Программа элективного курса "Окружающая среда – факторы здоровья"

Разделы: Биология


Цель: создание условий для формирования ученика, мотивированного к познавательной деятельности и развитие способностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности ребенка.

Задачи:

Воспитывающие:

  • формирование нравственной отзывчивости на красоту природы родного края;
  • реализации эстетических потребностей ребенка;
  • формирование поведенческой мотивации к практическому применению здоровьесберегающих технологий;
  • активизация мыслительных процессов и интереса к самопознанию и самовоспитанию;
  • осмысление взаимодействия общества, культуры и природы;
  • организация культурно-образовательной деятельности учащихся;

Обучающие:

  • формирование общей культуры учащихся посредством интегрированного подхода в изучении объектов окружающей среды;
  • актуализация исследовательской потребности и вовлечение в поисковую деятельность;
  • формирование ключевых образовательных и экологических компетенций;
  • отработка информационно – учебных навыков в решении познавательных задач и саморазвития;
  • освоение методик проведения анализа окружающей среды и собственного здоровья; мероприятий по профилактике заболеваний и их предупреждения;
  • поиск и реализация индивидуальной образовательной траектории ученика;
  • организация и проведение отчётных выставок творческих работ учащихся, участие в социально значимых акциях, конференциях, семинарах;
  • деловое сотрудничество с образовательными учреждениями города, развивающее преемственность всех ступеней дополнительного образования;

Развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей, творческого воображения;
  • формирование художественно-образного восприятия родного Подмосковья;
  • развитие самостоятельности, ответственности, любознательности;

Программа элективного курса “Окружающая среда - фактор здоровья” позволяет осуществить комплексный подход в организации дополнительного обучения учащихся, проявляющих интерес к биологии и дисциплинам естественного цикла, а так же к школьным предметам: психологии, ОБЖ, физкультуре.

Программа относится к образовательной области - “Биология: раздел экология”, предполагает работу с  учащимися 8(9) или 10(11) классов. Элективный курс рассчитан на  1 год (68 часов) обучения. В системе дополнительного образования данная программа актуальна  в связи с тем, что ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Данный курс дает возможность учащимся познать свой собственный организм, отработать умения проводить исследования, освоить мероприятия по профилактике заболеваний, обобщить знания и готовит к выбору профессий, относящихся к биологии, медицине, ветеринарии, эколога-лаборанта, технолога.

Программа курса включает три образовательных модуля: Раздела I “Здоровье” мотивирует учащихся к изучению данного курса, знакомит с аспектами функционирования здорового организма (биологическим, физиологическим, психофизиологическим, социальным) по которым, можно судить об индивидуальном здоровье. В этом разделе предусмотрено проведение уроков тренингов, коммуникативных практикумов, которые знакомят учащихся с понятием и последствиями стресса: физиологического, психологического, учебного, а так же с техникой по его нейтрализации как способа сохранения жизненного оптимизма. Структура занятий поможет школьнику в реализации базовых потребностей в процессе обучения, научит обрабатывать информацию быстрее и качественнее, чтобы, став взрослым, он также смог воспользоваться полученными навыками и быть успешным в профессии, личной жизни, своих духовных исканиях. Раздела II Окружающая среда” предполагает групповую форму работы учащихся.

Форма организации и содержание занятий учитывает возрастные психологические особенности подростков, а ведущая их потребность это самостоятельная деятельность. Ребята на занятиях кружка познают свой организм, отрабатывают умения проводить исследования окружающей среды, осваивают мероприятия по профилактике заболеваний. Широко используемая, технология исследовательской деятельности помогает в достижении новых образовательных результатов: развивать у ребят умения ставить цели, определять задачи, формировать независимые суждения, приобретать навыки самоорганизации, собирать и анализировать информацию. Реализует эти задачи раздела III “Экологический мониторинг”, который работает в рамках общешкольного проекта: “Мир, в котором я живу. Среда обитания и состояние организма”.

Постановка педагогом задач строится с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего звена, ведущей деятельностью которых является не только получение знаний, но и   отработка практических навыков и умений. Содержание курса лаконично переплетается с предметами естественного цикла: биология, психология, география, экология, химия, способствуя их углубленному изучению.

Практическая ценность элективного курса: “Окружающий мир – фактор здоровья” в том, что он позволяет:

  • сформировать ученика, мотивированного к познавательной деятельности;
  • создать условия для развития способностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности ребенка.
  • сформировать ключевые образовательные и экологические компетенции;
  • приобрести навыки анализа взаимодействия общества, культуры и природы;
  • добиться устойчивого интереса к предметам, желания пополнять, обновлять, полученные знания,
  • формировать общую культуру учащихся;
  • осуществлять социализацию обучающихся.

