Искусство Городца

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель: формирование художественного представлений о народном промысле Городец, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Задачи:

образовательные: создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний об истории развития Городецкой росписи и произведений промысла; формировать навыки работы в области художественной Городецкой росписи;

развивающие: содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса; развивать творческое воображение; развитие умений выполнять орнаментальные композиции на основе городецкой росписи; выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами, характерными для городецкой росписи; закреплять навыки кистевой росписи;

воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре; приобщение к народным промыслам посредством собственного творчеств; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Оборудование и материалы для учителя:

экран с компьютером, для показа презентации, разделочные деревянные доски с изображением Городецкой росписи, раздаточный материал, карточки с алгоритмом выполнения основных элементов Городецкой декоративной композиции, плакаты с изображениями последовательности выполнения элементов Городецкой росписи, варианты росписи Городецких разделочных досок.

Оборудование и материалы для ученика:

гуашь, кисти, палитры, банки с водой, тряпочки, вырезанные из картона и тонированные жёлтой краской разделочные доски.

Музыкальный ряд:

записи с русской народной музыкой.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты.

Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков  доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент (1–2 минуты).
  2. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации (2 минуты).
  3. Постановка цели и задач урока (2 минуты).
  4. Беседа об истории развития Городецкого промысла и основных элементах росписи (5 минут).
  5. Выполнение упражнений по написанию элементов Городецкой декоративной композиции (5 минут).
  6. Физкультминутка (1 минута).
  7. Практическая работа(20 минут).
  8. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, садитесь.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!

Проверка подготовки ребят к уроку.

2. Актуализация знаний.

– Ребята, назовите предметы, которые я сегодня принесла на урок, и скажите, где мы их используем дома (показываю разделочные доски)?

– Ответы ребят (мама режет на разделочной доске овощи, хлеб и др. продукты, когда готовит есть).

– Правильно (переворачиваю доски другой стороной, на которой роспись).

– А теперь что вы видите?

– Ответы ребят (роспись, узоры, изображения птиц, лошадей и другие).

– Все они расписаны моими руками. Эти разделочные доски не только используются мной по своему прямому назначению, но и украшают интерьер кухни. А роспись, которой украшены эти доски, называется – Городецкая.

А вот эти прекрасные вещи делают мастера одного из народных промыслов – Городца. Cлайд 1. Презентация

3. Постановка цели и задачи урока.

(Ребята самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока).

– Ребята, как вы думаете, какова же сегодня тема нашего урока?

Ответы ребят (“Городецкая роспись”, “Народный промысел Городец” и другие). Слайд 2.

– Ребята, попробуйте сформулировать основную цель нашего урока?

Ответы ребят (знакомство с народным промыслом Городец).

– А как, по вашему мнению, мы сможем этого достичь?

Ответы ребят (мы должны узнать об истории возникновения промысла, посмотреть на предметы этого промысла, рассмотреть их и найти что-то общее в росписи, попробовать выполнить некоторые элементы росписи и другие…).

Все вы правы. Сегодня на уроке, вы узнаете об одном из многочисленных народных художественных промыслов нашей огромной России – Городец, узнаете, как мастера создают свои произведения, и сами научитесь создавать росписи по мотивам городецкого промысла.

4. Беседа об истории развития Городецкого промысла и основных элементах росписи.

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Представьте себе, ребята, что вы попали в этот чудо-город по прозванию – Городец, на ярмарку.

Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров-художественно оформленных удивительной росписью прялок, шкафчиков, саней, детских игрушек из Хлебаихи, Курцева, Коскова и других деревень, расположенных на берегах левого притока Волги-реки Узолы. Каждый предмет городецкого промысла – настоящее произведение искусства. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

Немало изделий, продававшихся встарь на субботних Городецких базарах, украшают ныне лишь музейные стенды, считаясь сейчас истинными произведениями народного искусства.

Два типа украшения деревянных поверхностей знало Городецкое искусство – это резьба и роспись. Слайд 3. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка, дополненные инкрустацией мореным дубом, охотно раскупались.

Городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. 

