Урок внеклассного чтения "На лепестках цветов написано посланье…"

Разделы: Литература


Как не найти погаснущей звезды,
Так никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы.
Н. Рубцов

Цели мероприятия:

- расширение кругозора учащихся (знакомство с творчеством поэтов);

- развитие художественного, образного мышления;

- развитие наблюдательности, чувствительности по отношению к окружающему миру;

- развитие выразительной речи;

- развитие межпредметных связей;

- повторение ранее изученного материала;

- формировать культуру общения и группового взаимодействия;

- нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Задача:

- раскрыть значение произведений о цветах в творчестве поэтов.

Оборудование:

- эпиграф;

- портреты поэтов;

- музыкальное произведение П.И. Чайковского “ Вальс цветов”;

- репродукции И. Левитана “ Лесной букет”, “Розы”, “Букет белой сирени”, К. Моне “Ирисы”, В. ван Гога “Натюрморт с маками и ромашками” и др.;

- рисунки учащихся;

- букеты цветов;

- компьютер.

Формы работы:

- индивидуальная, групповая.

Работа по подготовке мероприятия:

Класс(ы) делит(ят)ся на четыре команды, каждая из которых выбирает название и эпиграф. Группы формируются или по решению учителя, или по желанию учащихся (в зависимости от класса(ов). Команды сами выбирают капитанов, изучают дополнительный материал по теме, учат стихотворения.

Ход мероприятия

I. Сообщение темы, целей, задач.

II. Вступительное слово учителя:

- Ребята, у нас сегодня необычный вечер, название которому дали строки из стихотворения Ларисы Кузьминской “На лепестках цветов написано посланье…”:

На лепестках цветов написано посланье -
Такою тонкою изысканною вязью. 
Читаю текст и слов благоуханье -
Мне сердце оплетает светлой бязью. 

Письмо отправила цветочная богиня, 
Его доставил нежнокрылый эльф. 
Она прекрасна в звездном палантине, 
И так воздушен платьев ее шлейф. 

Сегодня праздник в городе цветочном, 
И на него и я приглашена. 
Я посвящу богине чудной строчки - 
Пусть будет счастлива и радостна она.

- И я вас всех приглашаю на Цветочный литературный праздник!

Многие из нас любят стихотворения о природе, цветах. Они мелодичны, загадочны. Кажется, каждая строка пронизана особым ароматом. Наша задача состоит не только в том, чтобы посоревноваться друг с другом, но и определить значение таких стихотворений в творчестве известных и не очень известных широкому кругу читателей поэтов.

Затем учитель оглашает, какие классы участвуют в тематическом вечере, представляет членов жюри.

III. Выступление команд.

1. Капитаны по очереди называют свои команды.

Затем представитель каждой из них наизусть читает стихотворение на “цветочную” тему (по очереди; жеребьевка проводится заранее).

Примечание 1*

Здесь я хочу представить те команды, которые выбрали мои учащиеся (для примера):

1 команда - “Маргаритки”. Ребята выбрали стихотворение И. Северянина “Маргаритки” (“О, посмотри, как много маргариток...”), решив так же назвать команду.

2 команда - “Ромашка”. Эта команда выбрала такое название под впечатлением стихотворения Ю. Мориц “Белые ромашки”: “Обняла ромашку, белую ромашку…”.

3 команда - “Гербера”. Так же называется одноименное стихотворение Лидии Степановой “Герберы на моем столе…”.

4 команда - “Сирень”. Эта команда состояла из ребят, занимающихся музыкой. Любимой песней большинства была эта: “Расцвела сирень-черемуха в саду…”

А. Софронова, которую многие считали народной.

2. После этого каждая команда представляет краткую биографическую справку и делает вывод о значении стихотворений о цветах в творчестве поэта. Вся эта работа, напоминаю, проводится заранее. Приложение 1.

Примечание 2*

Первый раз данное мероприятие я проводила в рамках Предметной недели в 1997 году в 11 классе. Со временем придумывается что-то новое и адаптируется, исходя из способностей и заинтересованности класса, времени проведения и т.д. Одним из вариативных этапов можно взять не биографическую справку, а подготовить легенды, загадки, приметы о цветах. Это я и выбрала при проведении урока – викторины уже в 9 классе через четыре года.

