Цели урока: привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной Войны.
Оборудование:
- Мультимедиапроектор, презентация
- копии фотографий, документов
Ход мероприятия
Слайд 1. Заставка
Слайд 2. Учитель. Сегодня на Уроке Мужества “Вечный огонь их сердец...” хочется рассказать о судьбе двух молодых людей, наших земляков, которых она разлучила навсегда. О людях, героически сражавшихся и погибших за Родину.
Слайд 3. Ученик:
Вспомним героев минувшей войны, Простых неизвестных солдат. В бой уходили Отчизны сыны, Не возвращаясь назад. Отдан приказ, значит снова вперёд – Весь мир у героев в руках. Кровью их, счастье твоё и моё Оплачено на века. Да, они знали, за что погибают, Победа их славы венец. Так пусть же сияет, горит и сияет Вечный огонь их сердец.
Слайд 4. Ученица: Вера Волошина родилась в 1919 году, в самое трудное время после гражданской войны. А потом ворвалась новая жизнь, бурная и стремительная. Строились новые заводы, рудники. Слайд 5. И Кемерово, маленький уездный городишко, буквально на глазах превращался в один из крупнейших промышленных центров Сибири. Сюда приезжали тысячи и тысячи добровольцев. И все это стремительно перемешивалось жизнью.
Слайд 6. Ученица: Дети росли вместе с городом, его новыми шахтами, заводами, их тоже властно захватывала романтика трудового подвига. На их глазах создавалась новая, удивительная жизнь, которая свежим ветром врывалась в каждую семью, никого не оставляя равнодушным.
Слайд 7. Ученица: Вера росла в хорошей, дружной семье. В их маленькой квартире было удивительно чисто, никаких ненужных вещей. Чистота и порядок поддерживались всеми членами семьи: и бабушкой Олей, и Клавдией Лукьяновной, и дядей Володей (отчим Веры), и Верой. Вот Вере пять лет. В темном платьице-матроске стоит она перед фотообъективом, доверчиво раскрыв свои глазенки навстречу жизни. Вера росла тихой, застенчивой девочкой. Она могла целыми часами играть одна, забравшись под стол или куда-либо в дальний угол. Вроде бы и хорошо - не озорная, послушная, но в сердце матери тревога. Нельзя же, чтобы ребенок привыкал к одиночеству, рос без людей. Надо было побороть ее застенчивость, помочь ей подружиться со своими сверстниками. И Клавдия Лукьяновна решила отдать Веру в детский сад, или, как тогда называли, на детскую площадку.
Слайд 8. Детский сад внешне мало что изменил в жизни ребенка. Все так же Веруська играла одна в стороне от шумных детских забав, вроде бы безучастная ко всему. Но это только казалось. Из своего уголка девочка пытливо присматривалась к своим сверстникам, издали наблюдала за их играми. Вскоре в детском шуме можно было услышать и ее звонкий, радостный смех. А вечером, вернувшись, домой, Вера с восторгом рассказывала о том, как сегодня интересно было у них на детской площадке...
Слайд 9. Ученица: Шли годы. Теперь уже Вера уверенней чувствовала себя среди сверстников, могла, если надо, постоять за себя. И как-то само собой получилось, что она стала особенно внимательной к таким же малышам, какой и сама была совсем недавно. А потом Вера пошла в школу. В классе тридцать девять мальчиков и девочек. Первые уроки, первые буквы на грифельной доске, первые слова, прочитанные дома бабушке, отцу, матери... Вера была обыкновенной девочкой – и озорной, и веселой, и в меру кокетливой. И все же она отличалась от других упорством в достижении задуманного, неиссякаемой энергией. Хотела много знать и уметь.
Слайд 10. Ученица: Общительная и справедливая, Вера имела много друзей и подруг. К ней тянулись и малыши и старшеклассники. Со всеми она находила общий язык. С одним писала стихи, оформляла стенгазету, с другими играла в шумовом оркестре на гребенке. Танцевала и охотно пела в школьном хоре.
Слайд 11. Еще она очень любила спорт, ей хотелось освоить все виды спорта. Она хорошо плавала, управляла лодкой, прыгала с вышки в воду, зимой ходила на лыжах. Очень любила спортивные игры (баскетбол, волейбол), гимнастику. Вера была бессменным участником всех спортивных соревнований.
