Знакомство с буквой "Б, б", звуками [б], [б']

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Знакомство с буквой Б б, звуками [б], [б’].

Прогнозируемые результаты:

  1. Познакомить с печатной буквой Б б.
  2. Дать фонетические характеристики звуку [б], [б’].
  3. Учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой Б б.

Тип урока: открытие нового знания.

Формирование УУД:

  • Познавательные – сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование понятия «буква» – знак для звука.
  • Коммуникативные – умение работать в парах, договариваться, организовывать совместную работу, взаимопомощь.
  • Регулятивные – планировать свою деятельность в начале урока, оценивать результаты в конце урока, находить ошибки и устанавливать их причины, удерживать цель деятельности до получения результата.

Оборудование: компьютер, букварь, индивидуальная касса, классное наборное полотно, буквы Бб, слоги, пластилин, шкала успешности «Я расту».

Цель деятельности учителя:

  1. Создать условия для знакомства с буквами Бб и звуками [б], [б’].
  2. Учить детей давать характеристику звукам.
  3. Формировать навык чтении слогов, слов, предложений с изученными буквами.
  4. Развивать творческое воображение и мелкую моторику рук у учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент урока. Мотивация

– Глазками проверяем готовность к уроку.
– Урок литературного чтения, обучения грамоте.
– На уроке присутствуют гости.

Задание: собери слово из букв: УСЕПХ ––> УСПЕХ.

Только вера в свои силы и знания вам помогут добиться успеха.

№ пп

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I Организационный момент урока. Мотивация. –Проверяем готовность к уроку: учебники, индивидуальные кассы, пластилин.
–Урок литературного чтения, обучения грамоте. На уроке присутствуют гости.
Девиз урока: «Только вера в свои силы и знания вам помогут добиться успеха.»
Всем желаю успеха на уроке, будете оценивать свою работу по шкале успешности «Я расту».
Задание: собери слово из букв: УСЕПХ>УСПЕХ.
–Проверяют готовность к уроку.

 

 

Собирают слово из магнитных букв на доске.

Регулятивные (контроль) принятие учебной задачи.

Коммуникативные
(умение слушать)

регулятивные

II. Постановка учебной задачи. –Как вы думаете. Чем мы будем на уроке заниматься? Что делать? Как делать? Зачем делать? –планируют свою деятельность. Регулятивные (составление плана в начале урока).
III. Актуализация знаний. –На классном наборном полотне исчезли за ночь некоторые буквы. Восстанови их:е-ё, ю, й, д, з.
–задает вопросы.
Звук-буква, слог, слово, предложение.
–Восстанавливают порядок букв на ленте.
–рассказывают всё о гласных, согласных.

–Отвечают на вопросы учителя.

–регулятивные
(находят буквы в «ленте букв»

–коммуникативные
(отвечают на вопросы)
–познавательные
(понятия звук, слог, слово, предложение).

IV. Усвоение новых знаний. «Открытие» учащимися нового знания. – Что это? (таблица)
– В таблице заколдовано слово, расколдуйте его.
1 2 3 4 5 6   8
?              

1 – ?
2 – У
3 – Р
4 – А
5 – Т
6 – И
7 – Н
8 – О

БУРАТИНО

– Почему слово не прочитать?
– Сформулируйте тему урока.
– Чтобы расколдовать отгадайте загадку.

Загадка про Буратино

«Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей.
Проказник, озорник и плут.
– Скажите, как его зовут?»

– Да, правильно, это ваш любимый сказочный герой Буратино.

Показывает книгу.

– Выделите первый звук в слове.

Вывод:  Будем исследовать новый звук.
[б] – твердый.
– Интересно, а может ли он быть мягким?

Выдвигает гипотезу.

– Чтобы расколдовать слово в таблице, разгадайте ещё одну загадку.

Загадка про ябеду.

«У меня соседка в классе –
Настоящая беда.
Все рассказывает маме,
Потому что…»
ЯБЕДА

Беседа учителя «Почему не хорошо ябедничать»

– Как называют человека, который всегда жалуется?
– Ябедничать не хорошо с такими не дружат, смеются. Это плохая привычка.

[б’] – мягкий.
Звук будем на письме обозначать знаком–буквой Бб.
Читает стихотворение:
– Буква Б – брюшко большое,
Сверху кепка с козырьком.
Будто буковка гордится,
Будто всё ей нипочем.

Работает с компьютером
Б б (и читает стихотворение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод звук [б]–согласный, парный, звонкий.

Работают с индивидуальными кассами.
Исследуют, доказывают, дают характеристику звукам в слове Буратино.

 

 

Анализируют слово ябеда (фонетический анализ).

 

 

Работают с фишками, делают вывод.

 

Печатают на доске, в воздухе.

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (решают возникшую в ходе урока проблему).

 

 

 

Коммуникативные (слушают, проговаривают)

Регулятивные (делают вывод).

 

Регулятивные (моделирование слова Буратино)

 

 

 

 

Регулятивные (моделируют слово ябеда).

 

 

Коммуникативные (общение с учителем).

Коммуникативные (слушают).

V. Физкультминутка.      
IV. Первичное закрепление нового материала.

 

 

Логоритмика

 

 

 

Работа с букварем стр. 109.

Учит читать слоги.
Ба – бя
Бо – бё
бу – бю
Бэ – бе
бы – би

Ба – та – на
Бо – то – но
Бу – ту – ну
Бэ – тэ – нэ
Бы – ты – ны

Учит читать слова с новой буквой Б б.
Учит составлять предложения со словами к схеме: ?__ __ __ .
(Берёза)

Чтение предложений стр. 110.

 

 

 

 

Читают слоги на доске.

 

 

 

Составляют предложение со словом берёза к схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение говорить, развитие речи).

VII. Работа в парах. Творческая работа. –Давайте повторим правила работы в парах. Даю задание. Из пластилина слепите букву Б б, такую, чтобы всем запомнилась, удивилась. Работают в парах.

Буквы прикрепляют на стенд «Наши проекты».

Коммуникативные (организовывают совместную работу).
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности на уроке. Продолжите высказывание:

Я повторил…
Я запомнил…
Я научился…

Оцените свою собственную работу на уроке по шкале успешности. Как добился успех?

«старался»
«хорошо
«молодец»
«отлично»

Оценивают свою собственную деятельность на уроке.