Следующий этап - вопросы командам. Ребята поднимают таблицы- цветочки (за этим следит жюри, они называют первого поднявшего руку). Если ответ правильный, жюри засчитывает балл, если нет - ответ дает участник другой команды.

Общие вопросы.

  1. В переводе с греческого название цветка переводится, как “луч” (гладиолус).
  2. “Всепомнящий” цветок (незабудка).
  3. Название стихотворения Н.Рубцова, ставшее самой известной песней А. Барыкина. Самый универсальный подарок (“Букет”).
  4. Цветок, из которого можно приготовить и салат, и щи, и варенье (одуванчик).
  5. Согласно легенде, этот цветок был когда-то прекрасным юношей, который чрезмерно собою любовался, за что, собственно, и был превращен богами в цветок (нарцисс).
  6. О каком желто-синем цветке говорят, что это влюбленная, неразлучная  пара с самыми русскими народными именами (Иван-да-Марья).
  7. Назовите выразительное средство из стихотворения И. Северянина “Маргаритки” - “их лепестки, как белый шелк” (сравнение).
  8. Как звали великую древнеримскую богиню растительности, садов и всякого цветения. Ее даже называли “матерью цветов” (Флора).

Музыкальная пауза.

Представители команд - юноша и девушка- танцуют вальс под музыку П.И. Чайковского (жюри оценивает танец, добавляя баллы).)

Конкурс капитанов (по очереди вытягивают карточки с вопросами).

Приложение 2.

1. Вопрос капитану 1 команды:

- Во многих странах этот цветок (особенно белого цвета) означает траур. А вот в Японии он является национальным символом. Сами японцы называют его “кика” - “солнце”. (Хризантема)

2. Вопрос капитану 2 команды:

- В переводе с греческого название этого цветка означает “звезда”. От его центра отходит множество “лучиков”. Цветет обильно, многообразие форм и оттенков. Бывает как однолетней, так и многолетней. Название одной из школьных наук является однокоренным этому цветку. (Астра)

3. Вопрос капитану 3 команды:

- Назовите известное стихотворение- обращение А.К. Толстого к цветку лазурного цвета. Многие подмосковные луга украшает этот простой и в то же время изысканный цветок. (“Колокольчики мои, цветики степные…”)

4. Вопрос капитану 4 команды:

- Этот цветок не принято дарить на свадьбы, чтобы в семье не было ссор. Но, несмотря на примету, это самый распространенный цветок – подарок. Что это за цветок и почему его не принято дарить? (Роза, из-за шипов)

Чтение стихотворения учителем.

(Я выбрала стихотворение И.А. Бунина “Полевые цветы”):

Полевые цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

И. Бунин. 1887

Задание: найти и проанализировать выразительные средства.

Следующий конкурс “Ты мне - я тебе”. По цепочке: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1 - команды читают отрывок из стихотворения. Команда соперников должна назвать автора. Читают по одному четверостишию двух поэтов.

Примечание*:

Ребята заранее не знают, какой команде будут задавать вопросы: об этом говорится на мероприятии. Предварительно участники готовят четверостишия из 6-7 стихотворений, так как могут быть повторы. При подготовке рекомендую ребятам выбирать стихотворения поэтов разных эпох. Если игроки затрудняются с ответом, можно задавать наводящие вопросы, так как стихотворения на данную тему не так широко представлены в литературе, как классические, изучаемые в школе. Если игроки не могут ответить, можно прочитать третье четверостишие.

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подсчитывает результаты, ведущий (учитель) проводит работу с болельщиками.

1. Зрители раскрывают значение эпиграфа, записанного на доске. За лучший ответ вручается приз.

2. Вопрос учителя: “Какие из прочитанных стихотворений понравились больше всего?” (аргументированно). За лучший ответ тоже вручается приз.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Оглашение результатов, поздравления, итоговое слово учителя.

Награждение команд.

Победителям - настоящие лавровые венки, остальным - веночки из цветов на голову. Всем участникам вручаются букетики-бутоньерки. Все призы заранее приготовлены ребятами из ГПД или младших классов.

Приложение 3