Простые механизмы

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Продолжительность: 40 мин

Класс: 7

Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (PowerPoint, Excel), видеоплеер

Цель урока: Рассмотреть рычаг как устройство, служащее для преобразования силы; установить правило равновесия рычага.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать знания определения понятий: простые механизмы, рычаг, правило равновесия рычага;
  • развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять само коррекцию своей учебной деятельности;
  • воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом!

Скажите, пожалуйста, о какой физической величине идет речь в стихотворении В.Брюсова (Работе)

Молодцы! Само стихотворение так и называется “Работа”.

Слайд 2

“Лошадиная сила – мерило – сила, вчетверо превышающая силу здоровой, крепкой лошади. В Англии применяется единица “Английская паровая лошадь” В. Даль “Толковый словарь”

Есть, ли в физике физическая величина, которая измеряется в лошадиных силах? (Да. Мощность.)

Слайд 3-8

Хорошо! Все мы помним название физических величин, которые изучали на прошлом уроке. Но давайте вспомним еще определения, формулы и единицы измерения этих физических величин. Для этого напишем небольшой диктант.

Слайд 9

Обменяйтесь листочками соседом, и проверти его работу, поставив за нее отметку.

Каждый ответ – это один балл.

Поднимите руки у кого пятерки. Молодцы!

Слайд 10 - 12

Прежде чем мы перейдем к новой теме. Я предлагаю вам, отгадать загадки.

  • Ножницы.
  • Тиски.
  • Подъемный кран.

Слайд 13

Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и скажите, что у них общего. (Все герои используют специальные приспособления, для облегчения своего труда)

Эти рисунки как — то связаны с загадками? (Да. Ножницы, подъемный кран, тиски — это, то же приспособление, которые служат для облегчения работы.)

Верно. Физические возможности человека ограничены, поэтому с давних времен человек часто использовал устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу. Эти приспособления называются простыми механизмами.

3. Объяснение нового материала

Тема нашего урока “Просты механизмы”

Слайд 14-17

Без этих преобразователей силы не было бы ни чудес света, ни обычной избы, ни кораблей для плавания, ни многого другого. Имена изобретателей скрыты в глубокой древности.

Среди простых механизмов выделяют рычаг и его разновидности – блок, ворот; и наклонную плоскость и ее виды – клин, винт. Остановимся более подробно сегодня на рычаге. Рычаг представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси. Что можно использовать в качестве рычага? (Лом, доску). Правильно.

Слайд 18 -19

Изобразим рычаг на схеме. Итак, вместе со мной чертим в тетрадях. Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы, действующие на рычаг, направлены в одну сторону. А как можно назвать, кратчайшее расстояние от точки опоры до линии, вдоль которой действует сила? (Плечо).

Сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе.

Для расчета выигрыша в силе, получаемого с помощью рычага, следует знать правило, открытое Архимедом еще в III в. до н. э.

Вы уже знакомы с последовательностью изучения явлений.(Наблюдение — гипотезы — эксперимент — вывод.)

В жизни мы наблюдали, как с помощью простых механизмов можно преобразовать силу. Теперь попробуем выдвинуть гипотезу, при каких условиях рычаг находится в равновесии ( отношение сил равно обратному отношению их плеч). Проверим наше предположение на опыте.

Для установления этой гипотезы проделаем следующий опыт:

К установленному на штативе рычагу по обе стороны повесим грузы. Ученик вешает груз, весом 2 Н, пытается уравновесить рычаг меньшей силой, например в 1 Н.

Рычаг уравновешен.

Итак, для того, чтобы уравновесить меньшей силой большую силу, необходимо чтобы ее плечо превышало плечо большей силы.

Во сколько раз отличаются силы и плечи в нашем опыте?

F1\ F2 =2\1=2, L2\L1=2; F1/F2 = L2/L1

На основе такого опыта мы установили правило рычага:

Слайд 20 -22

Рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил

Молодцы!

4. Закрепление нового материала

Что бы закрепить новый материал, предлагаю решить задачки из задачника Г.Остера

Слайд 23- 25

Решать задачи можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок!

5. Домашнее задание

Слайд 26

Запишем домашнюю работу:

  • 1 уровень: параграфы 33, 34,упр 25 №1,2,3,4
  • 2 уровень: + упр25 №5,6
  • 3 уровень: + творческое задание.

Творческое задание:

1. Изготовить модель простого механизма.

2. Найти пословицы о простых механизмах.

3. Сообщение о применении рычагов в технике