Основной закон усвоения:
воспринять – осмыслить
запомнить – применить
проверить результат

Учебный план

“Окружающая среда фактор здоровья”

Наименование разделов и дисциплин Всего
часов
Лекции Практические
занятия
1. Раздел I. Здоровье

Здоровье в концепции ортобиотики.

26

5

2  

3

2. Здоровье как состояние организма. 15 3 12
3. Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса. 6 2 4
4. Раздел II. Окружающая среда.

Поселение как среда жизни.

24

8

 

 

3

 

5

5. Экология жилища. 8 3 5
6. Условия проживания человека и профилактика заболеваний.
8 3 5
7. Раздел III. Экологический мониторинг 18 2 12
8 Презентация проекта по выбранной теме: 4(6)    
  Итого: 68    

Учебная программа

“Окружающая среда фактор здоровья”

Занятие/неделя Наименование разделов, тем и дисциплин Всего
часов
Лекции Практические, лабораторные, семинарские занятия Круглые столы, деловые игры Формы контроля
1.
Сентябрь
Раздел I. “Здоровье”

Тема I. Здоровье в концепции ортобиотики.

26

5

   

 

  Зачет
I 1. Понятие здорового образа жизни.   2 2 1  
II 2-3. Факторы, разрушающие здоровье.

“Изучение социально-психологических факторов”

         
III 4. Вклад ученых в разработку теории здорового образа жизни.          
IV 5. Обобщение         Проект “Здоровье как состояние организма”
2.
Октябрь
Тема II. Здоровье как состояние организма. 15 3 11   1
I 6-7. Ресурсное состояние человека/

Оценка индивидуального здоровья.

“Оценка развития утомления и степени внимания”.

“Исследование индивидуальный биоритмов”

    Практическая работа
№ 1-4
   
II 8-9. Оценка   опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой системы;     Практическая работа
№ 5-7
   
III 10-11. Оценка дыхательной системы; пищеварительной системы

“Составление дневного рациона”

“Изучение устойчивости витаминов”

    Практическая работа
№ 8-9
   
IV 12-13. Пищевые отравления. Влияние никотина, никотина, алкоголя на пищеварительные ферменты.     Практическая работа
№10-11
  Презентация “Карта здоровья”
Ноябрь
I
14-15. Обобщение         Проект “Адаптивные возможности как показатель моей работоспособности”
неделя Тема III. Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса 6 3 2 1  
Ноябрь
II
16-17. Природа стресса. Понятие эмоционального стресса.

“Способы работы с эмоциональным стрессом”

  1 1   Проект “Процесс ухода за комнатными растениями и психическое здоровье”
III 18-19. Учебный стресс.

“Работа по стратегии и тактике выхода”

  1   1  
IV 20-21. Понятие экологический стресс.

“Способы нейтрализации учебного стресса

  1 1    
  Раздел II. “Окружающая среда” 24        
Декабрь
неделя
Тема IV. Поселение как среда жизни 8 1 3 4  
I 22-23. Городской ландшафт и его зоны   1 1    
II 24-25. Проблемы бытового мусора     1 1  
III 26-27. Проблема эксплуатации автотранспорта;     1 1 Проект “Влияние автотранспорта на состояние атмосферы в окрестностях гимназии”
IV 28-29. Обобщение       2  
Январь
неделя
Тема V. Экология жилища. 8 3 5   Проект “Экология классной комнаты”
I 30-31. Строительные материалы         Проект “Растения в интерьере экологически чистой квартиры”
II 32-33. Интерьер          
III 34-35. Микроклимат жилища          
IV 36-37.Динамика микрофлоры учебного помещения          
Февраль
неделя
Тема VI

Условия проживания человека и профилактика заболеваний.

8 3 5   Проект “Эти вещества рядом с нами!”
I 38-39. Препараты бытовой химии и их безопасное использование          
II 40-41. Состав и качество питьевой

воды.

        Проект “В поисках живой воды”
III

IV

42-43. Компьютеры и твое здоровье.

44-45. Обобщение.

        Проект “Оценка качества бутиллированной воды”
             
Март
неделя
Раздел III. “Экологический мониторинг окружающей среды” 14 8 4    
I 46-47. Производственная среда и профессиональные заболевания.   1 1    
II 48-48. Метеорологические условия производства.   1      
III 49-50. Ионизирующее и излучение электромагнитное.   1 1    
IV 51-52. Воздействие токсичных веществ.   1   1  
Апрель
неделя
           
I 53-54. Плюсы и минусы биотехнологий.   1 1    
II 55-56. Планирование и проведение природоохранных мероприятий.   1   1  
III 57-58. Редкие и исчезающие виды красной книги Московской области.   1 1   Вышивка “Многообразие видов родного Подмосковья”
IV 59-60. Моделирование и проектирование социоприродных процессов.   1      
Май
неделя
I
60-61. Защита проекта по выбранной теме. 4        
II 62-63     1    
III 64-65     1    
IV 66-67(68)     2    

Приложение