Планируемые результаты Метапредметные. Коммуникативные: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: - ориентация на партнера по общению; - преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях при распределении ролей при оформлении картины из листьев; - умение договариваться. Регулятивные: - целеполагание - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - коррекция - внесение необходимых дополнений в план и способ действия; - оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилению, преодолению препятствий. Познавательные: - Общеучебные: - закреплять знания о приметах осени; - научиться отличать листья деревьев, распространенных в нашей местности; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Сравнивать и группировать листья по разным признакам; - синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Личностные: - проявлять учащимися познавательный интерес к новому учебному содержанию; - проявлять любовь и уважение к окружающей нас природе. |
Деятельность учащихся Учащиеся, в совместной деятельности с учителем, одноклассниками и родителями получат возможность: - наблюдать за осенними изменениями окраски листьев; - распознавать листья, распространенных пород деревьев; - воспитывать бережное отношение к природе; - учиться видеть прекрасное в осеннем пейзаже; - развивать читательский интерес; - сотрудничать с одноклассниками и родителями. |
Оборудование урока:
- учебник А.А.Плешаков “Окружающий мир 1 класс”;
- А.А.Плешаков атлас-определитель “От земли до неба”;
- рабочая тетрадь часть №1;
- тест “Проверим себя”;
- офисная программа Microsoft Word;
- электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир 1 класс”
- персональные компьютеры на партах учащихся;
- презентация урока;
- электронная доска;
- мультимедийный проектор;
- классная доска;
- DVD диск “Осень”, сюжет “Золотая осень” из сборника “Двенадцать месяцев”;
- DVD диск “Лето”, сюжет “Зеленая мозаика листьев” из сборника “Двенадцать месяцев” (фрагменты);
- песня “Ах, какая осень!”;
- засушенные листочки с деревьев;
- клей, ножницы, лист формата А3.
Ход урока
I этап
Организационный момент.
Учитель:
Снова осень, снова птицы
В теплый край лететь спешат.
Сегодня осенний праздник
Пригласил в наш класс ребят.
Родители (загадки)
Сидит-зеленеет,
Падает-желтеет,
Лежит-желтеет? (Лист)
Он с весны висел на ветке
Был зеленый - пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел. (Лист)
Падают с ветки золотые монетки. (Лист)
Учитель: Слайд №1. Презентация
- Ребята, догадались? О чем сегодня будем говорить?
- Тема урока “Что это за листья?”
- Будем учиться определять с какого дерева листья.
- Учиться работать в парах, в группах.
- Выполним творческую работу из осенних листьев.
II этап
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Самоопределение к деятельности.
Учащиеся:
- Работа с учебником с.28-29.
- Прочитайте тему урока, его учебную задачу.
- Поиск информации о деревьях в атласе-определителе с.85-87. (Береза, липа, вяз, дуб, рябина.)
Физкульпауза (гимнастика для глаз).
Дополнительная информация о деревьях.
Клены – отличные медоносы. Пчелы – при благоприятных условиях собирают с них до 200 кг меда. Кленовый сок очень полезен, он применяется в народной медицине при лечении заболеваниях печени и почек. Из него изготавливают кленовый сахар, который, по мнению ученых, гораздо полезнее свекольного.
Клены – формируют плотную крону, которая защищает от летнего солнечного зноя и городской пыли, а также является хорошим шумопоглотителем. Слайд №2 Дуб – мощное, крупное дерево, издавна считавшийся самым крепким и могучим деревом, сравнивается с силой, мудростью и здоровьем.
Дуб – это символ вечности, его в течение многих столетий используют в строительном деле. Слайд №3
Липа. Русское название имеет древнее происхождение и происходит от слова “липати” - липнуть, из-за липкого сока и клейкости молодых листочков.
Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады, вокруг старых лип, девушки водили хороводы. Слайд №4
Вяз – это крупное дерево с округлой, раскидистой, густой кроной. Вязы не выносят сильного затенения, носами дают довольно густую тень. В молодости растут сравнительно быстро. Для успешного роста требуют свежую, рыхлую почву, но переносят и крайне засушливые условия. Слайд №5
Рябина. С глубокой древности полюбил русский народ рябину, издавна сажали люди ее около своих домов. В старинном народном календаре есть особый день, посвященный этому дереву – “Петр-Павел рябинник”. Он приходится на конец сентября. Принесенные из леса гроздья рябины связывали пучками и развешивали под крышами домов и сараев. Промерзшей рябиной – вкусной и ароматной – по праздникам лакомились ребятишки русских лесных деревень. Слайд №6
Береза – символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Слайд №7
Видеосюжет “Золотая осень”
III этап
1) Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач).
Работа в парах. Рабочая тетрадь с.16-17, №1.
Практическая работа “Определяем деревья”.
- Нарисуйте деревья, о которых рассказали родители (2-3 дерева).
- Поделитесь результатами с товарищем по парте.
- Узнайте, какие деревья нарисовали они.
2) Работа по теме урока.
На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.
- По каким признакам можно разделить листья? (По форме, цвету, размеру).
- Давайте, посмотрим, как выглядели наши листочки летом. (Сравним их по цвету, форме, размеру)
3) Просмотр видеофрагментов о листьях (DVD диск “Лето”, сюжет “Зеленая мозаика листьев”).
- Какую форму имеют листья клена?
- А что скажите о листочках осины?
- Чем интересны листики дуба?
- На что похожи листья рябины?
4) Работа в парах. Рабочая тетрадь с.18, №2.
- По своим наблюдениям, используя информацию видеосюжета, раскрась листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.
Физкультмитутка. Слайд №8
Используя строчки стихотворения, учащиеся произвольно выполняют движения.
Осенние листья на солнце горят,
О лете, ушедшем, они говорят.
И дождик струится, по листьям скользя.
К зеленому лету вернуться нельзя.
И вот журавли потянулись на юг,
Немножечко грустно становится вдруг.
Но сколько же осень несет красоты!
Как радуют поздние эти цветы:
Прекрасные липы и кисти рябины,
И веточки дуба и гроздья калины.
А с кленов к нам листья, как письма летят.
Собой, устилая любимый наш сад.
IV этап
Закрепление изученного материала.
1) Работа на компьютерах (электронное приложение к учебнику).
Задание №1 (определите деревья по их листьям).
Задание №2 (найдите и отметьте листья осины).
2) Творческая работа в группах.
Учитель:
- Скажите, ребята, как можно и зимой любоваться осенними листочками?
- Правильно, сделать из них различные поделки. Слайды №9–12.
Учащиеся в группах выполняют работу на листах А3 “Осенние пейзажи” и т.п.
Звучит мелодия “Ах, какая осень!”, учащиеся выполняют работу и поют.
Выставка работ у доски. Фотографирование работ родителями.
V этап
Рефлексия. Итог урока.
Выполнение теста из пособия “Проверим себя” с.7. коллективная проверка.
- Сможете теперь определить с какого дерева листья?
- Что расскажите об уроке своим близким и друзьям?
Учитель. Слайд №13
- За окнами сейчас осень. По-разному мы называем ее: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Все же осень – прекрасное и очаровательное время года.
Спасибо за урок. Слайд №14
Песня “Ах, какая осень!”
1. Где ты, где ты, милая осень,
Целый год тебя мы ждём!
В лес осенний по тропинке
Мы тебя встречать пойдём.
Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!
2. В паутинках между берёзок,
Прячет солнышко лучи.
Ягоды, грибы и орешки
Ты для нас прибереги.
Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!
3. Ветер с осенью танцует,
И кружиться листопад.
Разноцветные листочки
В вальсе радостном летят.
Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!