Слайд 12. Ученица: Как быстро летит время! Казалось, что совсем недавно, забившись в угол, ее Веруська играла подолгу в детские, одной ей понятные игры. Хорошо помнит Клавдия Лукьяновна и тот день, когда Верочка впервые пошла в школу. За повседневными заботами как-то незаметно шли годы. На лице пролегли первые морщины, в волосах заблестели седые пряди, а ее девочка выросла и стала высокой стройной девушкой. - Мама, ты меня не жди, ложись спать, - говорила теперь Вера, уходя вечером из дому. И Клавдия Лукьяновна ни о чем ее не спрашивала. Зачем спрашивать? Разве она не видит, как радостно светятся глаза дочери, когда она перед зеркалом надевает свое новое платье? А, ее одноклассник, Юрий Двужильный, вдруг почему-то перестал заходить в дом и теперь почти каждый день, все стоит за углом соседнего дома, терпеливо поджидая Веру. "Эх ты, мальчишка!"- с ласковой укоризной думает Клавдия Лукьяновна, заметив в окно его ладную фигуру.
Слайд13. Ученик: Юрий Двужильный родился в 1919 году в посёлке Константиновка Донецкой области. Мама воспитывала Юру и его старшую сестру одна, она работала сельским врачом. Сколько раз среди ночи ее звали к чужой беде, и она тут же вставала, торопливо одевалась, стараясь не разбудить детей. И шла в темень и стужу. Шла потому, что так было надо. Все это видел и с детских лет научился понимать Юра. И жил потом так, как жила его мама, всегда готовый отозваться на чужую беду. Характер у него был спокойный, покладистый, хотя порой мог и вспылить. Но чаще всего это случалось, когда он сталкивался с ложью и подлостью. Из всех человеческих пороков самым отвратительным считал предательство. Пусть даже в самом, казалось, незначительном случае.
Слайд 14. Ученик: У Юры было много друзей. Они тянулись к этому мальчику с твердым характером. Удивлялись, когда он успевал так много читать, и вместе с ним прошли через все его увлечения: строили летающие модели самолетов, учились выпиливать и выжигать по дереву, а затем занялись фотографией. Юра сам собрал фотоаппарат. Позднее, в пятом классе, все увлеклись спортом – стрельбой, коньками, гимнастикой, но особенно боксом. Юра считал, что это наиболее достойный мужчины вид спорта. В 1935 году семья Юры переехала в Кемерово.
Слайд 15. Ученик: С Верой Юрия связывала очень светлая юношеская дружба, когда каждая встреча приносит радость узнавания нового и постоянно хочется стать лучше, сильнее, чтобы быть достойным этой удивительной дружбы. Они всегда были вместе – в школе, в спортзале, на городском стадионе. Летом почти весь день проводили на реке, а зимой по воскресеньям с утра уходили на лыжах в сосновый бор, который начинался сразу же за городом. Вера учила “южанина”, как она иногда называла Юрия, приехавшего с Донбасса, тонкостям лыжного дела, особенно умению съезжать с высоких гор, не задев ни одного дерева...
Слайд 16. Ученица: Да, Вера по-настоящему счастлива. Совсем недавно она закончила десятый класс и теперь едет учиться в Москву. На последней спартакиаде она завоевала звание чемпионки города по прыжкам в высоту. И вот сейчас в ее чемодане вместе с аттестатом об окончании десятилетки лежит направление в Московский институт физической культуры и спорта. Вера успешно сдала вступительные экзамены и поступила в институт. Но после гриппа, давшего осложнение на ноги, ей пришлось уйти из этого института. Вместе со своими одноклассниками она поступила в кооперативный институт.
Слайд 17. Ученица: Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 “Чайка” и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.
Слайд 18. Ученик: Юрий едет в Ленинград поступать в электротехнический институт. Но с первого раза поступить не смог. Возвращаться в Кемерово было стыдно, поэтому пошел работать грузчиком в порт, чтобы на следующий год подготовиться и поступить все-таки в институт. И поступил. Но в другой институт - Институт инженеров гражданского воздушного флота на факультет аэродромного строительства.
