Раздать членам жюри Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №№8, 9
001 “Маленькая ночная серенада” Моцарта (Приложение I. №11 Список звуковых файлов).
На экране слайд №1 (Приложение II. Презентация)
Открытие олимпиады, представление жюри.
1. Конкурс “Приветствие”
Слайд №2
Представление команд-участниц, приветствие команд (название, музыкальное приветствие).
Телефонный звонок.
Вед.: (поднимает трубку): Слушаю.
Голос по громкой связи: Внимание, внимание! Всем учреждениям культуры. Объявляется особое положение! Пропала волшебная флейта из одноименной оперы Моцарта. Премьера оперы может не состояться. Помогите в поисках волшебной флейты!
Вед.: Что делать? Что делать?!
Появляется сыщик.
002 Манчини. “Розовая пантера”
Сыщик: Позвольте представиться, сыщик Ля Моль - главный специалист по розыску пропавших инструментов.
Вед.: Вы сыщик? Пропавших инструментов? Вы как раз кстати. Слышали, пропала волшебная флейта? Премьера может не состояться! На вас вся надежда.
Ля Моль: Друзья мои! (Обращается к командам и залу). Согласны ли вы вместе со мной отправиться на поиски волшебной флейты? И пусть самые смелые и любознательные победят! Согласны?
Зал: Согласны!
Ля Моль: Чувствую, что здесь не обошлось без музыкальных злодеев. Поиски будут нелегкими. Вам, как героям оперы Моцарта “Волшебная флейта”, придется преодолеть множество препятствий, музыкальных загадок и заданий. Готовы ли вы? Готовы! Тогда в путь! Но нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в дорогу. Назовите композитора, произведение и вид транспорта, который изображен в музыке.
2. Разминка
Слайд №3
003 Глинка. Попутная песня
004 Р.- Корсаков. Море. Синдбадов корабль
005 Чайковский. “Времена года”. Ноябрь. “На тройке”
Вед.: Наверное, нам придется воспользоваться всеми видами транспорта.
Звук электронной почты.
Слайд №4
Вед.: Что это?
Ля Моль: Это пришло письмо по электронной почте.
Читает с экрана: “Отправляйтесь хоть на самолете… Все равно вам не видать волшебной флейты, если не сможете сложить правильно музыкальный маршрут - мелодию. А мы постарались: разрезали ее на такты и всю перемешали. Вам ни за что не справиться. Потому, что исполнять можно только три раза. Музыкальные злодеи”
Ля Моль: (Раздает конверты с разрезанными по тактам мелодиями).
Слайд №5.
Здесь спрятана мелодия, которую нужно собрать после двух-трех проигрываний, разобрать, разложить в правильном порядке, а затем исполнить во всеуслышание.
3. Пазл-диктант
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №6
Слайд №6 ведущий 3-5 раз играет мелодию диктанта. Затем участники команд исполняют ее в соответствии с жеребьевкой.
Слайд №7
Звук электронной почты.
Слайд №8
Вед.: Опять почта: “Вот вам второе задание. Ответьте на наши злодейские вопросы. Кто даст больше правильных ответов за одну минуту, с тем мы сразимся. Музыкальные злодеи”
Ля Моль: А вот и список вопросов (передает его ведущей).
4. Конкурс “Теоретический марафон”
Слайд №9
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №1
Звук электронной почты.
Слайд №10
Ля Моль: Опять почта: “Может, вы и знаете теорию, да нот не знаете, петь по нотам не умеете! Если так, не видать вам волшебной флейты”. Вот и ноты прислали.
Вед.: Докажем музыкальным злодеям, ребята, что мы поем по нотам не только чисто и ритмично, но и осмысленно, интонационно выразительно.
5. Конкурс “Сольфеджирование” (чтение с листа)
Слайд №11
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №7
Слайды №№ 12,13
Звук электронной почты.
Слайд №14
Вед. + Ля Моль читают вместе: Мы не простые злодеи, а театрально-музыкальные. Если сможете правильно и выразительно прочитать ритмодекламацию, мы вам покажемся.
6. Конкурс “Ритмодекламация”
Слайд №15
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение № 10
Вед.: С каждым новым состязанием мы все ближе продвигаемся к оперному театру, где должна быть поставлена опера “Волшебная флейта”.
Но что это (вбрасывается папка с надписью “Либретто”). Это, наверное, происки. Музыкальных злодеев?! Так и есть. Либретто, но какое-то странное, перепутанное… Записка. (Читает) “Попробуйте определить из каких опер составлено наше перепутанное либретто”. (Обращается к залу) Давайте вместе разбираться с этой чехардой. Раздайте бланки ответов командам игроков и болельщиков. Правильные ответы болельщиков принесут командам игроков дополнительные баллы.
7. Конкурс “Перепутанное либретто”
Слайд №16
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №№ 2,8
Вед. + Ля моль исполняют ритмическим каноном фразу 2 раза: “Все запутано - перепутано, как же нам скорее флейту отыскать”.
Что это с нами? Мне кажется, музыкальные злодеи, таким образом, хотят объявить новое испытание для команд? (В зал) Может быть, вы догадались, в чем сейчас будут состязаться команды?
Зал: в исполнении канонов.
8. Канон
Слайд № 17
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №4
Вед.: Знаешь Ля моль, канон – это непрерывная имитация. Если тему канона каждый раз повторять можно навсегда остаться в кругу бесконечных повторений. Наверное, злодеи этого и хотели? Но мы их перехитрили. Мы посмотрим на музыку шире, через волшебное стекло ассоциаций. На экране вы увидите картину, которую будет сопровождать музыка. Нужно назвать композитора и произведение. Если вы укажите название картины и автора, то заработаете дополнительный балл. Внимательно слушайте музыку.
