Профессиональная подготовка подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Современные социально-экономические условия общественного развития и мировые тенденции в целом предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке подростков. Работодателям сейчас мало иметь просто сотрудника с узкой специализацией. Современный квалифицированный сотрудник должен уметь гибко и быстро реагировать на изменения рыночного спроса.

В таких условиях подготовка подростков к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Вместе с сокращением и реструктуризацией рынка труда быстро поменялись требования к уровню и содержанию подготовки специалистов.

Признание же за государством право на социализацию и образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, где каждый имеет право на полноценное безбарьерное обучение, профессиональная подготовка становится основным условием обеспечения полноценного участия в жизни общества, дает возможность в самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Профессиональная подготовка подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать педагогу, чтобы подросток, приобретая профессиональные навыки, понимал, на что он способен, и что будет делать дальше:

  1. Безусловно, ограничения функций опорно-двигательного аппарата зачастую не позволяют выполнять тонкую, более сложную работу и задача педагога подобрать такой вид деятельности, который позволит подростку поверить в свои силы, но в тоже время дать возможность развиваться внутри этой деятельности.
  2. Ограничения социального круга не позволяет подростками реально оценить требования рынка труда, отсюда и завышенные (ложные) представления о профессиях. Задача в данном случае перед педагогом стоит в раскрытие “истинных способностей” у учащихся внутри предлагаемых профессий.
  3. Из-за невысокой конкурентоспособности таких подростков делает их беззащитными на рынке труда. Задача педагога, обращая во внимании данный фактор, сделать обучение современным и информационно-техническим (с тенденцией опережения потребностей рынка), что позволит, на мой взгляд, повысить конкурентоспособность выпускников.

В нашем центре подростки обучаются по профессиям “оператор ЭВМ”, “переплетчик”, “швея”, “вышивальщица”. В зависимости от профессии сроки обучения – 2-3 года. Учащимся за это время помогают определиться в дальнейшем пути – куда и в какие профессиональные (высшие) учебные заведения им пойти учиться (например, выпускники получившие профессию “переплетчик” могут пойти учиться на издательское дело).

Обучаясь профессии “оператор ЭВМ”, учащиеся получают знания и практические навыки работы в области новых информационных технологий, что является составным элементом общей культуры современного молодого специалиста, служат основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Целью такого обучения является начальная профессиональная подготовка учащихся по направлению квалифицированного применения персональных вычислительных машин,    адаптация к трудовой деятельности в   условиях  современного информационного общества.

Выпускники профессии “переплетчик” могут работать на современном оборудовании мини типографии, выполнять качественную печатную продукцию (визитки, блокноты, календари и др.).

При обучении профессий “швея” и “вышивальщица”, используется современное швейное оборудование, информационно-технические средства (проектор, интернет ресурсы, современный пакет компьютерных программ), а также специальное оборудование, позволяющее расширить возможные технологические швейные операции подросткам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Например, до настоящего времени не все подростки с комплексными нарушениями опорно-двигательного аппарата могли выполнять влажно-тепловую обработку изделия, но с пароманекеном это возможно сделать. Специально подобранные швейные машины, овладение компьютерными программами и творческий подход педагогов и учащихся делает процесс изготовления швейных изделий увлекательным и интересным. Учащимся предлагается выполнять изделия в соответствии с современными требованиями.

Например, большинство костюмов для творческого коллектива центра “Вдохновение” шьются в наших швейных мастерских. В течение года организуются разнообразные ярмарки-продажи изделий, изготавливаемые нашими учащимися.

Помимо профессионального цикла (практически направленного) есть и общепрофессиональный (отраслевой) цикл, куда входят такие предметы как “деловая культура”, “экономика отрасли и предприятия”, “этика и психология семейной жизни”. Эти предметы позволяют расширить представления о социальной, экономической и культурной жизни общества, восполняя пробелы из-за особенностей в развитии.

Так на уроках “деловой культуры” учащиеся учатся правильно вести себя на собеседовании, писать заявления, разговаривать по телефону, как одеваться, как избежать конфликтов на работе, знакомятся с техниками снятия напряжения и стресса. Такие знания и соблюдение элементарных правил делового этикета могут помочь учащимся чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях делового общения, даст шанс на успех в деловой жизни, на укрепление собственной репутации и достоинств.

“Экономика отрасли и предприятия” позволяет сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. Имея прикладной характер и связь с экономической ситуацией, как в стране, так и во всем мире вообще, соответствуя познавательным возможностям подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, формирует у учащихся экономическую грамотность и потребительскую культуру. Ведь невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

“Этика и психология семейной жизни” направлена на решения внутри личностных проблем подростков с комплексными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Это и семейные переживания, дружба, общественная позиция. То есть – кто я, кем могу стать, кого любить и могу ли быть любимым – все те вопросы, на которые очень часто наши подростки не могут ответить. На таких уроках (в игровой форме и в виде тренингов) ребята повышают свою самооценку, становятся уверенней в себе, учатся принимать себя такими, какие они есть, любить себя, прощать других и многое другое.

В заключении хочу сказать, что цель такой профессиональной подготовки в нашем центре – это воспитание разносторонней профессиональной личности, которая сможет занять достойное место в обществе в наше непростое время. Это сложный процесс, с которым сталкиваемся я и мои коллеги – но результат стоит того, ведь каждый имеет право на самореализацию и профессиональную деятельность.