Слайд 19. Ученик: Когда началась война с белофиннами, он добровольно вступил в лыжный батальон и ушел на фронт. Вот как об этом пишет сам Юрий в письме своей сестре: “Здравствуй, Нинушка! Пока с институтом временно покончено – отправляюсь громить белофиннов в комсомольском ударном взводе. Пока стоим в Ленинграде, получаем обмундирование и военные навыки...”
Слайд 20. Ученик: Письмо Веры от 7 марта 1940 года: “Милая мамусь! Вы, наверно, заждались моего письма, а мне все некогда. В аэроклубе начались испытания, приходится много заниматься. Мама, я получила от Юрки письмо. Он сейчас в Финляндии, в действующей армии, шлет вам привет...Мам, а вдруг Юрку убьют? Он такой сумасшедший, будет рисковать там, где не надо. У меня все в душе переворачивается, как только я об этом подумаю. Видно, я его все же люблю”
С каким волнением ждала Вера его коротких писем со штампом полевой почты! Иногда, очевидно написанные в перерывах между боями, письма становились длиннее, и Юрий в них рассказывал о своем солдатском житье-бытье. Но чаще всего вспоминал родной город, друзей, школу... О том, что каждый день думает о ней и как бережно хранит фотокарточку, которую Вера подарила ему на выпускном вечере, ...Юрий почему-то не писал.
За мужество и героизм в советско-финской войне Юрий был награждён орденом Красного Знамени, а ведь было ему в то время всего двадцать лет.
Слайд 21. Ученик: “Вечер. Приглушенная расстоянием, доносится из сада музыка. С реки тянет прохладой. В небе загораются первые звезды. Они идут вдоль набережной реки, совсем рядом Вера чувствует плечо Юрия. Немного повернув голову, вглядывается в его лицо, стараясь угадать, о чем он думает.
- Скажи, Юра, война будет обязательно?
- Мне кажется, - задумчиво говорит юноша,- что война будет. Не знаю, когда точно, но будет.
- Если начнется война, я обязательно уйду на фронт...,- тихо сказала Вера.
Странно устроены люди! Зачем им сейчас думать о войне, когда так хорошо вокруг в этот прекрасный вечер. Ведь скоро они снова расстанутся, а Юрий так и не решается сказать ей о самом главном, о чем так хотелось написать с фронта. А ведь там, в Финляндии, он так много думал о Вере, и сердце юноши наполнялось радостью, счастьем. Ведь это так хорошо, когда на белом свете у тебя есть человек, самый дорогой и близкий, которому хочется рассказать самое сокровенное.
И вот теперь они идут рядом, почему-то говорят о войне, а не о самом главном...
Все получалось очень просто и не так, как думал Юра, как представляла себе Вера. До конца каникул оставалось всего лишь несколько дней. Однажды, провожая Веру, домой, Юрий сказал: - Вот скоро мы уедем. На целый год. Мне трудно будет, Вера. Правда! Давай с тобой поженимся...- И, словно боясь, что чем-то обидел девушку, добавил: - Я много думаю о тебе, Вера. Понимаешь? Мы с тобой должны быть всегда вместе. Как не похоже это объяснение в любви на те, о которых Вера столько читала в книгах. Она шла, молча, опустив голову, а сердце радостно стучало.
- Я, Юра,- волнуясь, начала Вера, - я тоже много о тебе думала...
Она запнулась, словно не решаясь сказать, но потом, подняв голову, решительно продолжала:
- Я тоже не могу без тебя. Понимаешь? Но я почему-то думала, что все будет по-другому, не так сразу. Ведь через неделю мы уезжаем... Может быть, потом, когда закончим? Всего год остался. Хорошо?...В этот вечер долго бродили они по опустевшим улицам города, мечтали, пытались представить, что будет через год, когда они закончат учебу и уедут вместе далеко-далеко...
Слайд 22. Ученик:
Кружатся пары в вальсе воздушном,
Год сорок первый, лето, июнь...Все ещё живы и беззаботны,
Планы на лето, отпуск, семью.
Пух тополиный сдует легонько
Юный солдатик. Скажет - Люблю.Кружится в вальсе юность шальная,
Кружат мечты на лучшую жизнь...
