Классный час "Береги, умножай, защищай!"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели:

  1. Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее.
  2. Формировать у детей ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход занятия

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко.

1. Вводная часть.

Ведущий: Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса зверей и птиц – становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная – охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на земле.

Мой земной, мой кружащий шар … Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…

2. Основная часть.

(Появляется ученик с глобусом в руках.)

1-й чтец: Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

2-й чтец: Катастрофически сокращаются леса, истощаются природные ресурсы. Закончился 20 век, век в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

1-й чтец: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.

2-й чтец: В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

1-й чтец: К несчастью до сих пор живет в людях понятие: Человек-царь природы! Человек-завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше-вот главная задача. А зачем?

2-й чтец: Нужно ли воевать с природой?

Ведь она разуверилась в человеке разумном, который до сих пор считался царем природы и довел ее до экологического кризиса, до последней черты, за которой…Гибель всего живого на земле. Давай начнем издалека…

3-й чтец: Много много лет назад
Был у нас и рай и сад.
Были птички и слоны
Были бабочки , цветы.
Были реки и моря-
Так цвела у нас земля
Но однажды в древний век
Появился

Древний человек: Человек!

3-й чтец: Вырос он из обезьяны
Ел кокосы, ел бананы
На работу он ходил
И детей своих учил:

Древний человек: Чтоб не быть всегда голодным,
Не сидеть во тьме холодной
Надо мамонта убить
И огонь себе добыть.

3-й чтец: Дети мамонта убили
И огонь себе добыли
Стали землю покорять
Потихоньку заселять,
Год от года заселяли,
Год от года засоряли,
Понастроили заводов
Стали реки покорять,
Стали люди на ракетах
В небо синее летать
Все летали и летали
Атмосферу засоряли.

4-й чтец: Подошёл к концу наш век.
Как живешь ты, человек?
Чтоб ответить на этот вопрос заглянем в лес.

Ведущий: Лес когда – то занимал огромные массивы, давал маленькому и слабому человеку все: дрова, еду, шкуры животных для одежды. Лес казался вечным, неистребимым. Человеку и в голову не приходило задуматься о том, какой лес в сущности беззащитный и ранимый.

3. Творческая часть.

Инсценировка по картине В.Г.Перова “Охотники на привале”. (В авоське лежат несколько банок консервов и несколько бутылок лимонада).

1-й охотник: Рассказывает. Иду, я значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!

2-й охотник: (Перебивает. Ну ты и хватил, Петрович!

1-й охотник: А что?

2-й охотник: (Насмешливо). А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

3-й охотник: Да не спорте вы! Петрович, давай дальше!

1-й охотник: Да …А этот волк…то есть я, вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая хвостом туда сюда! Я ее на мушку взял…

2-й охотник: (хохочет). Ой не могу! Не могу! Надо же, лису увидел.

3-й охотник: (примеряющие). Ну что, ты к нему пристал?

2-й охотник: (с вызовом). А что он! (Первому). Может ты лес с зоопарком перепутал?

1-й охотник: (смущенно). Ничего я не перепутал.

2-й охотник: Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира остались одни туристы.

1-й охотник: (смущенно). Ничего я не перепутал. А может, я того.., и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который, все от волка бегает.

3-й охотник: Заяц, что ли?

1-й охотник: Точно, косой такой.

2-й охотник: (третьему). Не слушай ты его. Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: “Ну, заяц, погоди!”. Он у тебя так не кричал? (Хохочет).

1-й охотник: Ох и скучный ты человек!

2-й охотник: Не скучный, трезвомыслящий.

1-й охотник: (в сердцах). Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Да я ружье-то с собой давно не ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?

2-й охотник: Ладно, не сердись, Петрович. У самого муторно на душе! Давай-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им бог хорошего потомства!

1-й чтец: Подошел к концу наш век.
Как живешь ты человек?

2-й чтец: Удивительный вопрос:
Почему на воду спрос?
Потому что без воды,
И не туды, и не сюды!