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. На изделиях можно было увидеть различные сценки из жизни людей: вот на подносе сюжет с чаепитием, а вот на крышке сундука надменно и серьезно смотрят на тебя нарядные “дамы и кавалеры” Слайд 4, на других изделиях военные в форме тех давних лет лихо маршируют и гарцуют на конях Слайд 5. А вот мы видим сцену охоты Слайд 6, а тут изображения барышень и кавалеров за беседой Слайд 7. Ну а тут изображен веселый праздник Слайд 8. Иногда создавали композиции с несколькими сюжетными линиями Слайд 9. Но какими бы простыми или сложными не были cюжетные композиции, они всегда украшались изображением диковинных цветов: яркими розанами, купавками, бутонами, веточками и листьями. В самую короткую летнюю ночь на праздник Иван Купавы расцветают, по поверью, особые цветы и травы которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Роспись из розанов и купавок может составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Яркость и разнообразие делали Городецкую роспись особенно декоративной. В рубленых деревянных избах вдруг расцветал праздник красок. Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно, и предметом труда, и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала ее на стену. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший ее, был таким же крестьянином и то, что поражало и радовало его, не могло не поразить и не порадовать того, для кого он старался. Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день.

Излюбленными мотивами росписи являются изображения птиц и коней Слайды 10 и 11. Посмотрите, как изящна городецкая роспись. Как органично сочетаются в росписи крупные и мелкие формы. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или его фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Современные художники, как и раньше, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель Слайд 12. Они до сих пор украшают наш быт, радуют, и очаровываю нас своей красотой.

5. Выполнение упражнений по написанию элементов Городецкой декоративной композиции.

Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня. Для этого мы сначала научимся писать один из элементов городецкой росписи – “ромашки-купавки” <Рисунок 3>.

Учитель демонстрирует последовательность выполнения элементов росписи:

  • сначала крупной кистью делается “подмалевка” – цветное пятно круглой формы для цветка и в виде лодочки для лепестка;
  • затем кистью №2 выполняется “прорисовка” черной краской – обозначается середина цветка и дужки лепестков;
  • на заключительном этапе кистью №1осуществляется “оживка” белой краской – у цветка и лепестка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг и точек, которые придают цветам и лепесткам неповторимый праздничный вид.

Листочки в городецкой росписи очень разные по форме, размеру и всегда располагаются группами<Рисунок 4>. Они могут быть подчеркнутыми с одной или двух сторон контурной линией, и украшены тонкими линиями, мазками, усиками, точками.

По такой же последовательности пишутся городецкая роза и ромашка<Рисунок 1>, <Рисунок 2>.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа.

Детям предлагается самостоятельно разработать композицию городецкой росписи. Процесс создания композиции начинается c обдумывания содержания будущего сюжета в основной схеме. В композицию росписи можно включить изображения птиц, лошадей, сюжетные сценки с людьми. У вас должен создаться определенный умозрительный художественный образ. После того, как сложится окончательный замысел и конкретное представление о том, какой должна быть композиция, приступают к ее практическому осуществлению. Продумайте, что может стать смысловым центром вашей будущей композиции. Центр композиции должен быть наиболее характерным с точки зрения задуманной темы, отличаться размером, цветом. Ему в первую очередь находят место в композиции.

В вашей творческой работе вам помогут карточки с последовательностью выполнения элементов росписи цветов, лепестков, птицы, лошади <Рисунок 1-8>. и таблицы на доске. Цветовая палитра росписи не ограничена.

Учащиеся приступают к творческой работе. Они самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы. Работа может проходить как индивидуально, так и в паре. Звучит русская мелодия.

Во время практической работы учитель контролирует ход выполнения творческой работы учащихся:

  • правильности выполнения приемов работы;
  • оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения;
  • контролирует объема и качество выполняемой работы.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Многообразие композиционных, колористических решений отражено в ваших работах. Каждая из ваших работ неповторима. Давайте рассмотрим ваши работы (законченные работы выставляются на доске).

Производится анализ и самоанализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке.

Ребята ответьте мне на вопросы:

Какая тема сегодняшнего урока?

Какие цели и задачи мы ставили перед собой?

Какие задачи из них были реализованы и что этому способствовало?

Какие задачи, по вашему мнению, остались для кого-то не реализованными и что этому помешало?

Где можно применить новые знания?

Для ответа можете использовать клише, которое вы видите на слайде Слайд 13 или составьте свое предложение.

“Сегодня на уроке я познакомился…”,

“Сегодня на уроке я научился…”,

“Сегодня на уроке я выполнил…”,

“Мне показалось важным...”,

“Я понял, что…”.

Ребята высказывают свое мнение и участвуют в коллективном обсуждении работ.

Рисунки

1. Поэтапное выполнение городецкой розы

2. Поэтапное выполнение городецкой ромашки

3. Поэтапное выполнение городецкой ромашки-купавки

4. Поэтапное выполнение городецких листочков и кустиков

5. Поэтапное выполнение городецкого коня

6. Поэтапное выполнение городецкой птицы

7. Поэтапное выполнение городецкого петуха

8. Цветочно-растительная композиция