывает под корень дуба.) Ого! Да тут ларец... А в ларце... конфеты! Всем хватит!

Кот Ученый. Что ж, пора прощаться.

Мне на службу надо заступать, а вам домой возвращаться.

Ведущая. Спасибо, Кот Ученый!

И я там был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и Кот Ученый
Свои мне сказки говорил!

Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Новых вам дорог и счастливых открытий!