Слайд 23. Ученица: 22 июня, по дороге в музей Троице-Сергиевой лавры, Вера Волошина с подружками забежали в универмаг. На глаза девчатам попалось удивительное белое шелковое платье. Решили купить немедленно! Да и повод был замечательный: Верочке сделал предложение ее жених, Юрий Двужильный. Но свадьбу решено было сыграть на следующий год. После окончания учебы. Но все мечты и планы перечеркнула война.
В первый же день войны Юра пошел к начальнику факультета и попросил послать его в действующую армию. Но ему отказали в этом: он должен учиться, закончить академию. Выпускников академии с нетерпением ждали в авиационных частях.
А Вера решила, что непременно станет партизанкой, будет сражаться в тылу врага. Она узнала, что уже начался набор добровольцев, но через несколько дней ее с группой студентов отправили на строительство оборонительных сооружений в прифронтовой полосе. Как и прежде, девушка настойчиво просилась на фронт. Она каждый день бывала в военкомате. И, наконец, ее просьбу выполнили. Перед отправкой на фронт, Вера со своими подружками долго не могли уснуть, ведь впереди была зовущая и вместе с тем пугающая неизвестность.
Слайд 24. Ученик: На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам. С фронта девушке удалось отправить несколько писем к матери в Кемерово. “Мои дорогие! Вы, наверное, давно от меня не получали писем, и мама ужасно волнуется, да? Мамуш, институт мне кончить не удалось, но я его закончу после войны. Я сейчас на фронте, мамочка. Только не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом, смерть бывает только один раз. Мама, если дядю Володю возьмут, Вы, пожалуйста, держите себя в руках <...> Крепко целую. Вера".
Слайд 25. Ученик: На свою последнюю боевую операцию в районе Наро-Фоминска - Вереи Вера Волошина ушла 21 ноября 1941 года. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. У нее хватило сил перенести допросы и пытки немцев. 29 ноября 1941 года Веру Волошину повесили в деревне Головко.
Слайд 26. Ученик: Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 году, благодаря поисковому труду писателя и журналиста Георгия Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.
Слайд 27. Ученик:
Залит мир декабрьской лунной ночью,
пахнет ветер дымом и огнем.
И уже почти, что над снегами,
легким телом устремясь вперед,
девочка, последними шагами
босиком в бессмертие идет.
Слайд 28. Ученица: Любимый мужчина Веры Волошиной Юрий Двужильный узнал о том, что его невеста пропала без вести (по некоторым намекам Веры, которые она допускала в письмах любимому, Юрий догадывался, что его невеста служит в разведке), в 1942 году. К тому времени он уже успел окончить институт гражданской авиации, и был направлен в запасной полк. Получив письмо из Кемерово, в котором сообщалось о судьбе Веры, он потребовал направить его на фронт.
Слайд 29. Ученик: Но Юрия отправляют строить аэродромы на Север. Работа нужная, но она не радует его. Свое место он видит только на фронте. В феврале 1943 года он был отправлен на фронт. Участвовал в освобождении Смоленской и Калужской областей, городов Рославль и Спас-Деменск. Осенью 1943 года в боях был ранен. После излечения был назначен командиром 3-го батальона 878-го стрелкового полка 290-ой стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта. Капитан Двужильный отличился при освобождении Могилёвской области. 23 и 24 июня 1944 года батальон Двужильного севернее города Чаусы форсировал реки Проня и Бася, с боями взял позиции противника, освободил деревни Сусловка и Поповка. 25 июня батальон отразил 6 контратак противника.
Слайд 30. Ученик: И самое последнее письмо Юрия: “Здравствуй, Нинушка! Пока жив и здоров. Малярия меня посещает сейчас реже, так что сравнительно чувствую себя хорошо. Сейчас уже опять на фронте. Пока никаких существенных изменений. С Украиной распрощался. Сейчас воюю в другом уже месте, в котором раньше никогда не бывал. В общем, за войну изучил географию Советского союза так, как я ее никогда в школе не знал, и с такими подробностями, о которых ни в одном учебнике не сказано. Вот так, “путешествуя”, смотришь, и выберу место для жительства. Так как меня не удовлетворяют три аршина, то я думаю, что останусь живым и вас с Сашуней скоро увижу. Ну, вот у меня все. Крепко целую. Юра”.
