Текстильные волокна. Свойства волокон хлопка и льна

Разделы: Технология


Цели урока.

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с понятием текстильное волокно и классификацией текстильных волокон в швейном материаловедении;
  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о наиболее распространенных растениях - источниках натуральных волокон;
  • закрепить знания о свойствах волокон хлопка и льна в ходе их практического исследования.

Развивающие:

  • развивать мыслительные способности учащихся, умения сравнивать, делать выводы;
  • развивать внимание и умения работать с информацией в учебнике, навыки и стремления к познавательной деятельности;
  • развивать целеустремленность, ответственность за выполненную работу.

интерес к изучаемому предмету;

  • учить работать в паре и в малой группе, находить верное решение поставленной задачи;
  • формировать правильную самооценку, умения анализа свои действия.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к школьному оборудованию;
  • воспитывать уважительное отношение к товарищу, умение слушать, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать, вместе принимать решение.

Основные термины:

- швейное материаловедение;

- классификация текстильных волокон;

- волокно, текстильное волокно, натуральные и искусственные волокна;

- гигроскопичность.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы обучения:

- словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, активные методы обучения.

Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка, включение детей в разнообразные виды деятельности.

Материально-техническое оснащение:

ИКТ (слайдовая презентация), учебные пособия коллекции “Хлопок” и “Лён”, плакат-схема “Классификация текстильных волокон, лупы, инструкционная карточка-задание для практической работы (приложение № 1), учебник, компьютер, проектор, экран, CD диск с записью классической музыки, запись песни для физкультурной паузы, набор различных каточек-заданий для АМО.

Межпредметные связи:

- русский язык и литература: умение пользоваться терминами, культура речи; - история: умение пользоваться сведениями о происхождении волокон;

- природоведение: знать виды растений, их составные части;

- музыка: ритмичные движения, умение слушать музыку.

Практическая ценность, социальная значимость урока.

Урок познавательно-исследовательского характера и практической направленности, что позволяет соединять теорию с практикой и личностного смысла учения. Урок активного развития УУД, способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Структура урока.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся, введение в тему. (5 мин.)
  3. Изучение нового материала. (10 мин.)
  4. Физкультурная пауза. (2 мин.)
  5. Закрепление полученных знаний (Практическая работа). (15 мин.)
  6. Постановка домашнего задания. (2 мин.)
  7. Подведение итогов. (2 мин.)
  8. Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка явки учащихся.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Настрой учащихся на работу (метод “Улыбка”).

Цель: создать благоприятную комфортную психологическую обстановку в классе и рабочий настрой для совместной работы).

Учитель проговаривает приветствие:

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, получите лучик положительного настроя на наш сегодняшний урок.

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь

- Подарите улыбки друг другу... Поприветствуйте друг друга. Начинаем урок. И хочу вам предложить отправиться в маленькое путешествие. Вы согласны отправиться со мной?

5. Доведение до учащихся плана урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы изучим новую тему, будем работать с технологическими понятиями и новыми терминами; закрепим знания при выполнении практической работы.

II. Актуализация знаний учащихся, введение в тему.

На экран воспроизводится слайд презентации - закрытый занавес с надписью “Швейное материаловедение”. Учитель говорит о начале изучения новой науки в области технологии, о необходимости и важности знаний основ швейного материаловедения, побуждая их “приоткрыть” занавес в интересный и познавательный мир. (метод “Необычное вхождение в урок” Цель: активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы урока, привлечение интереса и мотивация к предстоящей деятельности. Формируются личностные и регулятивные УУД)

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение новой для вас науки в области технологии

швейное материаловедение. С 5 по 7 класс вы будете изучать только его основы, но и этого достаточно, чтобы вы открыли для себя много интересного и познавательного в мире “технологии”. Что там, за этим плотно закрытым занавесом? Вам интересно? (Слайд 2. Приложение)

Учитель: А как вы думаете, что же означает слово материаловедение?

Учащимся предлагается самостоятельно дать определение нового понятия.

(Метод “Мозговой штурм”. Цель: избежание монотонности при сообщении информации) (2-3 ответа)

Затем предлагается попарно (с соседом по парте) обсудить правильный вариант ответа, собрав на столах карточки со словами из определения. (Ответы учащихся).

После чего ответы обсуждаются, учитель формулирует правильное определение, воспроизводится слайд.

Учитель: Да, на свете очень много различных тканей и материалов и чтобы приступить к изготовлению швейного изделия, необходимо знать основы швейного материаловедения. Давайте приоткроем занавес в этот чудесный мир! (Cлайд 3)

Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Учитель: В начальных классах на уроках технологии мы с вами работали с тканью и нитями, говорили о происхождении натуральных волокон для изготовления тканей и материалов. Давайте немного вспомним и ответим на вопросы:

Учитель: Из чего делают материал или ткань для одежды производства текстиля. (Слайд 4)

Учащиеся дают свои варианты ответов… Учитель: Данный вопрос вызвал затруднение? Вывод: чтобы дать ответ на этот вопрос нам нужно изучить понятие ВОЛОКНО.

