Слайд 1, Слайд 2
“Воспитание – великое дело.
Им решается участь человека.”
В. Белинский
Помните старинную пословицу “что посеешь – то и пожнешь”? Это на все сто процентов относится к воспитанию детей. Чем больше усилий приложат родители к воспитанию своего ребенка, тем более достойный член общества из него получится. К сожалению, современные родители, прежде всего, ставят перед собой цель обеспечить ребенка, а не воспитать. Задачу воспитания они почему-то оставляют на плечи сначала воспитателей, а позже учителей. Но ребенку в первую очередь нужно именно родительское воспитание, которое в состоянии дать далеко не каждый современный родитель.
Слайд 3
“Семья начинается с детей”
А.И. Герцен
Счастье – это мягкие, теплые ладошки.
За диваном фантики, на диване крошки.
Что такое счастье – проще не ответить.
Счастье есть у каждого, у кого есть дети!!!
Слайд 4 Современное общество диктует свои законы. Сейчас многие родители работают по выходным, а их дети в это время предоставлены сами себе, а развитие детей во многих семьях сведено на нет. Вот и получается, что ни на буднях, ни на выходных родители не могут уделить должного внимания ребенку и его проблемам.
Задача родителей (какими бы они не были занятыми и уставшими) – заниматься воспитанием и развитием своего ребенка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе. Чем раньше родители уделят внимание вопросу воспитания ребенка – тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.
Слайд 5 “Для того, чтобы ребенок был успешным в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего не его коэффициент интеллекта, доход или социальный статус семьи, а то насколько родители вовлечены в его обучение. (Из руководства для учителей США)
Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Многих великих ученых, писателей, педагогов волновал этот вопрос. Доказательством служат афоризмы, цитаты, фразы, высказывания и мысли великих людей о воспитании, доставшиеся в наследство современникам в огромном количестве. Просто кладезь мудрых советов и воспитательных идей, которые так нужны молодым и неопытным родителям! Ознакомимся с некоторыми из них.
Слайд 6 Л.Н. Толстой считал воспитание детей одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, тесное общение родителей с детьми.
“Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо жить самому?”
Л.Н.Толстой
Слайд 7
“Невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен; воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь ненравственную, можно было бы дать нравственное воспитание детям.”
Л.Н.Толстой
В свое время Василий Сухомлинский, известный советский, украинский педагог разработал абсолютно новую педагогическую систему, которая берет свою основу на том, что личность ребенка – это главная ценность, на которую и стоит ориентироваться при образовании и воспитании. Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей.
Слайды 8-14
- "Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца".
- "Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".
- “Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.”
“Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе”.
“Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека”.
“Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог”.
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях. Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?
Слайд 15 “Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца”. ( А. С. Грибоедов)
Слайд 16 Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.
"Чтобы судьбу как задачку решить,
Мало постигнуть азы мирозданья,
Есть еще образованье души -
Самое высшее образованье".
(Петербургский бард Александр Дольский)
Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов. Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.
Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета.
Слайд 17 “Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”. (К.Д. Ушинский)
Слайд 18 “Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи”. (Л. Н. Толстой)
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Слайд 19 “Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. (А. С. Макаренко )
Слайд 20. Труд — основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе. С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.
“Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство”. ( В. А. Сухомлинский)
Слайды 21-26
Народная мудрость гласит.
- Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?
Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
Слайды 27-43
Тест для родителей “Какой Вы родитель?”
- Можете ли Вы?
1. В любой момент оставить все дела и заняться ребенком?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
5. Сохранять самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
6. Поставить себя на место ребенка?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая фея (добрый волшебник)?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что пожелает и ни во что не вмешиваться?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
11. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо оттолкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
13. Устоять против детских просьб и слез, если Вы уверены, что это – каприз, детская прихоть?
А) могу и всегда так поступаю;
Б) могу но не всегда так поступаю;
В) не могу
Подсчет баллов:
- Ответ “А” - 3 балла
- Ответ “Б” - 2 балла
- Ответ “В” - 1 балл
От 30 до 39 баллов
Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 18 до 30 баллов
Забота о ребенке для Вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 18 баллов
У Вас серьезные проблемы в воспитании ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью. Обратитесь за помощью к педагогам, психологу, ознакомьтесь с книгами по семейному воспитанию.
Слайд 44
Используемые источники.
1) http://www.kraskizhizni.com/family/701-10-sovetov-roditeliam
2) http://newchild.dp.ua/biblioteka/citaty-o-detstve/57-citaty-o-detyah-roditelyah-vospitanii.html
3) http://prosto-ov.ru/aforizmy-i-citaty/
5) http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
6) http://referatwork.ru/refs/source/ref-2438.html
7) http://www.vevivi.ru/best/AS-Makarenko-o-vospitanii-detei-v-seme-ref156903.html
8) http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
9) http://klasnaocinka.com.ua/en/article/10--vazhnikh-sovetov-po-vospitaniiu-detei-v-seme.html
10) http://mdou12.68edu.ru/Stranici/Rodit/soveti/tect.pdf