...К этому письму карандашом и, очевидно, наспех была сделана такая приписка:
“Нина! Эти письма написаны Юрием еще до боя. Они хранились в моей полевой сумке. Вчера, 25 июня, он был убит прямым попаданием снаряда. Вечная слава ему! А мы уже на Днепре! С. Струментов”.
В этом последнем солдатском письме столкнулись жизнь и смерть, светлая мечта юноши, ставшего в 19 лет солдатом, о том, что будет после победы, и торопливые слова приписки, перечеркнувшие ее, эту мечту.
Слайд 31. Ученик:
Как, разве кончилась война?
А я победный залп не слышал.
И мама ждёт ещё, она
Встречать меня из дома вышла.Не знают ничего друзья –
С такими трудно новостями...
Не встречусь с ними больше я,
И не прижмусь к любимой маме.И молодость моя навек
Со мной останется в могиле...
Прервался жизни быстрый бег.
Не умер я – меня убили
Слайд 32-33. Ученик: За мужество и отвагу Двужильному Юрию Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд34. Ученик: В 1994 году Вере Даниловне Волошиной посмертно присвоено звание Героя России.
Слайд 35. Ученик: Вера и Юра так и не успели пожениться, завести семью, родить детей. Как и многим советским гражданам того времени, им помешала война. Оба погибли в той адской мясорубке, и оба стали Героями, так и не сказав друг другу самых важных слов. Но история все равно их соединила, хоть и посмертно. И не только Геройской Звездой. В Кемерово улица имени Юрия Двужильного пересекается с улицей имени Веры Волошиной. Их имена носит школа № 12, в которой они учились.
Слайд36. Ученик: На Ярославском направлении Московской железной дороги летом 2003 года стал курсировать электропоезд пригородного сообщения “имени Героя России Веры Волошиной”. В честь Веры названа одна из малых планет Вселенной.
Слайд37. Ученица: А в южных морях курсируют два корабля: один под названием “Юрий Двужильный”, второй под именем “Вера Волошина”. Если они пересекаются на водных просторах, то обязательно обмениваются длинными гудками, а команды выстраиваются на палубе. Отдавая честь героическим влюбленным...
Слайд 38-39. Ученик: С тех пор прошло немало лет. Все дальше и дальше уходят суровые военные годы. Но память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину, все также бережно хранится в сердце народа. С годами она не тускнеет, а становится отчетливее, ярче, и перед нами открываются все новые и новые страницы героической летописи Великой Отечественной войны. О жизни Веры Волошиной и Юрия Двужильного, об их горячей любви к Родине и мужественной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками также должны узнать люди.
Слайд 40. Ученица:
Мечтали в вальсе Штрауса кружиться,
И летом в косы васильки вплетать.
Ещё вчера хотели пожениться,
Но выпало им доля воевать...
Слайд 41. Ученик:
Помните! Через века, через года,- помните!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Слайд 42. Ученик:
Сколько звёзд раскалённых светит нам с высоты?
Двадцать семь миллионов - мне ответила ты.
Двадцать семь миллионов? Эта цифра точна?
Ровно столько влюблённых погубила война.Плачут ивы, а клёны грустно так шелестят,
Двадцать семь миллионов крепко-накрепко спят.
Они храбро сражались за Отчизну свою,
В наших песнях остались, хоть погибли в бою.Жизнь должна быть прекрасной в нашей вольной стране,
Верю я - не напрасны были жертвы в войне...
Слайд 43. Учитель: Вера погибла под Москвой в сорок первом году, а Юрий - в Белоруссии в сорок четвертом. Когда их не стало, им было немногим больше двадцати, и для нас они навсегда останутся молодыми... Вот и закончен рассказ о судьбе двух наших земляков, разделённых войной. Не за горами день Победы. И поздравляя героев, вспомните о тех, кто навсегда остались молодыми. О простых парнях и девчонках, таких как Юра и Вера. Они отдали свою жизнь за Родину, за то чтобы мы могли жить. И наша обязанность, нет, наш священный долг донести до следующих поколений память о величайшем подвиге, совершённом во имя Отчизны. Ибо у народа без прошлого нет будущего.