«Люблю тебя, мой край суровый, северный»

Разделы: Литература


Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока:

  • продолжить воспитание любви и уважения к родному краю;
  • продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством Г.Н. Цыпукова;
  • продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся в ходе анализа поэтического текста.

Оборудование урока:

  • подборка текстов (на столе у каждой группы) (Приложение 1);
  • информационный лист «Г.Н. Цыпуков – поэт – песенник» (Приложение 2);
  • аудиофайл песни Г.Н. Цыпукова «Люблю тебя, мой край суровый, северный…» (Приложение 3);
  • мультимедийная презентация «Отечество моё – Кировская область» (Приложение 4).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В языке любого народа отражаются его взгляды, нравы, традиции. В русском языке есть выражение «Иван, не помнящий родства» Кого русский народ издавна называл «иванами, не помнящими родства»? (возможный вариант ответа: так называют людей, которые не знают и не любят свою родину, её обычаи и традиции).

На прошлом уроке мы с вами знакомились со стихотворениями о Родине, о родной природе русских поэтов ХХ века. Сегодня мы продолжим эту работу. (Объявление общей темы урока: «Тема Родины и родной природы в творчестве поэтов ХХ века»)

Работа с текстом.

Задание: внимательно прочитайте отрывок из статьи В. Распутина. Представьте, что вы редактор школьного учебника, в котором помещена эта статья. Какое предложение и почему вы напечатали бы другим шрифтом в данном тексте? (Приложение 1. Отрывок из статьи В. Распутина) (Учащиеся выделяют предложение, в котором сформулирована основная мысль текста). Эти строки станут эпиграфом нашего урока.

Формирование групп для работы на уроке.

Перед каждым учеником на парте лежит лист со стихотворной строчкой. Необходимо собрать четверостишие, образовав таким образом команду для работы на уроке.

  1. Последние лучи заката
    Лежит на поле сжатой ржи.
    Дремотой розовой объята
    Трава некошеной межи.
    (А. Блок «Летний вечер»)

  2. Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна.
    Словно белою косынкой
    Повязалася сосна.
    (С. Есенин «Пороша»)

  3. Перед весной бывают дни такие:
    Под плотным снегом отдыхает луг,
    Шумят деревья весело-сухие,
    И теплый ветер нежен и упруг.
    (А. Ахматова)

  4. Звезда полей во мгле заледенелой,
    Остановившись, смотрит в полынью.
    Уж на часах двенадцать прозвенело,
    И сон окутал родину мою...
    (Н. Рубцов «Звезда полей»)

  5. Люблю тебя, мой край суровый, северный,
    За величавую, простую красоту.
    Твои могучие леса и необъятные поля
    Мне полюбились навсегда.
    (Г. Цыпуков)

Работа в группах.

  1. Группы 1-4 должны вспомнить автора, название стихотворения, подготовить выступление 1 учащегося от группы с представлением автора и чтением наизусть данного стихотворения. (Актуализация знаний, повторение изученного)
  2. Группа 5 работает с текстом нового стихотворения: готовит выразительное чтение данного стихотворения. (Учитель выступает в роли консультанта)

Анализ стихотворения.

(каждая группа получает текст стихотворения)

  1. Какие картины возникают у вас при чтении этого стихотворения?
  2. Можно ли сказать, что это стихотворение посвящено конкретному краю? Найдите приметы этого края в тексте стихотворения? (Край суровый, северный; Вятка-река; могучие леса; необъятные поля). Сопоставьте поэтический взгляд на наш край с данными Википедии. (работа с текстом из Википедии). Это стихотворение, действительно, посвящено нашей малой родине – Кировской области. (Приложение 4 Мультимедийная презентация «Отечество моё – Кировская область»)
  3. С каким чувством автор пишет о родном крае?
  4. Как в стихотворении подчеркнута любовь к родному краю? С помощью каких эпитетов автор рисует неповторимую красоту родного края?
  5. Какие ещё выразительные средства использованы автором? Как они помогают создать зримую картину нашего края?
  6. Выразительное чтение стихотворения.

Знакомство с автором стихотворения.

На столе у каждой группы лежит информационный лист «Г.Н. Цыпуков – поэт-песенник» (Приложение 2). Задание: познакомьтесь с материалами информационного листа и подготовьте небольшое представление автора стихотворения, с которым мы познакомились на уроке. (После подготовки выступает представитель одной из группы, остальные группы дополняют ответ).

Знакомство с песней.

Многие стихи Г.Н. Цыпукова стали песнями. Но одна из самых знаменитых – эта песня «Люблю тебя, мой край суровый, северный» Запись, которую вы сейчас услышите, сделана в Италии в 1976 году. Песню Г. Цыпукова исполняет хор песни и танца «Искорка» колхоза «Искра» Котельничского района Кировской области под руководством народной артистки СССР А.В. Прокошиной.

Как музыка помогает передать настроение этого произведения? 

Перечитаем слова В. Распутина, которые стали эпиграфом сегодняшнего урока. Как созвучны они строкам ещё одного стихотворения Г.Н. Цыпукова.

Страны прекрасней нет моей Отчизны,
Любовь к ней в своем сердце я храню....
И было б мне дано прожить две жизни:
Я б снова выбрал Родину мою.
И есть в моей России край заветный,
Что вятскою сторонушкой зову,
Для многих он, возможно, неприметный,
Но всех родней он сердцу моему!

Словарная работа.

заветный - ая, ое (книжн.). (Толковый словарь Ушакова)

  1. Любимый, дорогой, свято хранимый. Заветные мечты. Заветные желания.
  2. Скрываемый, известный немногим, секретный. Заветный клад.
  3. Завещанный, унаследованный (устар.). Дедушкино заветное кресло.
  4. Запретный (устар.). На берегу заветных вод (пограничных) цветут богатые станицы. Пушкин.

В каком из значений использовано слово «заветный» в стихотворении Г.Н. Цыпукова? 

Итог урока – написание сочинения-миниатюры.

Сегодня на уроке мы узнали имя нашего поэта-земляка Г.Н. Цыпукова, прикоснулись к его поэтическому миру и познакомились с его видением нашего родного края. Поводя итог нашего сегодняшнего разговора, напишите сочинение-миниатюру «Край заветный» (5 -7 минут написание и чтение сочинений)

Домашнее задание.

Красота Вятского края запечатлена на полотнах многих известных художников. Одно из самых известных имен – братья Васнецовы. С творчеством старшего, Виктора Михайловича, мы уже знакомы. На следующем уроке развития речи мы будем знакомиться с творчеством Аполлинария Михайловича Васнецова, с его пейзажной живописью.

Задание: составить словарик терминов (10-15 слов) на тему «Живопись».