Формулировка темы и цели урока.

Учитель: как вы думаете, что де будет главной целью урока? Дети: изучить, что такое текстильные волокна…

Учитель: правильно, а еще мы будем исследовать свойства текстильных волокон хлопка и льна. Запишите в тетради тему урока: “Текстильные волокна. Волокна хлопка и льна”. (Слайд 5)

Итак, отправляемся в путь! (Метод “Солнце и тучка” планирование эффектов урока. Цель: Определение ожидание учеников от урока и опасения. Выявить тревожность учащихся. Формируются личностные и регулятивные УУД и компетентности)

Учитель объясняет правильность выполнения задания: - В дороге нас может настигнуть дождь опасений, но может радовать солнышко хороших успехов на уроке. У вас имеются рисунки с тучкой и солнышком. Выберите что-то одно, подпишите и положите в корзинку. А в конце путешествия мы проверим наши ожидания. (раздаточный материал приложения 1)

III. Изучение нового материала.

1. Общее понятие о текстильных волокнах.

По мере появления на слайде основных понятий учащимся задаются вопросы:

Что называют изделием? (Все предметы выполненные человеком)

Что называют материалом? (Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо)

Что называют сырьем? (Первоначальный предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке)

Затем на слайде появляется надпись Логическая цепочка “Производство фартука”

Учитель: Отвечая на вопросы, оставьте логическую цепочку “Производство фартука” на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа с классом).

Учитель: Перед вами изделие - фартук. Из какого материала он изготовлен?

Учащиеся: Из.ткани.

Учитель: Откуда берут ткань?

Учащиеся: Ее получают из нитей.

Учитель: Молодцы! (Слайд 6)

Следующий вопрос: Как определить сырье, из которого изготовлен материал? Что для этого нужно сделать? (Версии учащихся).

Учитель: Для этого нужно поближе рассмотреть строение ткани. Перед вами лежат лупы и образцы кусочков тканей, из которых можно сшить фартук.

Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте до конца начатую логическую цепочку.

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье).

Учитель: Что такое - “тонкие волоски” и откуда они берутся? - вопрос (проблема) на который дети пробуют дать ответ. Прием “открываем определение”.

Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.

*Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Проговорить коллективно вслух понятие и запись его определение в тетрадь.) (На слайде появляется следующий текст и картинка) В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. (Проговорить коллективно вслух понятие и запись его определение в тетрадь.) (Слайд 7)

Учитель: Скажите, а из каких растений получают текстильные волокна? (Ответы детей).

2. Классификация текстильных волокон.

Учитель: (первая остановка) - Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, давайте рассмотрим схему классификации текстильных волокон. В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав. По своему происхождению волокна делятся на натуральные и химические (на экране появляются названия “натуральные” и “химические”. Вы наверно помните, что в начальных классах мы с вами говорили откуда берутся нити. *Натуральные волокна - это волокна, растительного, животного и минерального происхождения (их мы будем изучать до 6 класса), их нам дает природа - хлопок, лен, конопля, крапива и др.) Их еще называют экологически чистым сырьем. (постепенно на экране появляются изображения) *Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях (их мы будем изучать в 7 классе). (Слайд 8)

Учитель: Обратите внимание, что похожая схема есть в ваших учебника и тематическом плакате-схеме, которые помогут вам легче запомнить и усвоить тему.

Запишите в тетради эти понятия.

А сейчас мы поближе познакомимся натуральными волокнами растительного происхождения, с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон. (метод “Экспресс-портрет” Цель: Знакомство (визуальное и тактильное восприятие) с волокнами растительного происхождения, закрепление и обобщение полученной информации по теме урока, активизация мыслительной деятельности)

Натуральные волокна с древнейших времен и до конца XIX века служили единственным сырьем для производства текстильных материалов. (При нажатии на названия производится гиперссылка на слайды). (Слайд 9)

Давайте рассмотри некоторые из них (слайды 10- 19). Вы можете поближе познакомиться с каждым из видов растений, дополнить сведения о них и рассказать на следующем уроке. Эта работа вам пригодится при работе над творческим проектом, поможет обогатить ваши знания по теме.