1-й чтец: Отдыхая воду пьем!
Заседая, воду льем! Потому что без воды
И не туды и не сюды.
Планы во время даем,
А отходы в воду льем,
Потому что без воды
И не туды и не сюды.

Ведущий:

Знаете ли вы, что вода нужна всем живым организмам?

Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80 % воды, а в арбузе воды еще больше. Человек не может больше недели прожить без воды.

- А откуда вода поступает в краны?

3-й чтец: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В лужах, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
На плите у вас шипит,
Паром чайника кипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить. Н.Рыжова

1-й чтец: Ее казалось бы столько что запасы ее не могут кончиться. Но увы! Человек может загубить все… Поэтому в наши дни водные ресурсы планеты требуют охраны. Нет сейчас на земле такого источника, который не нуждался бы в защите. Коснулась эта проблема и нашего района.

Инсценировка сказки о рыбаке и рыбке.

Автор:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 дней и 3 ночи.
Старик ловил сеточкой рыбу.
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошел раз старик рыбачить,
И поставил он в реку сети.
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось - там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов лишь бутылки пустые.
Взял старик динамита 2 пачки
И закинул их в воды речные,
Но и тут не увидел рыбы.
И в слезах воротился к старухе.

Старуха:

Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный,
Позвони золотой рыбке,
Попроси у нее улова.

Автор:

И пошел старик опять к речке,
Стал звонить золотой он рыбке.
Приплыла к нему рыбка, спросила.
Золотая рыбка.
Чего тебе надобно, старче?

Автор:

Ей с обидой старик отвечает.

Старик:

Слушай ты, государыня рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не дает старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?

Автор:

Разозлилась золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.

Золотая рыбка:

Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй-
На часок стань тоже рыбкой.

Автор:

Не успел старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился,
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался,
А вода то в реке не простая,
Загрязненная еле живая.
Годом час старику показался,
Наконец, дома он оказался.
Старуха его увидала.

Старуха:

Ну как, помогла тебе рыбка?

Старик:

Да, помогла золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг - стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы ее забываем,
Животных вокруг убиваем,
Водоемы мы засоряем.

Старуха:

Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у рыбки.
И станем ее мы друзьями,
А чудо свершим мы и сами.
Старик, старуха и золотая рыбка.
Ведь вовсе не надо волшебником быть,
Чтоб землю родную беречь и любить.

Ведущий:

- Как же надо беречь воду?

По статистике пресная вода составляет менее 3% всей воды на земле.

Нет, наверное, такого человека, который не любил бы отдыхать у реки, у озера, у пруда.

Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе. Но не забывай, ты в гостях. Ты – в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.

2-й чтец:

Подошел к концу наш век
Как живешь ты человек?

Презентация: Целебное лукошко. (Приложение 1)

1-й чтец:

Много трав растет полезных
На земле родной
Помогают от болезней,
Мята, пижма, зверобой
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Загадки.

1. Ты растение не тронь,
Жжется больно как огонь. (Крапива)

2. Стоят кругом сестрички -
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)

3. Называют “ноготки”
Цвета желтого цветки.
Как еще нас называют?
Для чего нас применяют? (Календула)

4. Горел в траве росистой,
Затем померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)

5. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки. (Подорожник)

6. Посмотрите быстро детки:
Облепило чем-то ветки
Подкрадемся мы к ним тихо
И увидим (облепиху).

7. Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой
С чудо травкой (зверобой).

4. Заключение.

Ведущий: Как вы видите, растительный мир - неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сегодня препараты из них служат незаменимым сырьем для получения целого ряда лекарственных средств. Но помните; в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает, ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру.

1-й чтец: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы… Тим Собакин

2-й чтец: Охрана природы в нашей стране – дело всенародное.

3-й чтец: Мое.

4-й чтец: Мое.

Все вместе: И наше. И ваше.

1-й чтец: Люди! Оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.

2-й чтец: Ей нужна забота ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла! С.Костенич

Литература

  1. Г.С. Шамшико. “В старину едали деды”.
  2. С.В. Шевченко. “Это хрупкая планета”.
  3. Минск. ИООО “Красико-принт”. 2001 г. “В стране экономика”.