В этом конкурсе вступают в соревнование команды болельщиков. Раздайте бланки для заполнения капитанам команд.
9. Конкурс “Музыкальные ассоциации”
Слайд №18
Последовательность слайдов и треков:
Слайды: №19 + 006 (Врубель. “Царевна – лебедь”, Римский –Корсаков. “Сказка о царе Салтане”)
Слайд №20 + 008 (Тропинин. “Старый солдат”, Даргомыжский. “Старый капрал”)
Слайд №21 + 009 (Васнецов “Богатыри”, Бородин. Симфония №2 “Богатырская”)
Слайд №22 + 010 (Айвазовский. “Буря”, Р-Корсаков. “Шахеразада”, тема моря)
Слайд №23 + 011 (Тропинин. “Девочка с куклой”, Чайковский. “Детский альбом”, “Новая кукла”)
Слайд №24 + 012 (Утренний пейзаж, Григ. Сюита “Пер Гюнт”, “Утро”)
Слайд №25 + 013 (Шишкин. “Зима”, Чайковский. Симфония №1 “Зимние грезы”)
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №8
Вед.: С либретто мы, кажется, разобрались, злодеев перехитрили. Но, все-таки интересно, какие оперы идут на сцене? Не могли бы наши команды показать нам некоторые эпизоды из них, загадав соперникам свою загадку?
10. Конкурс “Призрак оперы”
Слайд №26
Ля Моль: (тащит мешок) Кто-то подбросил мешок. Посмотрим, что в нем? Сверху записка.
Слайд №27
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №5
“Вы не честно играете. У вас есть помощники - болельщики. А у нас никого нет. Вот вам задание для трех человек от команды. Сочините на заданную тему три любые обработки: жанровые вариации, подбор аккомпанемента, сочинение второго голоса, ритмического аккомпанемента… Но чтобы было интересно. И сочинять не более 15 минут”.
Вед.: То есть, пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что, да побыстрее, да чтобы мне понравилось. Ну что же, команды, выделяйте представителей. Отправляйтесь за творческими находками. Вот вам тема для вариации. (Ведущий раздает конверты с темами. Представители команд уходят готовить импровизации). Что же там в мешке еще есть?
Ля Моль. Позвольте сначала дочитать записку. “Пусть ваши болельщики угадают, из каких опер и балетов попали в наш мешок эти предметы, каким персонажам они принадлежат. За правильный ответ – конфета”.
11. Конкурс “Кот в мешке”
Слайд№28.
- Игральная карта (Чайковский “Пиковая дапа”)
- Веер (Бизе. “Кармен”)
- Меч (Руслан и Людмила”)
- Веретено (Спящая красавица”)
- Перо + свеча (Мусоргский “Борис Годунов”)
- Булавка (Моцарт “Свадьба Фигаро”, потеряла Барбарина)
- Шапка Звездочета (Р-Корсаков “Золотой петушок”)
- Восточный Танцевальный костюм (Шамаханская царица, шахерезада)
- Часы (Прокофьев “Золушка”)
- Чай, кофе (танцы из балета “Щелкунчик”)
Вед.:.: Не пора ли нам передохнуть? Команды болельщиков приготовили по одному концертному номеру. Послушаем их выступления.
Концертные номера.
Слайды №№ 29,30
Вед.: Ля Моль, не пора ли возвращаться нашим композиторам?
Ля моль: Первыми выступают участники команды … (Название команды)
12. Конкурс “Вариации на тему”
Слайд №31
Исполнение вариаций на заданную тему/
Слайд №32
Ля Моль: Мне кажется, музыкальные злодеи должны быть напуганы столь сильными соперниками. И, тем не менее, для встречи с музыкальными злодеями нужно быть в хорошей форме. Начинаем Музыкально-спортивное состязание: слуховую эстафету. Команды становятся в колонны в затылок друг другу. Поочередно для каждой команды играют гамму, интервал или аккорд. Отвечает первый человек из колонны. Если он ответил правильно, то становится в хвост колонны. Если не правильно - садится на скамейку штрафников. Побеждает та команда, у которой после 10 слуховых заданий останется больше игроков.
13. Конкурс “Слуховая эстафета”
Слайд №33
Приложение I. Бланки, тексты. Приложение №3
Ля Моль: Эта музыкально-спортивная тренировка не прошла для меня даром. Я обнаружил следы музыкальных злодеев. Разоблачив их, мы сможем их победить.
По музыкальным фрагментам назовите самого злодея, произведение, откуда его портрет и автора.
14, Конкурс “Музыкальные злодеи”
Слайд №34
014 Лядов. Симфоническая картина “Кикимора”
015 Чайковский. “Спящая красавица”, Фея Карабос
016 Глинка. Опера “Руслан и Людмила”, марш Черномора
017 Мусоргский. “Избушка на курьих ножках”
Вед.: Ну вот, злодеи разоблачены, а значит и побеждены. Но они оставили еще одну загадку: 4 музыкальные темы. Какая из них принадлежит Моцарту? А может, вы назовете так же произведение и композитора и получите дополнительный балл?
15. Конкурс “Мелодия для флейты”
Слайд №35
018 Бах. Шутка
019 Прокофьев. Симфоническая сказка “Петя и волк”, тема птички
020 Глюк. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”
021 Моцарт. Тема флейты из оперы “Волшебная флейта”
Вед.: Вы молодцы. Вы правильно определили музыку Моцарта. Тем более, что это – тема из оперы “Волшебная флейта”.
Выходит исполнительница и держит в руках флейту.
Слайд № 36
Мы победили! Флейта найдена. Еременко Маша исполнит Вариации Моцарта на тему из оперы “Волшебная флейта”.
А мы подождем решения жюри.
Слайд №37
Объявление результатов.