1. Волокна хлопка. (По ходу рассказа учителя дети просматривают коллекцию “Хлопок”) (Слайд 10) Приложение 3

2. Волокна льна. (По ходу рассказа учителя дети просматривают коллекцию “Лен”) (Слайд 13) Приложение 3

III. Физкультурная пауза.

Для снятия статической нагрузки, повышения уровня энергии в классе учитель просит учащихся встать и, повторяя за ним, воспроизвести движения под народную песню “Уж я сеяла, сеяла ленок”, сделать несложные танцевальные упражнения. (Слайд 20)

Руки вверх Лён, ты мой лён стоял при горе.
Лён зеляной стоял при крутой!..
Повороты руками “сеют” Уж я сеяла, я сеяла лянок,
Уж я сейла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “дергают лен” Уж я дёргала, я дёргала лянок,
Уж я, дёрга, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “мнут лён” Уж я мяла, я мяла лянок,
Уж я мяла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Движения руками “прядут” Уж я пряла, я пряла лянок,
Уж я пряла, приговаривала…
Притоптывая ногами, поворот Чибатами приколачивала, да,
Сбоку на бок пирворачивала, да.
Руки вверх с поклоном Ты удайсе, удайсе, мой лён,
Ты удайсе, мой белый лён!

V. Закрепление и применение полученных знаний. (Практическая работа)

Учитель: Начиная с 5 класса, пользуясь учебником, вы будете выполнять практические работы. Практическая работа - это самостоятельная работа учащихся по теме урока, выполняемая по плану с использованием необходимых материалов и инструментов.

Объяснение выполнения работы: ваша задача с помощью наглядных пособий и учебников провести небольшое исследование, заполнить таблицу и сделать выводы. Время на выполнение работы 15 минут, работа выполняется в парах.

Коммуникативные УУД (умение работать в парах и группе)

Практическая работа №1. (Приложение 2)

Дети выполняют практическую работу под музыкальное сопровождение классической музыки. (Слайд 21)

  1. Во время самостоятельной работы целевые обходы и индивидуальные консультации.
  2. Для проверки задания каждый по очереди учащийся зачитывает результаты своей записи, сверяет ее с остальными учениками.
  3. Учащиеся делятся своими наблюдениями, исправляя, если есть, ошибки в своей работе, а затем правильный результат появляется в окошечке ответа.
  4. Самооценка результатов работы на уроке. Регулятивные УУД (“посчитай ошибки”). (Слайд 22)

Учитель: О каком свойстве волокон вы узнали, прочитав в учебнике о хлопке и льне?

Учащиеся: О гигроскопичности.

Учитель: Что оно означает? Можно ли это свойство отнести к гигиеническим показателям?

Учащиеся: Да, т.к. гигроскопичность - это способность впитывать влагу из окружающей среды, то х-б ткани, из которых сделана одежда, не будут задерживать выделяющийся пот на поверхности нашего тела.

Учитель: Внимательно и правильно запишите данное определение в тетрадь.

Совместно с учащимися на основе сравнения волокон хлопка и льна делается вывод по результатам записей учащихся в пропущенных строках: (Слайд 23)

1. Волокна хлопка и льна…  (отличаются) по внешнему виду и на ощупь.

2. Хлопчатобумажные ткани обладают… (теми же) свойствами, что и волокна хлопка).

3. Волокна хлопка и льна обладают…. (положительными) свойствами и качествами

VI. Постановка домашнего задания.

На слайде демонстрируется текст домашнего задания, учитель комментирует и разъясняет:

  1. § 1, стр. 5-8 (ответить на вопросы).
  2. Выучить и знать основные понятия по теме урока, записать определение терминов в словарике.
  3. Найти дополнительные сведения о применении волокон различных растений в жизни человека (по желанию), пословицы и поговорки о льне и т.д.
  4. Принести полоски цветной бумаги 1/10 см. (Слайд 24)

VII. Подведение итогов.

Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием! Хотелось бы отметить работу пары...., т.к. они работали дружно, спокойно и самостоятельно. Надеюсь, что на следующем урок, где мы будем говорить о том, как из волокна получают нити и ткани, вы будете также активны и любознательны!

1. Вопросы для закрепления знаний:

1) Что называется волокном? (Тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз превышает их поперечные размеры)

2) Какие части растений используют для производства текстильных волокон в швейном материаловедении? (Стебли и листья)

3) При изучении данной темы вы добились поставленной перед собой цели в начале урока?

(Слайд 25)

2. Выставление оценок за урок.

VIII. Рефлексия урока

Наш закончился урок –
Вместе подведём итог:
Материалы - хлопок, лён
Хороши со всех сторон!
Всем спасибо говорю
От души благодарю!

Проверка ожиданий учащихся от урока (метод “Солнце и тучка) (Слайд 26) (Приложение 1)

Литература

  1. Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений -4-е изд., пераб./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2010-192 с.:ил.
  2. Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. – СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.
  3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.
  4. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Сост. Н.Б. Голондарева - Волгоград; Учитель-АСТ, 2010, 112 с.
  5. Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов Крупская Ю.В. Лебедева Н.И. Литикова Л.И (вариант для девочек)/ под ред. В.Д.Симоненко.. – М.:Вентана-Граф, 2010.